Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2008
День школьного психолога


РЕПОРТАЖ

День школьного психолога

День школьного психолога на VII Московском педагогическом марафоне учебных предметов начался с размышлений о том, насколько изменилась за последнее время роль этого специалиста в образовательном учреждении.

Марина Битянова, директор Центра «Точка Пси», профессор МГППУ, открывая мастер-класс «Современные образовательные технологии в работе школьного психолога», напомнила коллегам, как еще совсем недавно психологи были самыми главными новаторами в школах, носителями интерактивных игровых, деятельностных методик работы. Педагоги оценили эффективность предложенных технологий и сегодня владеют ими не хуже психологов. А в ситуации урока — даже лучше. Психологи же, постепенно разочаровавшись в чисто психологических способах воздействия (тренинги, игровые программы), поскольку они не вписываются в жесткие рамки школьного распорядка, оказались не слишком компетентными на стандартном сорокаминутном занятии в классе, где стоят парты в три ряда и висит зеленая доска перед глазами. Урок психологии стал одним из самых скучных в детском расписании. Получается, психолог просто обязан освоить современные образовательные технологии, чтобы помогать и ученикам, и преподавателям.

После такого решительного заявления сотрудники Центра «Точка Пси» Татьяна Беглова и Татьяна Меркулова пригласили добровольцев на сцену, чтобы «в режиме аквариума» продемонстрировать залу формы работы по самым современным технологиям, в частности по технологии критического мышления.

В соседней аудитории Олег Хухлаев, заведующий кафедрой «Этнопсихология и проблемы поликультурного образования» МГППУ, на своем мастер-классе «Психологическое сопровождение детей-мигрантов в образовательной среде» не стал выбирать желающих из публики. Он предложил каждому слушателю осмыслить личный опыт миграции. Да, этим опытом обладает почти каждый взрослый. Ведь любое вхождение в незнакомую тебе культуру (переход в другую школу, на новую работу) — тоже своего рода миграция. Чтобы помочь нашим ученикам, мы должны проанализировать собственные реакции на смену культурных норм.

Как правило, формируются четыре основные поведенческие стратегии мигранта: ассимиляции (растворения в новой культуре ценой забвения старой), сепарации (отторжения нового ради исходного), маргинализации (когда человек теряет все точки опоры) и — самая эффективная — интеграции. именно помощь в выборе модели поведения является первоочередной задачей психолога, занимающегося детьми-мигрантами.

Для психолога естественно работать с личным опытом клиента. О чем бы ни шла речь. Поэтому никто не удивился, когда Марина Чибисова, открывая мастер-класс «Психологическая подготовка к ЕГЭ: чем психолог может помочь выпускнику и родителю?», предложила собравшимся быстренько сдать ЕГЭ самим, а уж потом заниматься чужими проблемами.

В идеале работа психолога с выпускным классом должна начинаться еще осенью, после первого пробного экзамена, когда есть время проанализировать имеющиеся у детей трудности (один не в силах принять решение, другой не может оставить недоделанное задание, третий слишком полагается на взрослых), подобрать и опробовать персональные рекомендации. Есть время поговорить и с педагогами (они боятся тестирования не меньше детей), и с родителями, которые часто устраняются от решения проблемы, считая, что вся ответственность лежит на школе.

Странно, в Большом зале обсуждали совершенно иные проблемы, но участники дискуссии «Зачем школьному психологу знания об отклоняющемся развитии?» повторили почти слово в слово печальные слова о нежелании родителей помогать своим детям, сотрудничать со школой. И это одна из главных трудностей, с которой сталкиваются психологи, не имеющие права заниматься с детьми, если семья не дала согласия на такие занятия. А ведь своевременная помощь ученику в выстраивании оптимального образовательного маршрута позволяет предупредить многие конфликты и кризисные ситуации.

Ведущий Михаил Семаго, профессор Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, призывал коллег тщательно составлять договор как с родителями школьников, так и с администрацией образовательного учреждения, чтобы ничто не мешало нормальной работе.

Конец дня был посвящен играм. Мария Ступницкая и Вадим Родионов, сотрудники АНО «Школа «Премьер», раскрыли сущность критериального оценивания, предложив добровольцам изобразить экзамен по аплодированию. Одни старательно хлопали, другие оценивали «учеников» — как придется или по заранее оговоренным параметрам. Разницу почувствовали все.

Александра Соболева, директор направления тренинговых программ компании «Искусство тренинга», приглашала слушателей исполнять ритмичные считалки и одновременно хлопать соседей по коленкам и по макушкам, чтобы понять, какие сложные физиологические, психологические, личностные процессы провоцируют самые простые игровые приемы.

И словно не было позади напряженного рабочего дня — психологи шумно обменивались впечатлениями. Стало ясно, насколько азартно и заинтересованно существуют они в своей профессии.

Людмила ПЕЧАТНИКОВА

TopList