Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2008


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

«Учись учиться»

Развивающая программа для начальной школы

В программе, по которой я работаю более десяти лет, представлены 20 занятий, рассчитанных на II полугодие 1-го класса и I полугодие 2-го класса. Если заниматься два раза в неделю, то занятия по программе могут пройти в 1-м классе.

Все задания, тренировочные упражнения предназначены для развития следующих мыслительных операций:

1. Анализ — установление сходства и различия между предметами, группой предметов.

2. Обобщение по классификационному и категориальному признакам.

3. Обобщение в вертикальной составляющей родовидовых структур.

4. Установление причинно-следственных закономерностей, использование генетического принципа.

Задачи

1. Учить различать и понимать объективные классификационные группы, основываясь на внутренних, сущностных, константных характеристиках.

2. Учить устанавливать и понимать причинно-следственные связи, развивать генетический принцип мышления.

3. Учить устанавливать родовидовые структуры.

4. Расширять общую осведомленность, словарный запас.

Кому адресована программа

Программа разрабатывалась для учащихся первых классов:

1) имеющих в анамнезе некомпенсированные неврологические осложнения, снижающие общую работоспособность;

2) педагогически запущенных детей из неблагополучных семей, не способных к обучению в условиях общеобразовательной школы;

3) детей, имеющих отклонения в эмоциональном и личностном развитии;

4) детей со сниженным уровнем интеллекта;

5) детей с резкой дисгармоничностью интеллекта и недостаточным развитием вербальных подструктур.

Однако занятия с одаренными детьми 5,5 и 6 лет также показывают эффективность данной программы.

РУКОВОДСТВО К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ

1. Тема: Посуда

Цель: развитие понимания внутренних константных характеристик данной классификационной группы; расширение словаря; развитие вербальной беглости.

Рекомендация к проведению

1) Назовите 2 предмета из классификационной группы. Например: ложка, сковородка.

Предложите детям продолжить классификационный ряд. Проведите беседу о назначении посуды, о сфере применения (можно использовать исторические справки).

2) Работа в тетрадях. Дети рисуют или записывают названия предметов посуды (как можно больше).

3) Представление работ. Предоставьте детям возможность ознакомиться с работами друг друга. Кто-то из детей зачитывает список изображенных предметов.

2. Тема: Мебель

Цель: развитие понимания внутренних константных характеристик данной классификационной группы; развитие вербальной беглости; расширение словаря.

Рекомендации к проведению

1) Назовите два предмета из данной классификационной группы. Например: диван, кровать.

Предложите детям продолжить классификационный ряд. В случае ошибочных ответов (дети часто помещают к предметам мебели части дома, электроприборы, постельное белье) разберите сущностные характеристики разных групп, установите различия в размере, весе, способе использования, мобильности — статичности предметов.

2) Работа в тетрадях. Предложите детям нарисовать или написать названия предметов мебели (как можно больше).

3) Представление работ. Можно разложить работы в виде выставки и распределить по рубрикам «Самая подробная работа», «Самая яркая, красочная» и др.

3. Тема: Постельное белье

Цель: развитие понимания внутренних константных характеристик данной классификационной группы; развитие вербальной беглости.

Рекомендации к проведению

1) Предложите детям речевые задания:

«Продолжи ряд»,

«Назови одним словом»,

«Назови лишний предмет» (по предыдущим темам).

Например: стол, стул, кровать, подушка, кресло.

2) Назовите два предмета из данной классификационной группы. Например: покрывало, простыня. Предложите детям продолжить классификационный ряд. Проведите беседу о назначении постельного белья, сфере применения (соединение с вопросами гигиены).

В этом занятии следует подробно установить различия двух классификационных групп — мебели и постельного белья.

3) Работа в тетрадях. Предложите детям нарисовать, написать названия на заданную тему (как можно больше).

4) Представление работ. Можно провести в виде соревнования — «Кто больше всего нарисовал?».

4. Тема: Электроприборы

Цель: развитие понимания внутренних сущностных характеристик данной классификационной группы; развитие вербальной беглости.

Рекомендации к проведению

1) Предложите детям речевые задания:

«Продолжи ряд»,

«Назови одним словом»,

«Назови лишний предмет» (по предыдущим темам).

Например:

— шкаф, диван,

— кастрюля, тарелка,

— подушка, одеяло, диван.

2) Назовите два предмета из классификационной группы. Например: телевизор, магнитофон. Предложите детям продолжить классификационный ряд. Проведите беседу о назначении электроприборов, принципе работы (может работать посредством включения в розетку, источник работы — электрический ток).

На этом занятии следует проанализировать различия и сходства между предметами мебели и электроприборами, акцентировать внимание на понятиях «бытовая техника» и «электроприборы». Можно продолжить беседу в аспекте безопасности для жизни ребенка.

