Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2008


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Пишу без ошибок

Русский язык с нейропсихологом

А.Е. Соболева,
Е.Н. Емельянова
СПб.: Питер, 2008

На мой взгляд, это та самая книжка, о которой можно сказать словами Афанасия Фета: «Вот эта книжка небольшая томов премногих тяжелей». Сколько уже произнесено красивых слов о необходимости содружества психолога и учителя-предметника, сколько деклараций заявлено на эту тему, но по-прежнему учитель в классном кабинете что-то делает со школьниками, а педагог-психолог с теми же школьниками после уроков делает нечто совершенно иное. И не пересекаются они нигде, кроме как в школьных коридорах и на педагогических советах, где все взаимодействие сводится к вежливо-скупому «здрасьте!».

И вот перед нами книга, которая написана совместно учителем русского языка Е.Н. Емельяновой и нейропсихологом, директором Научно-исследовательского центра детской нейропсихологии А.Е. Соболевой. Отличная демонстрация того, как могут быть полезны друг другу специалисты разных областей. Тем более что продукт их творческого союза оказался очень и очень качественным.

Тот факт, что детей, имеющих трудности в овладении письмом и грамотностью, с каждым годом в России становится все больше (где же пресловутые дети-«индиго» с их непомерным интеллектом, ау?!), известен каждому человеку, работающему в образовании. А вот что с этим делать — вразумительного ответа нет. Книжка Емельяновой и Соболевой предлагает ответ — четкий, точный, выверенный. И самое главное — научно обоснованный, поскольку разработки авторов базируются на ставшей уже классической концепции А.Р. Лурия. При этом книга написана настолько просто, доступно, ясно, что будет понятна даже тем заинтересованным читателям, которые от психологии далеки и имя Лурия отродясь не слышали.

В достаточно развернутом введении авторы обозначают ряд ключевых моментов работы с детьми, имеющими трудности в обучении русскому языку, дают конкретные рекомендации учителям и родителям и формулируют главный принцип занятий с такими детьми: «ИГРАТЬ!» Основные пять глав книги уже в самих названиях отражают важнейшие проблемы, требующие внимания специалистов и родителей: пропуск букв в словах; замена букв при письме; не могу запомнить словарные слова; не умею пользоваться правилами; не умею описывать, рассказывать, рассуждать. Все главы имеют сходную структуру и содержат простые и эффективные упражнения, направленные на решение названных проблем. Авторы утверждают (и на то, несомненно, есть основания), что если последовательно и регулярно применять предлагаемые приемы и упражнения — как в условиях школьного обучения, так и занимаясь с ребенком дома — то дети научатся грамотно писать и осмысленно читать. В приложении читатель найдет семантическую карту, список словарных слов, распределенных тематически для 1–5-х классов, слова с удвоенными согласными.

Этой книге могут порадоваться не только школьные психологи и учителя начальных классов, но и логопеды, работающие с проблемами дисграфии, и родители, дети которых испытывают трудности в усвоении грамоты.

Игорь ВАЧКОВ