Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2008
Общение — компетентность — тренинг: Избранные труды


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Общение — компетентность — тренинг:
Избранные труды

Л.А. Петровская
М.: Смысл, 2007

Изданий, в которых речь идет об особенностях взаимодействия людей, о механизмах влияния друг на друга, о скрытых и явных правилах конструктивного диалога, в последнее время выпущено немало, и читатель невольно оказывается в ситуации, когда непонятно, какому из них отдать предпочтение. Данное издание привлекает к себе внимание прежде всего своей основательностью — солидный том объемом без малого 700 страниц рассчитан на профессиональных, в том числе школьных, психологов.

Книга задумана как сборник основных работ Л.А. Петровской (1937–2006) — известного отечественного специалиста в области социальной психологии, занимавшегося разработкой как теоретических, так и практических вопросов. В этой связи трудно однозначно определить, к какой категории может быть отнесено данное издание — теоретических или практико-ориентированных, так как в книге изложены как теоретические идеи автора, так и возможные практические пути их реализации. По-видимому, самым правильным будет указание на многоаспектность этого сборника, которая, в свою очередь, является отражением личностных и профессиональных качеств автора. Следует специально напомнить, что в историю отечественной науки Петровская вошла как основоположник теории и практики социально-психологического тренинга в нашей стране. Справедливости ради надо сказать, что работы с названием «Общение — компетентность — тренинг» у Петровской не было, но именно эти три понятия как нельзя лучше представляют круг разрабатывавшихся ею проблем.

Иллюстрацией сказанного выше выступают разделы книги. Первый раздел «Теоретические ориентации в социальной психологии» содержит авторские материалы из коллективных научных монографий, подготовленных сотрудниками кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ. Последующие разделы имеют преимущественно практическую направленность и посвящены различным аспектам продуктивного общения. Самостоятельный интерес представляют четвертый и пятый разделы — «Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга» и «Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг». Эти две работы Петровской составляют основное содержание книги, и таким образом можно сказать, что внимание в издании отведено преимущественно проблемам социально-психологического тренинга. Главная идея книги — о социально-психологическом тренинге как средстве развития компетентности в общении — обрела конкретно-психологическое практическое звучание. Приводимые автором иллюстрации позволяют, во-первых, проникнуть в процедуру организации тренинга, а во-вторых, поверить в его эффективность.

Хотелось бы обратить специальное внимание школьных психологов на небольшой по объему раздел сборника «Воспитатель — подросток: пути развития диалога», в котором речь идет и об азбучных истинах педагогического общения, и о его секретах, выступающих порой как две стороны одного явления. Трудно поверить, что эти материалы были написаны без малого двадцать лет назад: их созвучность современности, с одной стороны, внушает доверие к авторским текстам, с другой — способствует обретению спокойствия по поводу каких-то особых проблем современных подростков.

Марина СТЕПАНОВА

TopList