Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №8/2008
Психология плюс…


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Неделя психологии — интегративное мероприятие
в работе системы «ученик–учитель–родитель–психолог»

Психология плюс…

Профилизация образования требует качественного изменения структуры и содержания учебного процесса, переход к технологиям, более полно учитывающим возрастные способности и потребности учащихся. В настоящее время существует огромное количество литературы по профильному образованию и психологическому сопровождению этого процесса, но исследований по предпрофильной подготовке или занятий в начальной школе как необходимого подготовительного этапа перед предпрофилем — недопустимо мало.

Тем временем основные условия эффективности работы по психолого-педагогическому сопровождению предпрофильной и профильной подготовки — непрерывность, преемственность и деятельность в рамках системы «ученик–учитель–родитель–психолог». Психолог (психологическая служба) в данном случае является неким связующим звеном, внедряющим развивающие, информационные, просветительские программы, ориентированные на каждого субъекта системы — ученика, учителя, родителя. Не менее важно объединить компоненты (субъектов) этой системы.

Одним из таких объединяющих, интегрирующих мероприятий может стать «Неделя психологии». Помимо традиционных, широко известных форм — игровых, творческих занятий в масштабах класса, параллели, школы, в нее могут быть включены мероприятия с участием педагогов и родителей и одновременно работающих на предпрофильную подготовку учащихся. Далее представлен вариант программы «Недели психологии», прошедший проверку в профильной школе.

Цели:

— популяризация психологического знания и деятельности психологической службы школы;

— сплочение коллектива школы, формирование позитивного отношения к школьной жизни у учащихся;

— активизация творческого потенциала учащихся, учителей, родителей.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Понедельник–вторник

1. «Цветопись»

(На основе методики А.Н. Лутошкина.)

Варианты названия: «Радуга», «Цвет дня».

Цель: сравнительная оценка эмоциональной атмосферы в школе (в начале и в конце рабочего дня).

Перед началом учебного дня у входа в школу ставится два ящика («Для учеников» и «Для учителей), в которые всем входящим предлагается опустить квадрат, соответствующий текущему настроению. Для определения эмоционального состояния с помощью цвета испытуемым предъявляется шкала цветового диапазона настроений и объясняется принцип ее использования:

красный
оранжевый
желтый
зеленый
голубой
фиолетовый
черный
белый

– восторженное
– радостное
– приятное
– спокойное, уравновешенное
– грустное
– тревожное
– крайне неудовлетворенное
– трудно сказать

То же самое предлагается сделать перед уходом домой.

Утром следующего дня вывешиваются 4 круговые цветограммы «Настроение учеников в начале и в конце дня», «Настроение учителей в начале и в конце дня».

2. Выставка коллажей «Мой класс»

За две недели до этого мероприятия каждый класс получает задание сделать на листе ватмана коллаж под названием «Мой класс». Содержание и форма выполнения произвольные.

3. Общешкольный рисунок «Наш дом»

На нескольких листах ватмана рисуется «остов» дома. Каждый класс получает фрагмент большого рисунка и схему дома целиком. Задача — оформить свой фрагмент (это может быть крыша, окно, один из этажей и т.д.). В четверг все фрагменты собираются вместе, и в школе вывешивается «Наш общий дом» (см. рис. 1 на с. 7).

4. Профориентационные встречи с родителями (8–9 кл.)

Данные встречи могут быть как общепросветительскими (приглашаются родители — специалисты интересующих детей профессий), так и тематическими, ориентированными на конкретный (настоящий или будущий) профиль обучения.

Среда

1. Совместные уроки «Психология плюс…»

По предварительному согласованию с учителями (например, биологии, литературы, истории) в текущий учебный материал включается связанный с ним блок психологической информации. Таким образом, урок совместно ведут учитель и психолог.

Примерное содержание урока в 8-м классе
«Биология + психология.
Межполушарная асимметрия мозга»

Различия левого и правого полушария.Дискуссия, актуализация знаний, полученных в рамках курса биологии.

Межполушарная асимметрия и леворукость.Практическая часть. Упражнения на диагностику ведущего полушария и развитие межполушарных взаимодействий (см. Семенович А.В., Гатина С.В. и др. Схема нейропсихологического обследования детей).

Упражнения для развития межполушарных взаимодействий

Основаны на взаимосвязи «мозг–рука».

