Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №6/2008


ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

СТАРЫЕ ПЕСНИ О ГЛАВНОМ

Семинар для психологов

Окончание. Начало см. в № 5/2008

СЕКЦИЯ № 4.
«Ногу свело? Руки вверх!»

Мини-тренинг для педагогов

Цели: снятие эмоционального и мышечного напряжения, сплочение коллектива и профилактика профессионального сгорания педагогов.

I. Знакомство

Ведущий. Любой тренинг начинается с процедуры знакомства членов группы. Всем известны традиционные способы, приемы и методы приветствия. Давайте попробуем испытать новые эмоции.

Задачи:

— презентация себя в круге;

телесный контакт с другими участниками группы;

освоение пространства круга;

развитие творческого мышления.

Можно использовать одно из предложенных упражнений.

• Каждый участник группы называет свое имя и черту характера, которая начинается на первую букву имени.

• Прохлопать свое имя любой частью тела, например:

а) ладонями, но только их тыльной стороной;

б) стопами ног, внутренней их частью;

в) коленями;

г) плечами;

д) лбами (но очень осторожно).

Ведущий. А теперь ваши варианты, мы готовы их попробовать.

В следующем упражнении участники должны разбиться на «первый–четвертый». Каждый «первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны. Каждый «второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти были направлены в разные стороны. Каждый «третий» кладет левую руку на левое бедро, правую руку — на правое колено, чтобы локти были направлены в разные стороны. Каждый «четвертый» держит на груди руки, сложенные крест-накрест, чтобы локти были направлены в разные стороны.

За пять минут все должны поздороваться с как можно большим числом участников, назвав свое имя и коснувшись локтями.

Обсуждение своих ощущений и чувств участниками группы.

II. Основная часть

Задачи:

— сплочение группы;

— развитие концентрации и переключения внимания.

Упражнение «Туфелька»

Все разуваются. Обувь перемешивается и раскладывается в разных углах комнаты. Участники берутся за руки. Их задача — обуться, не разрывая рук. Если круг рвется, размыкаются руки, то все начинается сначала.

Упражнение «Хор»

Выбирается водящий, который выходит из комнаты. Остальные вспоминают строчку из стихотворения, или пословицу, или поговорку. Среди участников распределяются слова этой пословицы (поговорки или строчки из стихотворения). Когда водящий возвращается в кабинет, участники дружно хором произносят каждый свое слово из загаданной строчки. Водящий должен отгадать, что загадали участники, с трех попыток.

Упражнение «Перевоплощение»

Участники должны мысленно выбрать любую вещь, которая им нравится больше других. Вообразить себя этой вещью и рассказать от ее лица о цвете, фактуре, функциональном предназначении, возрасте, чувствах, ощущениях этой вещи.

По кругу каждый участник представляет свой рассказ. Другие отгадывают, какая вещь загадана. Участники невольно проецируют свои переживания на эту вещь, отождествляя себя с ней, тем самым происходит отреагирование отрицательных эмоций. Упражнение также формирует навык детализации, необходимый для эффективности переключения и концентрации внимания, и способствует поддержанию положительного эмоционального фона, атмосферы творческого подъема.

По завершении работы происходит обсуждение.

III. Заключительная часть

Задачи:

— обеспечение обратной связи;

— снятие мышечного и эмоционального напряжения.

Упражнение «Рисунок своего настроения»

Раздать фломастеры, цветные карандаши, листы бумаги, можно использовать музыкальное сопровождение.

Участникам предлагается передать на бумаге свое настроение, чтобы оно было понятно другому человеку. Через несколько минут каждый передает свой рисунок соседу справа, которому предлагается внести добавления, не меняя настроения рисунка. Далее рисунки передаются по кругу до тех пор, пока они не вернутся к своим авторам.

Упражнение «Ха-ха, хи-хи!»

Все встают лицом в круг. Сначала участники выбрасывают вперед правую руку ладонью вверх, произнося при этом громко вслух: «Один, два, три, четыре, пять». То же самое левой рукой. Затем все кладут руки на пояс, наклоняют туловище вперед и пять раз громко произносят слово: «Ха!» Далее, оставив руки на поясе, отклоняют туловище назад и произносят слово: «Хи!» — тоже пять раз. Упражнение повторяется еще несколько раз, только быстрее, и количество произносимых слов сокращается до одного.

СЕКЦИЯ № 5.
«Вместе весело?!»

Цель: развитие профессионально значимых качеств педагогов (учеников): умение слушать, умение объяснять.

Часть I

В первой части используется набор популярных тестов.

Тест 1. Кто виноват в ситуации?