3) Работа в тетрадях. Предложите детям нарисовать, написать названия электроприборов (как можно больше).

4) Представление работ. Можно на доске составить с детьми общий список слов, относящихся к этой классификационной группе, и выделить новые слова.

5. Тема: Дом. Части дома

Цель: развитие понимания сущностных константных характеристик данной классификационной группы; развитие вербальной беглости; расширение словаря; знакомство с алгоритмом «часть — целое».

Рекомендации к проведению

1) Предложите детям речевые задания:

«Продолжи ряд»,

«Назови одним словом»,

«Назови лишнее слово» (по предыдущим темам).

2) Назовите два предмета из классификационной группы. Например: дверь, окно. Предложите детям продолжить классификационный ряд. Проведите беседу о назначении дома, о том, как появляются дома (можно рассказать о строительных профессиях), о частях дома. Здесь следует акцентировать внимание учащихся на сходствах и различиях между предметами мебели и частями дома, частями дома и строительными материалами. Такой анализ предоставляет детям возможность понять цепочку «Что из чего состоит?». Дом — части дома — строительные материалы.

3) Работа в тетрадях. Предложите детям нарисовать:

— дом (и указать части дома);

— строительные материалы: кирпич, стекло, дерево, бетон, металл и др.

4) Представление работ. Можно провести по рубрикам «Кто не запутался?», «У кого больше всего?».

6. Тема: Одежда. Обувь. Головные уборы

Цель: развитие понимания внутренних сущностных константных характеристик данной классификационной группы; развитие способности устанавливать родовидовые структуры, устанавливать и понимать причинно-следственные связи; развитие вербальной беглости; расширение словаря.

Рекомендации к проведению.

1) Предложите детям речевые задания:

«Продолжи ряд»,

«Назови одним словом»,

«Назови лишнее слово»,

«Продолжи предложение».

Например: «В доме будет темно, если...», «Музыка замолчала, потому что...».

Если дети ошибаются в установлении причинно-следственных связей, указанных в предложениях, следует вернуться к анализу изученных тем.

2) Проведите с детьми беседу о том, что помогает человеку сохранить здоровье. Из множества ответов выберите те, в которых дети указывают о необходимости тепло одеваться, одеваться по сезону. Таким образом, дети сами придут к выводу о назначении одежды. Предложите назвать предметы одежды. В ходе ответов детей дифференцируйте группы «одежда», «обувь», «головные уборы». Расскажите детям об этих классификационных группах, возможно, они сами смогут объяснить, почему «одежду», «обувь», «головные уборы» называют именно так. Помогите детям установить различия и сходства между предметами данных классификационных групп.

Подведите детей к мысли: то, что мы надеваем, делится на виды по сезонам: весна, лето, осень, зима.

3) Работа в тетрадях. Предложите детям нарисовать предметы одежды, обуви, головные уборы (можно по выбору).

4) Представление работ. После оглашения списка нарисованных предметов можно провести игровое упражнение «Что надето?». Условие: назвать как можно больше предметов изучаемой классификационной группы у одноклассника.

7. Тема: Игрушки. Школьные принадлежности

Цель развитие понимания внутренних сущностных константных характеристик данной классификационной группы; развитие вербальной беглости; расширение словаря.

Рекомендации к проведению

1) Предложите детям речевые задания:

«Продолжи ряд»,

«Назови одним словом»,

«Назови лишнее слово».

Упражнение «Продолжи предложение»: «Если завтра пойдет дождь, то...», «На улице очень жарко, поэтому...».

2) Проведите беседу об изменениях, произошедших с детьми в связи с их поступлением в 1-й класс. Чем отличается их жизнь сейчас от жизни дошкольника? Подведите детей к мысли о появлении нового для них вида деятельности — учебы.

Обсудите с детьми, что необходимо для учебы школьника. Поощряйте любые ответы. Выберите те, в которых звучали названия учебных принадлежностей. Затем попросите детей назвать свои любимые игрушки. Составьте список игрушек.

Установите назначение предметов классификационных групп.

3) Работа в тетрадях. Предложите детям нарисовать на весь лист А4 портфель и корзину и поместить в эти предметы все, что подходит.

4) Представление работ. После окончания работы устройте выставку. дайте детям возможность обменяться мнениями о работе друг друга. Спросите, продолжают ли дети играть, берут ли они в школу любимые игрушки, много ли играют на улице.

8. Тема: Транспорт

Цель: развитие понимания внутренних сущностных характеристик данной классификационной группы; развитие способности устанавливать родовидовые структуры; устанавливать и понимать причинно-следственные связи; развитие вербальной беглости; расширение словаря.

Рекомендации к проведению

1) Предложите детям речевые упражнения:

«Продолжи ряд»,

«Назови одним словом»,

«Найди лишнее слово»,

упражнение «Продолжи предложение».

