Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2008
«Я — исследователь»


ГИЛЬДИЯ

«Я — исследователь»

Четыре года в нашей стране действует образовательная программа «Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников — «Я исследователь». Газета «Школьный психолог» выступает ее информационным спонсором. В этом номере мы представляем статью автора данной образовательной программы А.И. Савенкова, доктора психологических и педагогических наук.

Еще совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности для большинства людей — ненужная роскошь. Если кому-то они и нужны, то лишь узкой группе специалистов — научным работникам, разведчикам, следователям и, может быть, еще журналистам. Но жизнь не стоит на месте. Окружающий нас мир меняется с такой стремительной быстротой, что для выживания в нем человек все реже может опираться на отработанные его предками и им самим стереотипы. Для того чтобы выжить в динамичном мире, современному человеку все чаще приходится проявлять поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.

Как стимулировать природную потребность ребенка в новизне? Как развить у него способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы очень актуальны для современной образовательной практики.

Для поиска методических ответов на них можно использовать разные средства: проводить конференции, где будут участвовать известные ученые и практики; устраивать спецсеминары с привлечением ведущих специалистов; проводить открытые занятия, мастер-классы и пр. Все это важно и, безусловно, очень полезно. Но есть и особая форма обмена профессиональной информацией — участие с детьми в разнообразных конкурсах, фестивалях, соревнованиях.

Конкурсы и педагоги

Опытному практическому психологу и педагогу конкурс позволяет увидеть многое из того, о чем ему не могут или не хотят рассказывать на конференции, что не всегда желают показывать на спецсеминаре, что старательно скрывают на открытом занятии или мастер-классе. Грандиозная панорама методических возможностей открывается пришедшему на конкурс наблюдательному специалисту. Здесь в реальном деле можно увидеть и самых заурядных, и одаренных детей, увлеченных своими исследованиями и проектами. Столкнуться с невероятным многообразием тематики детских творческих изысканий. Встретиться с педагогами и родителями, нашедшими свои методические решения сложнейших проблем включения детей в самостоятельные исследования и проектирование.

Есть у таких конкурсов и другая сторона. Конкурс, конечно, проводится для детей, но руководители детских работ — его полноправные участники. Любой человек, решивший принять участие в каком-либо конкурсе, непременно надеется победить, но при этом те, кто поумнее, понимают, что могут и проиграть. Причем диапазон причин проигрыша обычно столь широк, что всегда позволяет «сохранить лицо». Однако те, кто не победил, обычно расстраиваются.

Многие психологи и педагоги, пытаясь прикрыть собственную некомпетентность «фиговым листком» псевдогуманизма, выступают против конкурсов, олимпиад, соревнований и других форм конкурентного взаимодействия детей. Вот только жизнь обычно не спрашивает нас, хотим мы или нет с кем-то конкурировать, она просто поминутно погружает каждого в пучину конкурентной борьбы за самые разные ресурсы. Бесчисленные соревнования и противостояния помимо нашего желания буквально пронизывают и биологическую, и социально-культурную стороны нашего существования.

Гуманны ли соревнования?

Можно делать вид, что этого нет, и старательно ограждать ребенка от самых разных состязаний — интеллектуальных, художественных, спортивных. Ведь соревнование часто внешне выглядит негуманно и даже жестоко! Выигравший может зазнаться, а проигравший порой переживает нешуточные потрясения. В ходе соревнований детьми овладевает масса сильных положительных и отрицательных эмоций: они радуются, расстраиваются и даже плачут. И многие педагоги этого не выдерживают… исключают из методов воспитания соревнование.

Но давайте скажем себе честно, кого при этом они оберегают. Рискну сказать, что не ребенка, а в первую очередь себя, свои нервы и душевные силы. Ведь большинству из нас тяжело смотреть на яркие проявления детских эмоций, в особенности на детские слезы, нам хочется быть добрыми тетями и дядями и только улыбаться и радоваться, гладя детей по головке. А тут соревнование — мощный выплеск эмоций, страсти, страдания, сильные чувства — зачем? Ведь можно просто, изобразив из себя «гуманиста», отказаться от соревновательности в воспитании, и избавишься от множества сложных профессиональных проблем.

При этом остаются без внимания очевидные вещи — понятие «успех» неизвестно тому, кто не переживал поражений, состояние эмоционального комфорта не может по достоинству оценить тот, кто хотя бы раз не переживал эмоциональный дискомфорт. А разве преодоление ребенком реальных трудностей не является необходимой составляющей любого воспитательного процесса?

