Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №8/2008
ОБРАЗОВАНИЕ ГАЛАКТИКИ


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ОБРАЗОВАНИЕ ГАЛАКТИКИ

Большая психологическая игра

Основные задачи: в необычной метафорической форме открыть новые формы сотрудничества, познания своего «Я», развить эмпатию, решить проблемы адаптации.

Оборудование: ватман, гуашь, спокойная музыка, музыка хаоса.

Условия проведения: предлагаемый сценарий игрового занятия предназначен для коллектива на начальной стадии формирования. Оптимальное количество участников – от 20 до 50 человек. Для работы необходимо большое помещение с раздвигающимися стульями. Игру проводят двое ведущих, которые должны иметь навыки тренинговой работы, ведения групповых дискуссий.

Предполагаемый результат: знакомство друг с другом, создание благоприятного климата в коллективе, хорошего настроения.

Этап I. Введение в игру

Участники сидят в общем кругу. Звучит музыка (космическая тематика).

Ведущий начинает рассказ.

Представьте себе Вселенную: без начала и конца, огромную, бездонную. Но всё во Вселенной имеет свое начало. Долго-долго без смысла и без назначения хаотичные частички движутся в пространстве. Представьте, что вы и есть эти частички. Можете закрыть глаза, чтобы легче было представить. (Пауза в несколько минут.)

А сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате.

Частички сталкиваются, рассматривают друг друга, здороваются, улыбаются, приветствуют друг друга. Представьте себя в свободном полете. (Группа хаотично движется по аудитории. Пауза.)

Ничего не бывает вечно, все меняется, и в конце концов частички, похожие друг на друга, встречаются и образуют планеты. Каким образом?

Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания. Каждое задание важно выполнять с максимальной точностью. Скажем, распределиться на группы по цвету волос. Считаем до десяти, вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у вас, цветом волос. И если у черноволосого в прическе есть осветленные пряди, то он никак не может остаться в группе «черных»: у него есть дополнительный цвет! Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. Ведь абсолютно понятно, что если цвет ваших волос или их длина отличны от цвета и длины волос других участников, то это не делает вас лучше или хуже остальных. Вы просто другой! И потому, что мы разные, мир так разнообразен и интересен.

Надеюсь, что задание понятно? Мы начинаем.

Распределитесь на тех, у кого есть часы на руке и у кого нет. Раз, два, три… десять. Стоп! Проверяем. В этой группе у всех участников есть на руке часы. А в этой группе все счастливчики, потому что «счастливые часов не наблюдают»!

Продолжаем ходить! Распределиться по цвету брюк и юбок! (Счет, проверка.)

Представив несколько вариантов распределения, оставить участников в группах. Дальнейшее развитие игры будет проходить между этими группами.

Этап II. Работа в группах

1. «Самопрезентация частичек»

Цель: обратить внимание участников группы друг на друга, на их непохожесть и неповторимость каждого. Способствовать осознанию собственной уникальности и значимости.

Члены группы вписывают в бейджи имена, которыми хотели бы называться во время игры, и составляют характеристику из наиболее выдающихся личностных качеств. По сигналу ведущего каждый участник представляется и называет свои особенные качества.

2. «Название планеты»

Цель: способствовать созданию эмоционального единства группы; поощрение совместного переживания, связанного с выполнением общей задачи.

Участники групп выбирают название своим «домам-планетам».

3. «История моей планеты»

Цель: интеграция группы за счет понимания необходимости постоянной включенности в совместную деятельность и чувства взаимной ответственности членов команды.

Каждая группа придумывает историю зарождения и развития своей планеты.

4. «Рисунок моей планеты»

Цель: закрепление позитивного эмоционального настроя, объединение для решения совместной задачи в условиях взаимопомощи и партнерства.

Участникам предлагается передать свое представление о планете, жителями которой они являются. Рисунок создается всеми участниками группы на листе ватмана.

5. «Метеоритный дождь»

Цель: совершенствовать коммуникативные навыки путем активного игрового взаимодействия, развивать отношения партнерства, стремиться к устранению психологических барьеров, ограничивающих эффективность общения.

Несколько участников от каждой группы выходят за дверь. Затем приглашаются по одному. Оставшиеся члены групп образуют круг, плотно взявшись за руки. Входящим по одному предлагается войти в круг. При этом у группы существует договоренность о том, каким образом должен вести себя человек, чтобы его впустили (вежливо об этом попросить, выполнить какое-либо условие и пр.). Участник, пытающийся выполнить условия, пробует различные формы общения, стараясь угадать неизвестную ему договоренность членов группы.

6. «Скалы»

Цель: снять напряжение участников путем вовлечения их в групповое физическое действие, объединить для решения задачи на основе партнерства, создать в группе атмосферу взаимной ответственности, эмоциональной свободы, радости от коллективного успеха.

