Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2008
Начало диалога


РЕПОРТАЖ

НАЧАЛО ДИАЛОГА

Парадоксально, но значение психологии в современном обществе далеко не однозначно. Это лишний раз нашло свое подтверждение на прошедшей 12 февраля конференции «Психолог и общество: диалог о взаимодействии». Это мероприятие было организовано Центром развития русского языка при поддержке благотворительного фонда «Вольное дело» и Московского городского психолого-педагогического университета.

Название конференции свидетельствует о том, что общество и психология, как одна из основных наук, направленных на его изучение и совершенствование, до сих пор не найдут оптимальных и конструктивных способов взаимодействия. Причем непонимание и недоверие возникают сразу на нескольких уровнях: от отсутствия поддержки в «верхах» до непонимания и опасений на бытовом уровне. Несмотря на обилие в современной медийной среде огромного массива психологической, а чаще — околопсихологической информации, психологическая культура нашего общества крайне низка. Потому и расцветают пышным цветом различные неквалифицированные амбициозные «гуру» от психологии и доморощенные «психотерапевты», готовые дать советы нуждающимся на все случаи жизни.

Как при любом непонимании, искать здесь виноватых — дело неконструктивное. Необходим диалог, в результате которого могут возникнуть доверие и взаимопонимание.

Именно такие задачи поставили перед собой организаторы этой встречи, на которую были приглашены ведущие специалисты-психологи, работающие в различных сферах психологической науки и практики, педагоги, представители Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства по образованию, а также представители общественных структур и ведущих СМИ. Всего в конференции приняли участие около 250 человек.

Организаторы конференции — представители общественных фондов и организаций — поставили целый ряд задач: способствовать повышению статуса практической психологии в российском обществе, показать ее реальный потенциал в решении проблем, связанных с изменениями социально-экономических условий, наметить пути использования этого потенциала в интересах конкретного человека, проанализировать психологические проблемы, возникающие в различных видах социальной практики, обсудить эффективные способы взаимодействия психологии и общества.

Об этом на открытии говорила Людмила Александровна Путина. Она высоко оценила роль психологии для общества, отметив ее не только практический, но и научный потенциал. «Должно быть сформировано уважение к психологии, и постепенно общество обратится к тому огромному багажу знаний, который есть в философии и психологии». Сейчас же, по мнению Людмилы Александровны, в обществе существует «недоверие к психологам и психотерапевтам».

Конференция состояла из четырех блоков: психология и современное общество, психология и семья, психология в образовании, психологическое просвещение и психологическая защищенность. Основные докладчики — ведущие отечественные психологи и педагоги, представители общественных организаций, но высказать свое мнение и задать вопросы мог каждый участник конференции.

Главные направления взаимодействия психологии и общества наметили в своих ярких выступлениях В.П.Зинченко (действительный член РАО, профессор Высшей школы экономики) и А.Г.Асмолов (профессор, член-корреспондент РАО, зав. кафедрой психологии личности МГУ им. М.В.Ломоносова).

Ведущий Владислав Флярковский быстро нашел общий язык с корифеями психологии
Ведущий Владислав Флярковский
быстро нашел общий язык
с корифеями психологии

Владимир Петрович в докладе «Общество на пути к «человеку психологическому» с сожалением констатировал, что на определенном этапе общество выбрало упрощенный, наиболее удобный подход к человеку, отказавшись принимать во внимание его сложности и противоречия. Тем не менее развитие любой личности невозможно без преодоления кризисов, во время которых человек не может не испытывать страданий, переживаний и не всегда позитивных чувств. А для этого преодоления необходима квалифицированная психологическая помощь.

К сожалению, служба практической психологии в нашей стране строится «снизу», практически без участия государства. Психология становится модной профессией. Это приводит к тому, что при резко возросшей численности психологов, количество вузов, готовящих хороших специалистов для практической деятельности, можно перечислить по пальцам.

А.Г. Асмолов рассматривает психологию как науку, доказывающую существование реального в идеальном. И психологи сами конструируют ту реальность, в которой они существуют.

Выступление Александра Григорьевича на тему «Психология и социальное конструирование реальности» было, как всегда, метафорично — он сравнил практическую психологию в образовании с улыбкой Чеширского кота. Кот исчезает — улыбка остается. Ведь психология пришла в школу раньше психолога и всегда останется в ней, независимо от наличия там специалистов. Другой вопрос: какая?

Современное образование требует от психологов активного участия в проектировании обучающих программ. Главной бедой образования в XXI веке Асмолов назвал «обнищание души при обогащении информацией». А ведь именно ценностные ориентиры методологии образования позволяют решить главную задачу, стоящую перед обществом: формирование россиянами своей идентичности (гражданской, этнокультурной и общечеловеческой) через разработку новых образовательных программ.