2) Проведите беседу о путешествиях, поездках к родным, на дачу, в лес, на речку. Подведите детей к мысли о необходимости и назначении транспорта (можно использовать исторические рассказы). Составьте с детьми список всех видов транспорта, установите с ними различия по видам передвижения: по воздуху, по воде, по земле — и по типу перевозки: грузовой — перевозит грузы, пассажирский — перевозит людей.

3) Работа в тетрадях. Предложите детям нарисовать в тетрадях как можно больше видов транспорта по выбору. Следует учесть желание детей рисовать по выбору, однако необходимо акцентировать их внимание на работе только одного вида.

4) Представление работ. После окончания работы предоставьте детям возможность ознакомиться со всеми работами и обсудите точность выполнения задания.

9. Тема: Придумано и сделано человеком

Цель: развитие способности устанавливать вертикальные родовидовые структуры; развитие операций анализа и классификационных и категориальных обобщений; развитие генетического принципа мышления.

Рекомендации к проведению

1) Попросите детей назвать предметы, сделанные руками человека. Поощряйте любые ответы. Подведите их к мысли, что все названные ими предметы дети изучали на занятиях. Составьте вместе с детьми список названий групп предметов (слова-обобщения). Попросите подобрать предметы каждой классификационной группы.

Обсудите, какие предметы появились у человека недавно (бытовая техника) и какие были созданы человеком давно (посуда, мебель, одежда) и, может быть, устарели (патефон, проигрыватель, керосиновая лампа). Акцентируйте внимание детей на предназначении предметов, созданных человеком.

2) Попросите детей обсудить между собой, что они знают теперь по сравнению с началом занятий по программе. Обсудите с детьми, стала ли успешнее их учеба, где пригодились им знания, полученные на занятиях.

10. Тема: Мир растений

Цель: развитие понимания внутренних сущностных характеристик данной классификационной группы; развитие способности устанавливать вертикальные родовидовые структуры; развитие генетического принципа мышления.

Рекомендации к проведению

1) Попросите детей назвать все, что относится к живой природе. Составьте список ответов на доске. Установите с детьми сходства и различия живого и неживого. Подведите к мысли о том, что все живое можно разделить на две группы — растительный и животный мир. Попросите детей уточнить все, что они знают о растительном мире, и составьте список названий растений — это и станет темами ближайших занятий.

2) Предложите детям назвать все известные им деревья. Установите сходства и различия между разными деревьями. Можно предложить детям составить символы разных видов деревьев: листочек — лиственное, иголки — хвойное; плоды — плодовое. Проведите упражнение — вы или ребенок произносят название дерева, остальные показывают символ.

3) Предложите детям нарисовать любое дерево. Попросите указать части дерева. Предоставьте возможность познакомиться со всеми работами.

11. Тема: Кустарники. Травы

Цель: развитие понимания внутренних сущностных характеристик данной классификационной группы; развитие способности устанавливать вертикальные родовидовые структуры; развитие генетического принципа мышления.

Рекомендации к проведению

1) Проведите с детьми речевые упражнения:

«Продолжи ряд» (из материала занятия «Деревья»),

«Найди лишнее слово»,

«Закончи предложение».

Например:

— В пустыне не растут деревья, потому что...

— Дерево может погибнуть, если...

2) Попросите детей нарисовать кустарник. Найдите с детьми сходства и различия с деревом. Составьте список названий кустарников на доске. Попросите детей нарисовать любое травянистое растение. Найдите сходства и различия с кустарником и деревом. Составьте список названий травянистых растений на доске. Обсудите с детьми значение растений для жизнедеятельности человека и животных, рассмотрите вопросы экологии. Расскажите о лечебных свойствах растений.

3) Предложите детям создать значок, призывающий людей беречь и охранять растения. Хвалите за любую попытку выполнения задания.

(Окончание следует)

Ирина СТЕПАНОВА,
педагог-психолог,
МОУ СОШ № 30,
г. Сыктывкар, Республика Коми

Публикация статьи произведена при поддержке компании «КрасМебель». Если Вы хотите по выгодной цене купить высококачественные офисные кресла, стулья или любую другую мебель для офиса в Красноярске, то больше не надо вводить в поисковые интернет системы такие запросы, как «офисная мебель Красноярск», и тратить время на утомительный поиск достойного предложения. Посетив интернет магазин компании «КрасМебель», который располагается по адресу http://krasmebel-td.ru/, Вы найдете большой ассортимент офисной мебели для персонала и руководителей, соответствующей самым строгим стандартам качества. К Вашим услугам представлена как возможность выбрать мебель из уже готового каталога, так и приобрести офисную мебель, изготовленную на заказ. На всю предлагаемую продукция распространяется восьмилетняя гарантия, а низкие цены и доставка по Красноярску позволят сэкономить Ваши деньги и время.