Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2008
Ядовитые плоды гиперопеки


ГИЛЬДИЯ

Акция «ПОДЕЛИСЬ УСПЕХОМ!»

Ядовитые плоды гиперопеки

Я работаю педагогом-психологом в школе и по совместительству в детской поликлинике. Хочу поделиться случаем из своей практики.

Однажды ко мне на прием в поликлинику пришла бабушка одиннадцатилетнего мальчика. Состояние ее было удручающим — она плакала, хваталась за сердце и очень просила помочь внуку. Мальчика мучила рвота, которая наступала, как только он переступал порог дома. Сашу уже обследовали множество врачей, но выяснить причину недуга так и не удалось. Участковый педиатр посоветовала обратиться к психологу.

Мы договорились, что на следующий день Саша придет в поликлинику и мы попытаемся разобраться, в чем дело. Однако утром вместо Саши меня встретила заплаканная молодая женщина — мать Саши. Она поведала уже знакомую историю о хвори сына. Во время беседы мне удалось выяснить некоторые подробности жизни семьи. Сашины родители развелись, когда мальчику едва исполнился год, и с тех пор они не виделись. Саша вместе с мамой проживает в квартире бабушки, где царят свои порядки. Мама Саши работает экономистом в довольно солидной организации, и у нее практически не остается времени на сына. Поэтому воспитание внука полностью легло на плечи бабушки Татьяны Петровны, у которой гипертония, сахарный диабет и множество других заболеваний. Выяснилось также, что школу Саша не посещает уже три недели. Мама очень волновалась по этому поводу. Кстати, учится Саша довольно хорошо — без троек. Расстались мы с тем, что в пятницу наша встреча с мальчиком все-таки состоится.

Однако меня вновь ждало разочарование. В пятницу у кабинета меня поджидала бабушка. Она слезно просила оказать помощь внуку на дому. На этот раз сердце мое дрогнуло, и после работы, одержимая профессиональным интересом, я отправилась вместе с Татьяной Петровной на выручку Саше. Дом, где проживала семья, оказался в пяти минутах ходьбы. Мы поднялись на четвертый этаж и остановились перед железной дверью, на которой было целых три замка. Открывала их Татьяна Петровна довольно долго, поясняя, что такое их количество просто необходимо — в подъезде наркоманы, пьяницы и прочий сброд. Когда с замками было покончено, перед нами возникла еще одна дверь, но уже деревянная. Она закрывалась всего на один, но «хитрый» замок... Я почувствовала некоторое волнение, в моем сознании пронеслась мысль, что сейчас я больше похожа на рыцаря, приехавшего спасать из заточения прекрасную деву, нежели на детского психолога. Мысли мои прервала хозяйка квартиры, пригласив войти.

И вот мы в квартире! Не успев рассмотреть великолепие ее убранства, я увидела своего «пациента». Это был розовощекий мальчуган почти с меня ростом. Встретил он меня словами: «Вы психолог? Будете меня лечить?» Мне пришлось объяснить Саше, что психолог не прописывает лекарства, не ставит уколы, у него другие методы воздействия. Все время, пока мы беседовали, Татьяна Петровна заглядывала в комнату и делала внуку замечания: «не крутись», «слушай, что тебе говорят», «опусти ногу» и пр. В конце беседы я спросила Сашу, давно ли он гулял с ребятами во дворе? Мальчик испуганным голосом ответил, что болен и гулять не выходит. Тогда я задала ему встречный вопрос: «А ты действительно чувствуешь себя больным? У тебя болит что-то?» Саша покачал головой. «Тогда одевайся, мы отправляемся на прогулку!» — скомандовала я. Саша недоверчиво посмотрел на меня, но минуту спустя был уже готов...

Шли мы с Сашей не спеша, наслаждаясь лучами весеннего солнца. Сзади, кряхтя, плелась Татьяна Петровна. Саша рассказывал мне о своих друзьях, о школе, о том, что нравится ему природоведение и учительница Марина Сергеевна, она же и классный руководитель. Саша сожалел, что «по болезни» пропустил много тренировок дзюдо и тренер теперь не возьмет его на соревнования. Мы договорились, что слово «болезнь» он на время вычеркнет из своего лексикона и заменит на жизнеутверждающее «Я — здоров!».

Так мы незаметно дошли до школы. Хотя уроки уже закончились, я предложила Саше подняться в класс. Отворив дверь кабинета биологии, мы увидели Марину Сергеевну, проверявшую тетрадки. Она улыбнулась, увидев Сашу. Здесь мне пришлось немного слукавить, сказав Саше, что Марина Сергеевна моя давняя знакомая. Выйдя из кабинета, я кратко описала ситуацию. Марина Сергеевна не растерялась. Она договорилась с Сашей, что встретит его у подъезда и они вместе пойдут в школу.

На обратном пути я спросила Сашу, заметил ли он, что в течение двух с половиной часов его ни разу не вырвало? Мальчик растерянно посмотрел на меня, а потом, улыбнувшись, сказал: «Вы что, мне волшебное заклинание произнесли?» «Конечно, ты полностью здоров!» — ответила я.

Несколько дней спустя с бабушкой и мамой мы беседовали о том, что значит быть подростком, какие изменения происходят в его личностном развитии, какие ядовитые плоды приносит гиперопека, о том, как нужна сейчас Саше самостоятельность и активность... Все время, пока мы беседовали, мальчуган нарезал круги на велосипеде вокруг поликлиники, на лице его сияла счастливая улыбка!

З. СМИРНОВА,
педагог-психолог,
г. Волгоград

TopList