Ведущий. Вспомним уроки физкультуры. Недаром нас заставляли делать упражнения, в которых нужно было левой рукой доставать до правой ноги, и наоборот. Они ведь тоже развивают наши полушария и помогают им работать согласованно.

1. «Ухо–нос». Левой рукой беремся за кончик носа, а правой — за левое ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук. Я пробовала, в детстве получалось лучше.

2. «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.

3. «Колечко». Поочередно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.

2. Профориентационные встречи с родителями (8–9 кл.)

Данная форма работы является «хорошо забытым старым». Встречи с представителями разных профессий, экскурсии на предприятия широко практиковались лет 15–50 назад. В нашем случае представителями профессий выступают родители, что позволяет решать одновременно несколько задач. Помимо профориентационного информирования, такие встречи способствуют профилактике проблемы непонимания между родителями и детьми (особенно с учетом того, что речь идет о подростковом возрасте). У родителей появляется возможность познакомиться поближе с одноклассниками своего ребенка, а значит, и с их возрастными и социально-психологическими особенностями, а у детей — посмотреть на своих родителей с необычной стороны.

Четверг

1. «Наш общий дом»

Все фрагменты, нарисованные классами, вывешиваются и заполняют «остов» дома (см. рис. 2).

2. Игра «Бег по станциям» (для среднего звена)

На большой перемене (20–25 минут) в нескольких кабинетах в пределах одного этажа организуются «станции». На каждой станции находится учитель или старшеклассник — представитель школьного соуправления. Он дает различные творческие задания командам 5, 6 и 7-х классов, которые во время перемены должны успеть побывать на всех этапах, обозначенных в их маршрутных листах. За выполнение заданий команды получают баллы, в конце дня оглашаются итог игры и имена победителей.

Примерные задания для «станций»

Хор

Цель: развитие внимания, умения слушать.

Один из участников выходит за дверь. Остальные загадывают пары известных строк стихотворения или песни, распределяют каждому по слову.

Как только из-за двери возвращается участник, каждый произносит свое слово. Все говорят одновременно, и в этом хоре вошедшему надо угадать известные строки. Если он не угадал, поет песню или читает стихотворение.

Ассоциации

Цель: развитие образного мышления; умения давать и получать обратную связь.

Любой игрок называет водящему имя одного из присутствующих так, чтобы никто не слышал. Водящий называет все, что у него ассоциируется с этим человеком (музыка, цвет, дерево, цветок, вид транспорта, одежда, др.). Остальные угадывают, о ком идет речь. Если догадка верна, водящего меняют, если нет — он получает новое задание.

Звериное семейство

Цель: организация взаимодействия учащихся между собой; развитие невербальных навыков общения.

Ведущий подготавливает бумажки, на которых, в зависимости от количества игроков, написаны члены звериных семейств (дедушка-обезьяна, бабушка-обезьяна, папа-обезьяна, мама-обезьяна, сын-обезьяна, дочка-обезьяна).

Можно образовать семейства собак, морских свинок и др. Каждый игрок вытаскивает себе бумажку, но сразу не смотрит, что на ней написано. Только тогда, когда все игроки вытянули карточки, их можно прочитать. Ведущий может дать звуковой сигнал, обозначающий начало игры.

Каждый игрок пытается как можно быстрее найти свою семью через звуковые подражания и движения того зверя, который написан на его карточке. Когда звериная семейка нашла всех своих членов семьи, она должна в правильной последовательности (по старшинству — дедушка, бабушка, папа, мама, сын, дочка, ведущий игры должен заранее объяснить эти правила) сесть на один стул.

Та звериная семейка, которая сделала это правильно, побеждает.

Художники

Цель: формирование умения работать в команде, развитие образного мышления.

Играющие делятся на две группы. Задача групп — быстрее соперника нарисовать животное (предмет и пр.). Каждый человек имеет право нарисовать лишь одну линию.

Дом–дерево–собака

Цель: формирование умения работать в паре, развитие навыков социальной перцепции. Упражнение выполняется в парах.

Каждая пара получает один фломастер или одну кисточку с красками, один ватман. Обоим участникам завязывают глаза. Каждая пара, работая только одним инструментом, должна нарисовать дом–дерево–собаку. При этом игроки не должны разговаривать друг с другом.

Пятница

1. Психологические игры в начальной школе

Организуя игры, важно учитывать особенности и актуальные проблемы каждого классного коллектива. Занятия были рассчитаны на один урок. Их целью являлось сплочение коллектива учащихся и раскрытие талантов каждого класса.

