Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №23/2007


ГИЛЬДИЯ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ + ИССЛЕДОВАНИЕ

Если вы внимательно прочитали два предыдущих материала, то, наверное, испытали чувство недоумения: каким же образом два очень умных человека и хорошо известных в стране психолога, постоянные авторы нашей газеты Марина Битянова и Александр Савенков, оказались в противостоящих методологических лагерях — «за» и «против» проектного обучения? Ведь вроде бы всегда соратниками были…

Уверен: они не только были, но и остались соратниками. Цель у них — как и у всех нас! — общая: оказать помощь ребенку на пути его развития. А то, что возникают разногласия по поводу применяемых методов, — это совершенно нормально. Ведь полное единодушие, идеальный порядок и абсолютное отсутствие споров по поводу способов жить бывает только в одном месте — извините, на кладбище.

Мне тоже хочется вступить в развернувшуюся дискуссию, открыто провозгласив свою поддержку обоих направлений обучения — и проектного, и исследовательского. Нет смысла спорить о разнице, существующей между ними, — в статье Александра Савенкова эта разница убедительно продемонстрирована. Но пристрастие к одному не должно, как мне кажется, отвергать перспективы развития другого.

Один из главных аргументов критики в адрес проектирования — то, что «таким образом мы не творца развиваем, а банального деятеля». Но ведь и проектное, и исследовательское обучение — это виды деятельности, а творчество, как справедливо пишет Александр Савенков, ссылаясь на Я.А.Пономарева, — это «побочный продукт» деятельности. То есть этот самый «побочный продукт» может родиться практически в любой деятельности, а значит, не только в исследовании, но и в проектировании тоже.

В принципе, в статье Савенкова мы встречаем согласие с таким взглядом: «С точки зрения педагогической психологии и образовательной практики важно, что и проектирование, и исследование тесно связаны с прогнозированием, а потому могут служить инструментами развития интеллекта и креативности ребенка в обучении».

Можно предположить, что для разных детей (а может быть, и для одних и тех же) в разных обучающих ситуациях могут оказаться предпочтительными и эффективными в плане развития креативности и творческих способностей либо проектные, либо исследовательские методы обучения.

Что касается истоков проектного обучения — английского прагматизма, якобы абсолютно чужеродного для российского менталитета и категорически не принимаемого творчески настроенным российским бессознательным, то этот тезис вызывает определенные сомнения. Давно и непродуктивно длится в нашем обществе дискуссия о непознаваемости загадочной русской души, и нет, пожалуй, оснований добавлять что-то еще в мутное варево словесных спекуляций («давно пора, ядрена мать, умом Россию понимать!»). Однако существующие установки о том, что для русского человека характерно емелино творческое использование внезапно свалившихся благ в сочетании с патологической ленью, представляются не просто далекими от действительности, но и очень вредными для этнического самосознания.

А может быть, все беды и проблемы нашего общества в том и заключаются, что катастрофически не хватает здравомыслящих государственных людей, которые не увлечены безудержными фантазиями о «коммунистическом рае» или поисками творческих решений в рыночном обмане ближних, а способны к обоснованному прогнозированию — проектированию развития здорового общества?

Ведь эта проблема очевидна и на уровне деятельности, например, практических психологов. Многие выпускники психологических факультетов увлеклись исследовательской деятельностью (часто очень творческой, бескорыстной и жутко инновационной), но при этом не в состоянии решать конкретные практические задачи, требующие технологических навыков проектирования. И пользы от их ислледований в большинстве случаев никакой.

Если наши ученики окажутся способными проектировать решение непростых жизненных задач — разве это приведет к ущербности в их развитии? Если учителя овладеют технологиями проективной деятельности — разве это приведет к падению уровня их интеллекта?

Александр Савенков замечает, что между исследовательским и проектным прогнозированием будущего можно зафиксировать промежуточную составляющую — вероятностное прогнозирование. Это область «проблемных исследований». Видимо, именно в этой области можно обнаружить удачное сочетание проектирования и исследования. И наверное, именно здесь возникает «содружество» сознательной познавательной активности и интуитивного творческого поиска.

Думается, что дифференцировать проектное и исследовательское обучение необходимо, но, как человек успешнее движется на двух ногах, а не на одной, так и ребенок сможет развиваться оптимальным образом, опираясь и на то, и на другое.

Этот номер нашей газеты посвящен одной из этих составляющих обучения. В будущем — рассмотрим и другую. Или я уже занимаюсь проектированием?..

Игорь ВАЧКОВ,
доктор психологических наук

Публикация статьи произведена при поддержке екатеринбургской компании Secure doors TM. Выбирая надежную защиту для вашего дома, стоит обратить внимание на предлагаемые на сайте sale-ural.ru сейф-двери со склада в Екб, цены ниже, а качество самое высокое. В ассортименте интернет-магазина представлен широкий выбор дверей как эконом-класса, так и элитных моделей с повышенной защитой. Оплата по факту установки сейф-двери.