Давайте задумаемся — как скажется ограждение от соревнований на развитии социального интеллекта ребенка? Опыт побед и поражений, приобретаемый в ходе различных состязаний, чрезвычайно важен для дальнейшей жизни, без него наивно рассчитывать на воспитание творца, не боящегося жизненных трудностей. В ходе соревнования ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, самоутверждается, учится рисковать, выигрывать и, что особенно важно, — проигрывать, приобретает «опыт разумного авантюризма». Подчеркну, что особой воспитательной ценностью обладают проигрыши, не случайно в народе всегда за одного битого двух небитых давали…

Особый оттенок всем этим рассуждениям придают итоги последних исследований в области психологии детской одаренности. Согласно им, то, что именуют теперь непривычными терминами — «эмоциональный» или «социальный» интеллект, на 80% обеспечивает возможность высоких достижений в жизни (а не уровень знаний, и даже не абстрактный интеллект — IQ, и не креативность, как считалось в ХХ веке). Конечно, разговор об эмоциональном интеллекте — отдельная тема. Отмечу только, что под этим понимают: самомотивацию, устойчивость к разочарованиям, контроль над эмоциональными вспышками, умение отказываться от удовольствий, регулирование настроения и умение не давать переживаниям заглушать способность думать, сопереживать и надеяться.

Для развития этих личностных характеристик соревнование — незаменимое средство. Поэтому-то разнообразные олимпиады, конкурсы, спортивные состязания традиционно рассматриваются как действенные пути выявления и реализации неординарных возможностей юных дарований.

Цели и задачи

По замыслу автора идеи и организаторов, конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я — исследователь» является образовательной программой, ориентированной на развитие у детей навыков исследовательской деятельности и творческого проектирования.

Цель конкурса — развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

Задачи конкурса:

• Содействие развитию творческой исследовательской активности детей.

• Формирование у учащихся и педагогов представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности и стиле жизни.

• Содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с дошкольниками и младшими школьниками.

• Стимулирование у дошкольников и младших школьников интереса к фундаментальным и прикладным наукам.

• Содействие формированию у детей научной картины мира.

• Пропаганда лучших методических разработок по учебно-исследовательской работе дошкольников и младших школьников.

Участники

Участниками конкурса могут быть все дети дошкольного и младшего школьного возраста. Никаких ограничений, кроме верхней границы возраста — 11 лет, не существует. Нижняя граница возраста принципиально не обозначается. Организаторы и жюри конкурса готовы рассматривать любые исследовательские работы и творческие проекты детей не старше 11 лет.

К участию в конкурсе допускаются и те, кто выполнял работу индивидуально, и те, кто трудился в коллективе. Единственное ограничение — количество членов коллектива, представляющих одну исследовательскую работу или творческий проект, не должно превышать пяти человек.

Этапы проведения конкурса

Конкурс проводится в два этапа. Первый этап — региональный, второй — республиканский. Критерии оценки и механизм рассмотрения представленных работ одинаковы и на региональном, и на республиканском этапах.

Все принятые на конкурс работы должны пройти два уровня рассмотрения: отборочный и итоговый.

Отборочный уровень. В назначенный день все авторы со своими работами размещаются на единой площадке. Члены жюри конкурса изучают представленные детьми материалы, знакомятся с докладами. По итогам первого дня на специальном заседании жюри отбирается 10–12 лучших работ по каждой из трех секций. Авторы этих работ получают звания лауреатов конкурса.

Итоговый уровень. Во второй день авторы отобранных работ делают 7–10-минутные сообщения об итогах собственных изысканий. Проходит это на специальных заседаниях секций. Руководит заседанием председатель жюри секции. Перед началом заседания устраивается жеребьевка, по результатам которой определяется порядок представления работ.

Жюри и все присутствующие (мероприятие проводится как открытое), заслушав автора, задают вопросы, высказывают собственные суждения. Ведущий заседание председатель жюри строго следит за временем обсуждения.

После прослушивания всех участников на специальном заседании жюри отделения подводятся итоги — определяются победители.

О подведении итогов

По итогам отборочного уровня все участники (дети и их педагоги) получают призы и дипломы «Участников конкурса».

Все участники финального уровня получают призы и дипломы «Лауреатов конкурса». Победители в своих возрастных группах — дипломы и призы за первое, второе и третье места.

Оргкомитетом установлены четыре возрастные группы:

• до 6 лет;

• 7–8 лет;

• 8–9 лет;

• 9–10 лет.

(Окончание следует)

Александр САВЕНКОВ,
председатель жюри

TopList