1-й КЛАСС

Тема: «Что мы умеем делать?»
(Мастера)

Цель: адаптация к школе и классному коллективу.

Знакомство

Все участники встают в круг. Один из игроков держит в руках игрушку (или мяч) — это человек, который начинает знакомство. Ему нужно назвать свое имя и имена соседей, стоящих справа и слева от него. Потом передать игрушку (мяч) соседу рядом. Тот делает то же самое и т.д., пока игрушка (мяч) не обойдет весь круг.

Как поздороваться

Ведущий (педагог) начинает игру.

Ведущий. После того как мы познакомились и узнали имена друг друга, нам необходимо поздороваться, но делать мы это будем не совсем обычным способом. Я буду называть часть тела, например: нос, ухо, колено, локоть, пятка и т.д., а вам надо будет поздороваться со всеми этой частью тела.

«Нитка с иголкой»

Выбирается водящий. Это «иголка», она стоит первой. Остальные участники выстраиваются в линейку за «иголкой» на расстоянии одного шага друг от друга — это «нитка». При этом все (и «иголка», и «нитка») держатся за руки. Задача «иголки» провести «нитку» через промежутки между участниками.

Загадки

Ведущий (педагог) задает вопрос. Примеры вопросов:

— первая буква в алфавите.

— сколько дней в неделе?

— первая буква первого месяца весны.

— сколько всего времен года?

— первая буква имени вашей учительницы.

Участники молча должны из самих себя (взявшись за руки) выстроить ответ на вопрос.

Паутинка

Учащиеся становятся в круг и говорят друг другу добрые слова и пожелания, постепенно разматывая нитку клубка. В итоге всех детей объединяет «волшебная паутинка добрых пожеланий».

3-й КЛАСС

Тема: «Школа артистов»

Третий класс в нашем случае отличался активностью, эмоциональностью и высоким стремлением к творчеству. Поэтому целью игрового занятия здесь стало создание условий для самовыражения и реализации творческого потенциала.

Ритм

Все участники встают в круг. Ведущий задает темп. Например, два хлопка по коленкам, два щелчка пальцами. Все повторяют. Как только движения удаются всем вместе, темп ускоряется.

Знакомство

Все участники встают в круг. Один из игроков держит в руках игрушку (или мяч) — это человек, который начинает знакомство. Ему нужно назвать свое имя и сказать, что он любит (например, мороженое). Потом передать игрушку (мяч) соседу. Тот делает то же самое, но еще называет то, что говорил до него его сосед. Далее передает игрушку (мяч) следующему. Игра продолжается до тех пор, пока игрушка (мяч) не обойдет весь круг.

Что я видел

Дети должны внимательно послушать стихотворение и сосчитать количество нелогичных суждений:

Я видел озеро в огне,
Собаку в брюках на коне,
На доме шляпу вместо крыши,
Котов, которых ловят мыши.
Я видел утку и лису,
Что плугом пашут луг в лесу,
Как медвежонок туфли мерил,
И как дурак всему поверил.

Или:

Из-за леса, из-за гор
Ехал дедушка Егор.
Он на пегой на телеге.
На дубовой лошади,
Подпоясан он дубиной,
Приопершись на кушак,
Сапоги на растормашку,
На босу ногу пиджак.

Или:

Ехала деревня мимо мужика,
А из-под собаки лают ворота,
Кнут схватила лошадь,
Хлещет мужика,
Черная корова
Ведет девку за рога.

Сказать фразу

Фраза: «Я построил скворечник для птичек зимой». Ее надо произнести:

— как оперный певец

— старый дедушка

— двухлетний ребенок

— отличник, отвечающий у доски

— ученик, который не выучил урок и волнуется

— задумчивый

— ваш учитель

— простуженным голосом

— веселым

— грустным

— как директор школы

— злым голосом

— ленивым

— сонным

— как иностранец

— милиционер

— с набитым ртом

— замерзший

— зазнавшийся

— как человек, которому наступили на ногу

— обиженный

— доброжелательный

— запыхавшийся

— уставший

— счастливый

Упражнение «Аплодисменты»

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя на одного из участников и постепенно подходя к нему. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

4-й КЛАСС

1. Игра «Путешествие»

Цель: подготовка к переходу в среднее звено — профилактика трудностей обучения; сплочение коллектива.

Ведущий. Какие виды путешествий вы знаете? Как можно путешествовать? У нас сегодня будет морское путешествие.

