Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2008
Немного о вранье


ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Немного о вранье

Наверное, чаще мы говорим и пишем о своих успехах, достижениях. Вот и акция в «Школьном психологе» называется «Поделись успехом».  Но в жизни довольно часто бок о бок с профессиональными удачами идут и неудачи. своими размышлениями по поводу такого «неуспеха» я и хотела поделиться с коллегами.

Ко мне, как к школьному психологу, с запросами по поводу детской лжи и родители, и учителя обращаются достаточно часто, по крайней мере не намного реже, чем по поводу проблем в учебе. Вот и очередная консультация не показалась мне удивительной.

Мама — менеджер, около 30 лет, дочка 7 лет. Беседа. Диагностика. Выход на причины «вранья», разговор с мамой о детской лжи, фантазиях. Итогом консультации стало предложение коррекционно-развивающей работы с ребенком и мамой, было оговорено количество встреч, их тематика. Попутно со стороны мамы достаточно активно предлагались еще «проблемки», которые она хотела бы сразу решить.

Вроде бы типичная ситуация. Немного настораживало то, что мама периодически вставляла в разговор фразы об отсутствии времени, усталости, достаточно грубо обрывала дочку, когда та искренне радовалась заданиям, вопросам, которые ей предлагал психолог. В результате на несколько встреч мама все же согласилась. Девочка с воодушевлением схватилась за эту возможность общения с взрослым, которому она интересна (причем такой, какая она есть), за возможность выполнять задания вместе с мамой. Дополнительно мы обговорили с мамой линию взаимоотношений с дочкой.

Вроде бы все хорошо. Одно но… Вдвоем на занятия они так и не пришли. Сначала не смогла мама, потом была занята бабушка, потом у кого-то было какое-то срочное дело. В результате мама позвонила, извинилась и сказала, что ей очень жаль, но ходить на занятия они не могут из-за нехватки времени. Однако очень просила подтвердить девочке, что это я (а не она, мама) не могу с ней заниматься. Вот так…

С ребенком я все равно стараюсь, улучив момент, встретиться, пообщаться, уделить ей внимание, чему она каждый раз очень радуется. Но мама-то! Ей врать можно, а ребенку — нельзя. Вот так, желая того или нет, мы, взрослые, оказываем не всегда положительное влияние на детей своими поступками. И чего тогда ждать от ребенка?

Вот такой «неуспех»! Вместе с тем это хороший повод задуматься о том, что ты делаешь, как ты это делаешь и как сделать так, чтобы такие «неуспехи» превращались в «успехи», о чем потом можно было бы рассказать коллегам и даже поучаствовать в акции «Поделись успехом!».

Ирина КАЗЕИЧЕВА
педагог-психолог МОУ СОШ № 18
с углубленным изучением
отдельных предметов,
г. Орехово-Зуево,
Московская область

TopList