Девушка по имени Ирина больше года встречалась со своим парнем Женей и недавно переехала в его квартиру. И вот в один прекрасный день Женя узнал, что Ирина изменила ему с его лучшим другом Павлом. Поздним вечером Женя устроил грандиозный скандал и велел Ирине немедленно убираться из его дома, не став слушать ее попытки оправдаться. Ирина позвонила Павлу, чтобы тот приехал на машине и забрал ее с вещами. Но Павел не захотел встречаться с Женей и отказал Ирине, сославшись на занятость. Ирина выбежала на улицу, даже не успев собрать вещи, и пошла куда глаза глядят. По дороге ее сбила случайная машина, которой управлял мужчина по имени Тимофей. У него не было при себе документов, и он предпочел скрыться с места происшествия.

Бригада врачей прибыла только через полчаса. Пострадавшую отвезли в больницу, но дежурный врач по имени Роман не стал осматривать Ирину, сказав, что его смена закончилась, а у него срочные дела. Роман пообещал, что через несколько минут придет его сменщик, который произведет осмотр и окажет необходимую помощь.

Роман ушел домой, а его сменщик, врач по имени Анатолий, не вышел на работу по причине того, что накануне отмечал рождение племянника и не рассчитал свою дозу алкоголя. В результате Ирина скончалась в приемном покое от внутреннего кровотечения.

В этой истории шесть действующих лиц: Ирина, Женя, Павел, Тимофей, Роман и Анатолий. Проанализируйте весь рассказ и решите, кто, по-вашему, главный виновник происшествия. Впишите его имя под первым номером. Далее впишите имена остальных по мере убывания их вины.

Ключ

Первые два качества вы не простите никогда. Третье и четвертое качества, вероятно, сможете простить, если ситуация будет тому благоприятствовать, хотя дастся вам этого нелегко. Пятое и шестое качества простить сможете и, возможно, даже попытаетесь каким-то образом повлиять на любимого человека, захотите помочь ему избавиться от них, хотя, в сущности, это будет абсолютно бесполезным.

Ирина — измена. Главная героиня обозначает именно это качество. В принципе, все несчастья начались именно с измены. Если вы считаете, что виновата Ирина, то в жизни вы никогда не простите любимому человеку измену, что бы ни говорили, рассуждая. И даже если сумеете сохранить семью (или имеющиеся отношения), то все равно будете чувствовать себя глубоко несчастным человеком.

Женя — жестокость. Для таких людей, как Женя, превыше всего личные интересы. И если ему кажется, что кто-то их нарушает, пусть даже самый близкий человек, он, не задумываясь, жестоко ему отомстит. Если вы считаете виновником трагедии Женю, то жестокость — самое отвратительное для вас качество в людях.

Павел — предательство. Павел предал и лучшего друга Женю, и Ирину, с которой весело проводил время. Если бы он примчался к ней на помощь и объяснился с Женей, то Ирина не попала бы в такую жуткую ситуацию и осталась бы жива. Поэтому, если вы пришли к выводу, что главный виновник трагедии Павел, то вы больше всего боитесь предательства.

Тимофей — трусость. Испугавшись проблем с законом, Тимофей поспешил скрыться с места аварии. Такие люди в подобной ситуации предпочитают уйти в сторону, сделав вид, будто они совершенно ни при чем. Обвинив в смерти Ирины Тимофея, вы констатировали, что больше всего ненавидите в людях трусость.

Роман — равнодушие. Этот человек фактически не сделал ничего дурного, просто поступил по правилам. Но за его поступком скрывается обыкновенное пренебрежение к людям, ставшее одной из причин смерти героини истории. Приписав вину Роману, вы признались себе в том, что ненавидите больше всего равнодушных людей.

Анатолий — алкоголизм. Это еще один порок общества. Из-за пагубной страсти Ирина осталась без квалифицированной медицинской помощи. Если во всем вы обвинили Анатолия, то вы никогда не примиритесь с этим пороком.

Тест 2. Написанное в небесах

Ведущий. Иногда, когда вы смотрите в небо, полное звезд, вы вполне можете потеряться в бесконечной глубине Космоса. Мы можем осознавать, насколько удалены эти звезды от Земли, но все равно, когда смотрим на их мерцание, в темноте они кажутся дружественными посланниками, дарующими нам сны. Какой покой чувствуешь, когда с наступлением ночи сидишь и смотришь на звезды и впитываешь в себя их далекую силу!

Для этого теста вам понадобится бумага и карандаш.

1. Сначала нарисуйте три звезды разных размеров.

2. Затем пририсуйте одной из своих звезд (только одной) хвост кометы.

Ключ

Звезды — блестящий образ силы, превращающей желания и мечты в реальность, и одновременно символ удаленности и недостижимости. Они определяют наше настоящее и подсказывают будущее. Ваш рисунок проливает свет на вашу трудовую жизнь вообще и на состояние вашей карьеры в частности.

