Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2008
Не такой, как все


СТИХИЯ ВОЗДУХА

Мастер-класс

 

Олег ХУХЛАЕВ,
кандидат психологических наук,
заведующий кафедрой этнопсихологии
и психологических проблем
поликультурного образования МГППУ

 

НЕ ТАКОЙ, КАК ВСЕ

Психологическая адаптация детей-мигрантов
из инокультурной среды в начальной школе

МАТЕРИАЛЫ К ТРЕНИНГУ

В настоящее время в российских школах учится большое количество детей-мигрантов как из ближнего, так и из дальнего зарубежья. Зачастую перед психологами, кроме типовых коммуникативных, личностных и прочих проблем, встает проблема, как помочь этим детям адаптироваться в классе и как содействовать тому, чтобы класс принял этих детей.

В рамках начальной школы задача усложняется еще и тем, что традиционный подход, используемый в тренингах толерантности, основан на высокой рефлексивной способности участников и потому с трудом применим в работе с учениками 1–4-го классов. В связи с этим в рамках работы центра «Гратис» при поддержке УВКБ ООН с 1999 г. мы осуществляем разработку различного рода тренинговых заданий, включение которых в схему стандартного психологического сопровождения в начальной школе могло бы содействовать адаптации детей-мигрантов из инокультурной среды

Представленные упражнения направлены на решение следующих задач:

1. Осознание своей этнической уникальности в целостном культурном контексте.

2. Развитие культурной сензитивности, чувствительности и уважения к культурным различиям.

3. Обучение базовым навыкам этнокультурной компетентности.

Подчеркнем, что последовательность занятий условна, поэтому их следует рассматривать в первую очередь как материалы, вводимые в общую структуру психологического сопровождения в школе. Однако это не мешает в отдельных случаях использовать их и как целостный тренинг.

ЗАНЯТИЕ 1. Не такой, как все

Разминка (по выбору ведущего)

Основное содержание занятия

Сказка «Маленький котенок»

Жил-был маленький-маленький котенок. Жил он в маленьком и очень уютном домике вместе со своей мамой-кошкой, папой-котом и со своими братьями и сестрами-котятами. И был он самый маленький и очень рыжий. Да-да, совсем рыжий и яркий. Когда он шел по улице, сразу было видно, что это именно ОН идет, такой он был рыжий. Самое удивительное, что все вокруг были серые: темно-серые, светло-серые, серые в черную и белую полоску — и ни одного, ну совсем ни одного рыжего. И вся его семья, и родня, и знакомые были серые. Словом, из тех, кого он знал, он был один такой рыжий!

И вот однажды произошел с ним совсем печальный случай. Когда наш маленький котенок гулял во дворе, он увидел двух сиамских котят, которые весело играли в мячик, прыгали и веселились.

— Привет, — сказал рыжий котенок, — вы так здорово играете. Можно, и я поиграю с вами?

— Не знаем, — ответили котята. — Видишь, какие мы красивые, голубовато-серые, а ты какой-то странный, почти красный, мы никогда таких не видели и лучше будем играть вдвоем!

Тут к ним подошел большой озорной котенок с соседнего двора, темно-серый в тонкую черную полоску. Он недобро усмехнулся и сказал:

— Ты такой маленький и такой оранжевый... Очень может быть, что ты вовсе не маленький рыжий котенок, а просто-напросто большая красная МЫШЬ!!!

Очень грустно стало маленькому котенку, он потерял аппетит и почти каждую ночь плохо спал, ворочаясь в своей кроватке. И все думал: «Я такой маленький, такой рыжий! Другие даже не хотят играть со мной, и, наверное, никто никогда не будет со мной дружить!»

Маленькому котенку было обидно и больно. Стал он очень печальный и перестал гулять во дворе, все больше сидел дома и смотрел в окно. Маме он говорил, что ему просто не хочется гулять, но на самом деле он боялся, что будет гулять там совсем один и никто не захочет с ним играть.