Знакомство

Все участники встают в круг. Один из игроков держит в руках игрушку (или мяч) — это человек, который начинает знакомство. Ему нужно назвать свое имя и качество личности на первую букву имени. Потом передать игрушку (мяч) соседу рядом. Тот делает то же самое, но еще называет то, что говорил до него его сосед. Далее передает игрушку (мяч) следующему. Игра продолжается до тех пор, пока игрушка (мяч) не обойдет весь круг.

Корабли и скалы

Часть детей садятся на корточки, заполняя равномерно все пространство зала, — это скалы. Остальные дети — корабли, которые движутся по океану ночью, когда плохо видно, куда плыть (дети движутся с закрытыми глазами). «Скалы» при приближении «корабля» издают предупреждающий звук «ш-ш-ш» (плеск волн).

Рифы

Ведущий.Чтобы продолжить наше путешествие, необходимо преодолеть рифы — достаточно высокие и опасные для корабля. Однако при правильных ответах на вопросы морских обитателей становится видна небольшая расщелина, через которую вы можете спокойно проплыть.

Примеры вопросов:

— Какие предметы появляются в старшей школе, которых еще нет у вас?

— Какие учителя из средней школы уже работают с вами?

— Назовите еще три отличия средней школы от младшей.

Паутина

Учащиеся становятся в круг и говорят друг другу добрые слова и пожелания, постепенно разматывая нитку клубка. В итоге всех детей объединяет «волшебная паутинка добрых пожеланий».

Фотография «Лицо»

Все участники должны изобразить общую скульптуру — улыбающееся лицо. Ведущий фотографирует.

2. Игра «100 к одному»

Данная игра является итоговым мероприятием «Недели психологии». Она направлена на расширение взаимодействия учащихся среднего и старшего звеньев и педагогов школы.

Игра для старшеклассников в конце учебного дня. Проводится по материалам опроса, проходившего в течение всей недели психологии. Опрос проводят сами школьники среди учеников и педагогов школы, используя вопросы, придуманные на обсуждении со всем классом.

Возможные вопросы:

• Ваше хобби.

• Какой бы вы хотели видеть нашу школу?

• Самая ненужная вещь в вашем портфеле.

• Чего вы больше всего боитесь?

По ходу игры команды (собранные из учащихся 9, 10, 11-х классов) должны угадать наиболее популярные ответы.

3. «Забор»

В начале дня вывешивается несколько листов ватмана, стилизованных под забор, на котором можно написать свои впечатления о прошедших мероприятиях «Недели психологии».

Важно отметить, что у детей может не быть навыка адекватного выражения собственного мнения. Большинство полученных отзывов были положительными, однако встречались негативные и даже нецензурные реплики, вообще не относящиеся к прошедшим мероприятиям.

Мы предполагаем, что систематическое предоставление возможности самовыражения с последующим обсуждением результатов позволит развить у учащихся способность выражать свое мнение адекватно и конструктивно, а также установить более открытые отношения между учениками и педагогическим коллективом.

Хотелось бы также отметить, что участие детей в организации «Недели психологии» играет профориентирующую и развивающую роль. Разнообразие мероприятий предполагает первичное знакомство с профессиональными навыками (например, проведение опросов), возможность для формирования организаторских способностей, лидерских качеств.

Таким образом, подобные мероприятия позволяют в сжатые сроки объединить в целостное действо всех субъектов системы «ученик–учитель–родитель–психолог», познакомить детей, родителей и педагогов с деятельностью психологической службы, создать положительное отношение к ее деятельности и, наконец, сплотить весь школьный коллектив, включая родителей учащихся.

Яна ГОЛУБЕВА,
Людмила АКОВАНЦЕВА,
педагоги-психологи
Юлия ФЕЛЬКЕР,
социальный педагог,
ГОУ СОШ № 1323,
Москва

ЛИТЕРАТУРА

Азарова Т., Битянова М. и др. Неделя психологии в школе. — М.: Чистые пруды, 2005.

Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. — М.: Генезис, 2006.

Семенович А.В., Гатина С.В. и др. Схема нейропсихологического обследования детей / Под ред. А.В. Семенович. — М.: ПМСЦ СЗАО, 1998.

Фатеева Л.П. 300 подвижных игр для младших школьников. — Ярославль: Академия развития, 1998.

Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников. — М.: Глобус, 2006.

TopList