1. Самая большая из нарисованных вами звезд представляет собой работу, которая у вас есть сейчас, ее возможности и ее неприятные стороны. Если она ненамного больше остальных — вы не удовлетворены или, по крайней мере, не заинтересованы в своей карьере, хотите найти работу получше и не торопитесь с выбором. Будьте готовы к неожиданному звонку от охотника за головами, подбирающего высококвалифицированные кадры. У него нюх на такие вещи.

С другой стороны, если звезда намного больше — вы глубоко погружены в свое настоящее занятие и полностью привержены своему пути. Не станьте трудоголиком.

2. Комета — это предвестник несчастий и катаклизмов. Звезда, которой вы пририсовали хвост, представляет собой неприятности, виднеющиеся на горизонте. Если хвост у самой маленькой звезды, то вам повезло — на этот раз небеса простили вас. А если хвост у самой большой звезды, вам самое время писать новое резюме. Эти звезды никогда не врут.

Тест 3. О плохой погоде и нестираных носках

Ведущий. Вы перенеслись назад — во времена, когда все стирали руками и вывешивали белье сушиться во двор.

Представьте, что у вас скопилось много грязного белья и вам необходимо заняться стиркой прямо сейчас. Однако, посмотрев на небо, вы видите большую черную тучу, предвещающую дождь. Какие мысли проносятся в вашей голове?

1. «О нет, это, вероятно, шутка! Это значит, я должен ждать до завтра? Что же мне делать?»

2. «Подождем немного и посмотрим, может, погода прояснится».

3. «Ну хорошо, в конце концов, мне не придется сегодня стирать».

4. «Я займусь этой чертовой стиркой независимо от того, будет дождь или нет».

Ключ

Эта ситуация — прекрасный пример тех мелких стрессов, с которыми мы сталкиваемся в нашей повседневной жизни: ежедневная монотонная работа, плохая погода. Ваш ответ по поводу неудачного для стирки дня — это измеритель уровня стресса, который вы чувствуете в своей жизни.

1. «О нет, это, вероятно, шутка! Это значит, что я должен ждать до завтра? Что же мне делать?»

Уровень стресса: 80. Вы позволяете всяким мелочам портить вам жизнь, и теперь стресс накопился до такой степени, что даже малейшее раздражение может испортить вам настроение на весь день. Самое время сделать перерыв и расслабиться, прежде чем это серьезно повлияет на ваше здоровье.

2. «Подождем немного и посмотрим, может, погода прояснится».

Уровень стресса: 50. Вы не поддаетесь стрессу, вам удается сохранять позитивное видение, даже когда все идет не так, как было запланировано. Продолжайте работать над теми проблемами, которые вы можете решить по мере их возникновения, и все будет в порядке. Помните: не всякий стресс плох. Пусть стресс будет в вашей жизни побуждающим фактором.

3. «Ну хорошо, в конце концов, мне не придется сегодня стирать».

Уровень стресса: 0. Вы не позволяете маленьким проблемам беспокоить вас и не видите смысла волноваться. Ваша философия очень проста: вы не можете остановить дождь тем, что будете беспокоиться о нем.

4. «Я займусь этой чертовой стиркой независимо от того, будет дождь или нет».

Уровень стресса: 100. Вы чувствуете такой огромный стресс в своей жизни, что игнорируете реальность и пытаетесь достичь невозможного. И, когда вы терпите неудачи, все заканчивается тем, что проблем и стресса становится больше, чем прежде. Если бы вы только перестали торопиться, расслабились и обдумали все, то увидели бы, как много ваших усилий уходит в пустоту. Сбавьте обороты и легче относитесь к происходящему. Вы не умрете, если наденете ту же самую пару носков еще раз или купите новые.

Тест 4. Выбери букву

Ведущий. Выберите букву. Вам нужно быстро ответить на вопросы, причем все ответы должны начинаться на выбранную вами букву.

1. Как зовут твою любовь?

2. За что любите?

3. За что ненавидите?

4. Куда он тебя водил?

5. Чем кормил?

6. Чем поил?

7. Что подарил?

8. Чем дело закончилось?

Часть II

В этой части участники выполняют упражнения, направленные на развитие профессионально значимых качеств учителя.

Упражнение 1. Фигуры из спичек

Участвуют 3 человека: двое садятся спиной друг к другу, а третий выполняет функцию контролера. Те, кто сидит, получают по 12 спичек. Первый выкладывает любую фигуру из спичек, а потом объясняет второму, который не видит, что он выложил, как положить спички, не говоря, что он сделал. После этого контролер проверяет, правильно ли сделана фигура. Потом участники могут поменяться ролями. (Данное упражнение можно проводить и с помощью листа бумаги и карандаша.)