Так он сидел целыми днями у окошка и печалился. Но однажды случилось вот что. С самого утра было сыро и пасмурно, и всем было очень-очень грустно в такую погоду. Но вдруг из-за туч выглянуло солнышко. Оно раскрасило все вокруг в яркие цвета, и всем стало весело и светло. «Как все любят солнышко, какое оно красивое. А ведь оно такое же оранжевое, как и я! — подумал маленький котенок. — Если я буду таким же хорошим, то всем будет тепло и радостно рядом со мной!» И котенок решил не бояться и выйти во двор немного погулять.

Во дворе царила ужасная суматоха: все столпились вокруг большого дерева, на котором сидел маленький белый котенок и громко плакал (он боялся спускаться с дерева). Все беспокоились, что он упадет. А наш рыжий котенок храбро залез на дерево и снял малыша. Все вокруг радовались и говорили:

— Смотрите, какой храбрый и добрый котенок!

— Он очень смелый, просто настоящий герой!

И все поздравляли котенка, которому было от этого радостно, он выпрямился во весь рост и распушил хвостик.

— Смотрите, какой он красивый, добрый и яркий, как маленькое солнышко! — сказал кто-то. И маленький котенок пошел домой очень-очень счастливый и светло улыбался всем вокруг.

Вопросы для обсуждения

Из-за чего грустил и переживал котенок? Почему с ним не хотели играть? Что значит быть не таким, как все?

— Что понял котенок, когда посмотрел на солнышко?

— С вами когда-нибудь случалось что-то похожее? Чему ты мог бы научиться у котенка, а чему мог бы научить его сам?

Рефлексия

Почему хорошо быть не таким, как все? Для чего это может пригодиться?

ЗАНЯТИЕ 2. В чужой стране

Разминка «Волшебник»

Дети становятся в круг, кладут друг другу руки на плечи. Затем одному из них завязывают глаза и ставят в круг на другое место. Ему необходимо представить себя волшебником и, почувствовав плечи друзей, угадать, кто стоит рядом с ним.

Основное содержание занятия

Сказка «В чужой стране»

В одной стране никогда не было лис. И вот однажды там поселилась лисиная семья. Я вам расскажу про приключения их сына.

Было жарко. Лисенок открыл глаза и увидел большую мохнатую голову неизвестного ему зверя.

«Вот это да!» — подумал лисенок и протянул лапу, чтобы поздороваться с незнакомцем. Тот в ответ грозно зарычал:

— Ты кто такой? Как ты оказался в нашей стране? Р-р-р-в-ав!

Лисенок потянулся, ведь он только что проснулся, и сказал:

— Я это я, а ты кто?

— Ах, ты еще и нахал, чужак! — грозно зарычал неизвестный зверь. — ну смотри, попадешь в беду!

Он развернулся и побежал прочь.

Лисенок поднялся и оглянулся по сторонам. Все вокруг было ему незнакомо, и от этого стало немного страшно. Всюду пробегали совсем непохожие на него звери. Кто-то из них вдруг увидел лисенка и закричал:

— Смотрите, какой смешной!

Все звери повернулись к нему. Они смеялись и тыкали в него своими лапами:

— Какой он страшный и некрасивый!

Лисенок увидел, что все они одного цвета, их светлая шерсть совсем не такая, как у него.

— Иди отсюда, чужак! — кричали ему. — Мы не будем с тобой играть.

Вскоре на поляне никого не осталось. Лисенок сел на траву, потер лапами свои глаза (вдруг ему это снится), но ничего не помогло, и он заплакал: «Меня никто не любит! Я не похож на них! Я другой!»

И он, грустный, пошел к маме с папой. Но родители не могли ему помочь, ведь они тоже были чужие в этой стране. Тогда лисенок решил стать злым, и всем, кто встречался на его пути, вместо «Здравствуйте!» говорил: «Р-р-р-р!»

И вот однажды в лесу случилось наводнение. Лисенок, гуляя, увидел широкую реку, текущую посередине леса. На ее берегу стояли грустные медведи: их дом был на другом берегу, и они не могли туда попасть.

Наш лисенок очень хорошо умел прыгать. Он подумал: «Вот трусы, я сейчас вам покажу!» Разбежался и… перепрыгнул реку. Лисенок повернулся и хотел посмеяться над медведями, но увидел, что по щеке одного медвежонка стекает слеза, а самый маленький кричит маме, что он хочет кушать.