Участники выстраиваются в шеренгу вдоль линии «обрыва» (чертится мелом на полу) в различных позах, олицетворяющих каменные изваяния. Задача каждого из играющих: пройти по краю «обрыва», не сорвавшись в «пропасть». Разрешается держаться за «скалы».

7. «Образ моей планеты»

Цель: способствовать интеграции группы за счет участия в совместной деятельности, создать активную творческую атмосферу и позитивный настрой в группе.

Участникам, после недолгого обсуждения, предлагается построить скульптуру-образ своей планеты.

Этап III. Совместная работа участников

«Построение галактики»

Цель: раздвинуть границы креативности, снять страх перед неизвестным, перед поставленной проблемой, тренировать участников в выработке совместной стратегии и тактики успеха.

Участникам предлагается объединить свои скульптуры и создать единую фигуру планет – галактику.

Этап IV. Игры на сплочение

1. «Путаница»

Цель: развивать в группе активный стиль общения и отношения партнерства.

Группа образует круг, все участники протягивают руки внутрь круга, а ведущий соединяет их таким образом, чтобы получилась путаница. В каждой руке одного игрока оказывается рука другого. При этом ведущий старается соединить руки как можно более удаленных друг от друга участников. Когда путаница создана, группе дается ограниченное время, чтобы распутаться, не расцепляя при этом рук и с осторожностью относясь к партнерам по игре, чтобы не причинить им боль непродуманными движениями и действиями. Финалом игры будет либо круг, либо несколько групп игроков, последовательно соединенных друг с другом. В ходе игры ведущий:

– поддерживает игроков в стремлении распутаться, напоминает о внимательном отношении друг к другу;

– стремится сохранить напряжение игры, азарт соревнования; напоминает о том, что игра ограничена во времени, нагнетает напряжение и творческий запал.

Когда задача решена или время истекло, ведущий вместе с группой подводит итоги игры.

– Какие впечатления вынесли участники из упражнения? Чем они хотят поделиться друг с другом?

– Что, на их взгляд, могло усилить эффективность решения проблемы?

– Кто был выдвинут группой в качестве лидера или стал лидером самопровозглашенным? Как относится группа к этому явлению?

2. «Сороконожка»

Цель: проверить на опыте эффективность партнерства в условиях коммуникации и в ее отсутствие, влияние договора на достижение групповой цели, выявить лидерские возможности игроков, побудить командные эмоции взаимоподдержки, ответственности, сплоченности.

Все участники собираются в центре игровой площадки, создав круг – спиной в центр круга. Берутся за руки, образуя живое кольцо. Ведущий объясняет правила игры.

На протяжении первого этапа игры нельзя общаться – разговаривать, обмениваться информацией.

Каждый из игроков определяет для себя место в пределах игровой площадки, куда бы он хотел добраться. Это место может находиться не только напротив играющего, но и сзади него или в любой другой стороне.

По сигналу ведущего каждый должен попытаться как можно скорее достичь намеченного им места и оставаться там не менее трех секунд. После того как все игроки команды побывали на облюбованных местах, можно сообщить ведущему о выполнении группового задания. Чем скорее команда справится с заданием, тем лучший результат будет зафиксирован в итоге игры.

Если игроки расцепляют руки или начинают разговаривать, ведущий останавливает игру до полного восстановления порядка, а затраченное время включает в общее время игры, что, безусловно, ухудшает результат.

Второй этап игры проводится по тем же правилам с одним-единственным изменением: игрокам разрешено разговаривать, они могут выработать какую-то групповую стратегию. По окончании второго этапа ведущий объявляет команде результат.

После этого ведущий задает вопросы:

– Что вам понравилось в игре? Что вызвало затруднения? Прокомментируйте, пожалуйста, результаты первого и второго этапов. В чем, по-вашему, причина именно таких результатов?

3. «Рисунок Галактики»

Участникам предлагается нарисовать коллективный рисунок с пожеланиями потомкам (стихи, небольшие фразы-послания).

Этап V. Завершение

Участники обсуждают игру, делятся впечатлениями, подводят итоги.

Авторы-составители
Елена АНИКИНА,
Наталья БУБЧИКОВА,
Елена ТРОФИМЕНКО,
психологи,
г. Орск, Оренбургская область

 


ЛИТЕРАТУРА

Кипнис М. Тренинг креативности. – М.: Ось-89, 2005.

Кипнис М. Тренинг коммуникации. – М.: Ось-89, 2004.

Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб: Речь, 2005.

Публикация статьи произведена при поддержке салона красоты «Ля-Фам», расположенного в Санкт-Петербурге. Парикмахерский зал предлагает популярные услуги окрашивания, химической и био-завивки волос, стрижку горячими ножницами, элюминирование, наращивание волос, декапирование на несколько тонов (смывку цвета волос различными методами) и т.д. К вашим услугам так же солярий, nail-студия, педикюр, косметология, массаж.

TopList