Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2008
Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Энциклопедия признаков и интерпретаций
в проективном рисовании и арт-терапии

Л.Д. Лебедева,
Ю.В. Никонорова,
Н.А. Тараканова
СПб.: Речь, 2006

Многие психологи считают, что рисунок — это зашифрованный маршрут к волшебным тайнам душевных глубин. Тот, кто знает сакральный язык символов, окажется способным пройти по этому маршруту и узнать о человеке многое. Очень многое — даже такое, о чем сам человек не догадывается. Не только сны оказываются «царской дорогой в бессознательное», но и рисунки…

Вот только освоить этот сакральный язык символов, содержащихся в рисунке, очень непросто. Тем более что мнения толкователей-психологов относительно тех или иных деталей изображения часто не совпадают. Известный специалист в области арт-терапии доктор педагогических наук Л.Д. Лебедева и ее ученики провели гигантскую работу по сбору всевозможных интерпретаций необычных признаков, встречающихся в рисунках. И теперь психологи-практики, с удовольствием использующие в психодиагностике проективное рисование, получат совершенно уникальный инструмент, который можно было бы назвать «энциклопедией трактовок и интерпретаций».

В чрезвычайно нужной практикам книге Л.Д. Лебедевой и ее коллег читатель найдет не только очень интересные, а порой неожиданные толкования разнообразных необычных признаков в рисунках, но и ссылки на конкретные тесты и источники, приводящие эти толкования.

Такую книгу могли написать только люди, которые сами постоянно работают как арт-терапевты, умеющие интуитивно замечать разнообразные и очень тонкие нюансы рисунков. Способность к точному толкованию рисунков можно приобрести только через постоянный опыт взаимодействия с нашими маленькими клиентами.

Я уверен, что эта книга станет постоянно необходимым настольным справочником школьного психолога. Ведь известно, как горячо психологи, работающие с детьми, любят рисуночные методики. Скучные опросники школьники даже не дочитывают до конца, а вот порисовать многие очень не против, и им часто невдомек, как много информации может психолог почерпнуть из этих рисунков.

Хочется только предупредить о главном: пожалуйста, избегайте категоричности в своих суждениях о смысле детских рисунков. И уж тем более откажитесь от соблазна на основе выявления каких-либо признаков ставить «психиатрические» диагнозы. Да и к психологическим диагнозам в проективном рисовании следует подходить крайне осторожно. Один из известных психологов как-то заметил: «Всякая интерпретация является ложной, поскольку допускает по крайней мере еще одну». На самом деле, пожалуй, их всегда более одной. И может встретиться клиент, для рисунков которого любая из известных вам трактовок окажется неприемлемой. Этого не стоит бояться: ведь данная область практической психологии скорее сродни искусству, чем строгой науке.

Поэтому помните: всякая интерпретация может быть только версией, одной из возможностей объяснения…

Игорь ВАЧКОВ

TopList