— Я вам помогу, — прошептал лисенок. Он перепрыгнул обратно и быстро научил медведей прыгать через реку. Оказалось, надо было только посильнее разбежаться и все. А маленьких он перенес на своих плечах.

— А мы думали, что ты злой и плохой, — сказали медведи. — Прости нас, мы никогда не видели таких, как ты, с такой шерстью.

— Расскажи о своих маме и папе, — попросил маленький медвежонок, — во что вы играете, что едите?

— Побежали! — закричал лисенок, и они вместе отправились к нему домой.

Звери этой страны стали часто приходить в гости к лисам, чтобы попробовать необычную еду, послушать рассказы об их необычной жизни и узнать что-то новое.

Вопросы для обсуждения

— Почему лисенку было грустно? С вами бывало такое?

— Как бы вы поступили на месте лисенка (когда он перепрыгнул реку)?

— Что помогло лисенку подружиться с местными зверями?

Рефлексия

Бывали ли у вас такие случаи? Как вы справлялись с ними?

ЗАНЯТИЕ 3. Иностранец

Разогрев «Мое любимое животное»

Каждый ребенок по очереди выходит перед группой и изображает мимикой и пантомимой (без слов) то животное, которое ему больше всего нравится. Группа угадывает название животного.

Основное содержание занятия

Ведущий рассказывает историю, которая в процессе рассказа разыгрывается детьми по ролям. Часть детей (5–6 человек) изображают зверей, а остальные — зрителей, которые потом должны будут помочь зверям.

«Кто из них прав?»

Жили на свете разные звери. Как-то раз собрались они на большой поляне в лесу и стали говорить о том, какая еда вкуснее. Тигр сказал:

— Вкуснее всего мясо!

— Нет, морковка, — перебил его заяц.

— Самое вкусное — это молоко, — сказала кошка.

— Вкуснее всего бананы, — закричала обезьяна.

— Неправда, лучшая еда — это трава, — ударила копытом лошадь.

Они чуть не подрались. Ребята, давайте поможем зверям ответить на вопрос: «Какая еда лучше?»

В процессе обсуждения ведущий подводит ребят к мысли, что нет «лучшей» еды для всех, каждому нравится что-то свое.

«Иностранец»

Ведущий. Мы видели, что сейчас происходило у зверей, теперь мы посмотрим, как то же самое бывает у людей.

Выбираются актеры: один — «иностранец», другие (4–5 человек) — «местные жители». Обязательно часть группы должна играть зрителей.

«Иностранец» (на нем надета рубашка задом наперед) пришел в другую страну. Там все смеются над ним. Ведущий спрашивает зрителей: «Они ругаются, что делать? Кто из них прав?»

Стимулируется диалог между зрителями и актерами, затем разыгрывается выход из ситуации, предложенный детьми. В случае затруднения можно напомнить, что происходило между животными и как там это решили.

Рефлексия

— Почему люди не всегда хорошо относятся к иностранцам?

ЗАНЯТИЕ 4. Я принимаю «других»

Разминка

По выбору ведущего.

Основное содержание занятия

Детям читается следующая история (взята из книги: Риэрдон Б. Толерантность — дорога к миру. — М., 2001).

История про халифа Омара

Джаблах ибн аль-Айхам, последний аравийский царь из династии Аль-Гаса Сенех, объявил свою приверженность исламу в период правления халифа Омара ибн аль-Хаттаба, прозванного Справедливым. Царь Джаблах отправился в Медину (священный город ислама, куда мусульмане совершают паломничество), сопровождаемый роскошной процессией. На голове у него была корона, украшенная драгоценными камнями и жемчугом, шеи его лошадей обвивали золотые цепи. Когда он находился в Аль Каабе, какой-то человек наступил на полу его одежды. Джаблах рассердился и ударил его кулаком. Человек был бедным и слабым, и он пожаловался халифу Омару. Халиф Омар спросил у Джаблаха, действительно ли он ударил бедняка. Джаблах ответил, что это правда. «Что ж, — сказал халиф Омар, — тогда сейчас докажи, что уважаешь его права». «Как это возможно? — спросил изумленный Джаблах. — Я царь, а он всего лишь простолюдин». Омар ответил: «Ислам уравнивает всех людей. Один человек может быть лучше другого, только если он лучше как мусульманин». Той же ночью Джаблах и его свита тайно выехали из Медины в Константинополь, где он прожил остаток своей жизни чужестранцем, вдали от дома и подданных (отказавшись от ислама).