Упражнение 2. Часы

Ведущий приглашает одного желающего — он будет водящим. У остальных спрашивает, что у них с собой есть ценного, или просит снять часы. Затем раскладывает ценности (часы) на полу, в одну линию. У водящего спрашивают, кому из группы он больше всего доверяет, и приглашают этого человека вместе с водящим выйти из комнаты. Водящему завязывают глаза. Его задача: пройти с помощью своего товарища по линии, не наступив на предметы, разложенные на полу. Как только глаза водящему завязывают, группе дается сигнал очень тихо собрать все предметы с полу.

Когда водящего доводят до конца мнимой линии, группа быстро возвращает предметы на свои места. После этого с водящего снимают повязку.

Обсуждение.

Упражнение 3. Кто родился в январе?

Каждый получает список особенностей и соответствующих им действий.

Дается 1–2 минуты для изучения списка. Участнику необходимо отметить в списке те черты, которые характерны именно для него.

По команде ведущего участники начинают выполнять все то, что они выбрали из списка.

У кого голубые глаза — трижды подмигните.

— Чей рост превышает 180 см — изо всех сил крикните: «Кинг-Конг!»

— Тот, кто сегодня съел вкусный завтрак, — пусть погладит себя по животу.

— Кто родился в январе — пусть станцует с одним из членов группы.

— Кто любит собак — пусть лает.

— Кто любит кошек — пусть мяукает.

— У кого есть красные детали одежды — скажите соседу справа, что вы никогда в жизни не пожелали бы себе такой прически. как у него.

— У кого есть родная сестра — скажите соседу слева, что никого не касается, замужем она или нет.

— Кто пьет кофе с молоком и сахаром — пусть заглянет под свой стул.

— Кто хоть раз в жизни курил — должен громко крикнуть: «Я это оспариваю!»

— У кого есть веснушки — пусть пробежит по кругу.

— Единственный ребенок у своих родителей — пусть поднимется на стул.

— У кого есть собственные дети — пусть подпрыгнет (1 прыжок за каждого ребенка).

— Кто рад, что попал в группу, — пусть громко скажет: «А-А-А!»

— Кто не переносит табачного дыма — пусть громко скажет: «Курить — здоровью вредить!»

— Кто порой злоупотребляет алкоголем — пусть обойдет, пошатываясь, вокруг своего стула.

Когда ведущий произнесет: «Стоп!» — участников спрашивают о том, что делали их коллеги.

Упражнение 4. Пара

Все разбиваются на пары. Один человек — правая рука, другой — левая рука. Задача пары — вырезать из бумаги фигуру, предложенную ведущим.

По завершении оцениваются правильность и быстрота работы, насколько команда слаженно работала.

Игра проходит очень весело и динамично.

Упражнение 5.

Умеете ли вы следовать инструкции?

Выполните этот тест, имея в распоряжении три минуты.

1. До того как что-нибудь сделать, внимательно все прочитайте.

2. Напишите печатными буквами ваше имя в правом верхнем углу листа.

3. Обведите ваше имя.

4. В левом верхнем углу нарисуйте пять маленьких квадратов.

5. В каждом квадрате поставьте крестик.

6. Напишите свою фамилию в верхней части листа.

7. Под вашим именем в правом верхнем углу напишите номер своего телефона. Если у вас его нет, напишите номер 100.

8. Громко назовите номер, который вы написали, чтобы всем было слышно.

9. Обведите этот номер.

10. Поставьте крестик в левом нижнем углу листа.

11. Обведите этот знак треугольником.

12. Своим обычным голосом сосчитайте вслух в обратном порядке от 10 до 1.

13. Заключите в прямоугольник слово «угол» в предложении № 4.

14. В верхней части листа проделайте острием карандаша или ручки три маленькие дырочки.

15. Громко крикните: «Я закончил!»

Теперь, когда вы все внимательно прочитали, выполните только задания 1 и 2.

Общая рефлексия.

Семинар подготовили и провели психологи школ
Ленинского района города Томска:

Андрейченко Оксана Анатольевна (МОУ СОШ № 2),
Бутакова Светлана Викторовна (МОУ СОШ № 11),
Беч Евгения Сергеевна (МОУ СОШ № 11),
Бурдо Евгения Олеговна (МОУ гимназия № 56),
Гуслова Ирина Владимировна (МОУ гимназия № 56),
Иванова Анна Валерьевна (МОУ гимназия № 56),
Ионова Елена Николаевна (МОУ СОШ № 14),
Малышко Любовь Валерьевна (МОУ СОШ № 48),
Шарыпова Елена Владимировна (МОУ гимназия № 55),
Шмыга Елена Николаевна (МОУ СОШ № 54)