Дети обсуждают историю, отвечая на следующие вопросы:

Что бы вы сделали на месте царя Джаблаха? Как бы вы поступили?

— Как вы считаете, должны ли мы относиться ко всем людям одинаково?

— Что сделал бы царь Джаблах, если бы он был терпимым человеком и принимал других?

После обсуждения разыгрывается сценка по рассказанной истории, где завершение происходит по схеме (или схемам), предложенной детьми в ответ на последний вопрос.

Рефлексия

— Все ли вы в жизни принимаете «другого»?

ЗАНЯТИЕ 5. Разноцветный мир

Разогрев

«Я люблю»

Детям предлагается закончить фразу «Я люблю…». После завершения ведущий обращает внимание на то, что каждый из нас любит что-то свое и у всех оно разное.

«Чьи ладошки»

Один из участников с закрытыми глазами садится на стул лицом к группе. Ребята по очереди подходят к нему, кладут на его ладошки свои. Водящему необходимо догадаться, чьи ладошки «приходили к нему в гости».

Основное содержание занятия

Моя этническая принадлежность

Ведущий просит все желающих детей выйти перед группой и закончить фразы: «Я (называется этническая принадлежность по выбору ребенка) люблю… Я умею… Я мечтаю о том… Я считаю правильным…» (количество и сложность фраз зависят от уровня группы). То же самое могут проделать еще несколько желающих детей.

Затем надо представить «Что было бы, если бы мы были…» (выбирается любая этническая группа, чье название знакомо детям), после этого выйти и так же произнести «Я…» и т.п.

Ведущий. А теперь мы побываем американцами (японцами, немцами и пр.). Кого вы еще знаете?

В заключение делается вывод о том, что мир очень разный, в нем живет много разных людей, каждый из них любит что-то свое, мечтает по-своему, отличается от других внешне, то есть мир как бы разноцветный.

Разноцветный мир

Дети разбиваются на три группы по цветным карточкам (три цвета), которые они вытягивают. Каждая группа придумывает: название своей страны, любимое блюдо, как здороваются и пр. (в зависимости от группы и от времени), а затем представляют друг другу свои проекты.

Рефлексия

Как вы относитесь к тому, что в мире все люди разные?

Почему есть люди, которым это не нравится? Что бы вы им сказали?

ЗАНЯТИЕ 6. Разноцветный мир

(окончание)

Разогрев «Пересядьте, топните все, кто…»

Ведущий. Мы все очень разные и в то же время чем-то друг на друга похожи. Давайте убедимся в этом. Пересядьте все, кто любит мороженое, плавать в реке, ложиться спать вовремя, убирать игрушки…

Дети сначала просто играют, а затем делают вывод о том, что действительно у них есть много общего.

Основное содержание занятия

Разноцветный мир (рисунок)

Ведущий. Мы на прошлом уроке делились на три страны разных цветов. А теперь нужно придумать свой разноцветный мир. Возьмем большой лист (два склеенных листа формата А4), и нарисуем на нем разные страны.

Ведущий, опрашивая детей, выясняет, чем отличаются страны и люди, нарисованные ими, и что у них общего.

Рефлексия

— Чего больше между людьми — отличий или сходства?

Статья подготовлена при поддержке сайта www.Multivari.Ru. Если вы приобрели мультиварку и не знаете, как правильно на ней готовить, то не стоит расстраиваться и зря переводить продукты.На сайте, расположенном по адресу www.Multivari.Ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, узнать новые Рецепты для Мультиварки, а также множество статей, посвященных готовке. Сайт постоянно обновляется, и поэтому вы сможете всегда найти новые материалы, которые позволят приготовить вкусную и здоровую пищу.

TopList