Людмила Путина поддержала преподавание психологии в школе
Людмила Путина поддержала
преподавание психологии в школе

Обсуждение проблем психологической помощи семье наметило ряд болевых точек. По мнению А.Я.Варги (профессор, зав. кафедрой системной психотерапии Института практической психологии и психоанализа), в обществе отсутствует единая точка зрения о правильном воспитании детей. Народная педагогика с ее представлениями о морали, трудовом долге была разрушена, а новая стройная система воспитания не создана. То, что существует сейчас, психологи называют репрессивной анархией.

По отношению к детям существует много необоснованных запретов. Это сочетается с отсутствием последовательных требований, системы поощрений и наказаний. Поэтому широкое распространение получили деструктивные способы снижения тревоги в семье — такие, как гиперопека, инфантилизация, инвалидизация, негибкое уменьшение дистанции общения с ребенком.

К сожалению, как и в психологии образования, здесь также нет государственного признания фактически существующей и функционирующей профессии семейного психолога и психотерапевта.

О рисках воспитания, присутствующих у современных родителей, и новых запросах к психологу говорила Н.Н. Авдеева (профессор кафедры возрастной психологии МГППУ).

На фоне неблагополучия в детско-родительских отношениях, установок родителей на раннее обучение детей от психолога требуют формирования ребенка по заданному родителями образцу, чтобы он был «удобным», не требовал особого внимания, не доставлял хлопот. Позитивной тенденцией Наталья Николаевна считает стремление родителей принимать непосредственное участие в воспитании и образовании своих детей и обращение к психологу за советом, как оптимальнее это осуществить.

С.Н.Ениколопов (руководитель отдела клинической психологии Научного центра психического здоровья РАМН) рассказал о социально дезадаптированных семьях и необходимости особой работы с ними. Он считает, что социальные механизмы, которые регламентировали функционирование традиционной семьи, в современной России практически не работают. Это выводит на передний план такие проблемы, как дальнейшее увеличение числа разводов, раздельное проживание супругов по причине миграции в поисках заработка, распространение фактических браков и внебрачных рождений, сознательная и вынужденная бездетность супружеских пар, рост домашнего насилия. Все эти негативные явления, по мнению Сергея Николаевича, требуют специальных исследований, которые в нашей стране практически не ведутся.

О трудностях, с которыми сталкиваются родители детей с СДВГ, рассказала Н.В.Голуб (руководитель межрегиональной общественной организации родителей «Импульс»), которая с сожалением констатировала, что родители психологам не доверяют. На предложение проконсультироваться у психолога даже столичные жители с высшим образованием часто отвечают резким отказом: «Мой ребенок не псих!» Здесь нужна специальная подготовительная работа и с родителями, и с педагогами.

Горячая дискуссия возникла при обсуждении проблем психологии в образовании.

С докладом о проблемах и перспективах современного психологического образования выступил В.В.Рубцов (профессор, действительный член РАО, ректор МГППУ, директор Психологического института РАО, президент Федерации психологов образования России). Говоря о востребованности психологов в современном обществе, Виталий Владимирович обратил внимание на то, что сложившаяся в России система психологического образования в значительной степени не готова к новым требованиям, предъявляемым к будущим специалистам со стороны социальной практики.

Реальный выход из этой непростой ситуации В.В. Рубцов видит в преодолении разрыва между требованиями, предъявляемыми к профессиональной деятельности психолога, и сложившейся системой психологического образования, которой нужна принципиально иная информационная среда, новые по форме и содержанию электронные учебно-методические комплексы, доступные дистанционные средства повышения квалификации. Виталий Владимирович познакомил собравшихся с опытом реализации инновационной образовательной программы МГППУ, а также представил целый блок предложений в резолюцию конференции по модернизации психологического образования.

На фоне докладов профессиональных психологов ярко и необычно прозвучало выступление Е.Л.Рачевского (директора центра образования № 548 «Царицыно» г. Москвы, члена Общественной палаты).

Он предложил вузам готовить бакалавров, которые, попав в школу, будут превращаться там в полноценных специалистов. Ефим Лазаревич уверен, что школе не хватает психологов для того, чтобы оказывать реальную помощь всем участникам образовательного процесса. Для изменения существующего порядка вещей необходимо давать учителям психологические знания, чтобы они сами могли справляться с частью проблем.

Стратегию выхода из этой ситуации предложила И.В.Дубровина (профессор, действительный член РАО, руководитель лаборатории научных основ детской практической психологии ПИ РАО), которая убедила собравшихся в необходимости воспитания психологической культуры путем преподавания в школе предмета «Психология». Психология, по мнению Ирины Владимировны, должна стать необходимым компонентом научной картины мира современного школьника. Уроки психологии могут не только помочь школьнику в решении его проблем, но и вооружить его знаниями о причинах их возникновения и способах их предупреждения или преодоления. Психологическое образование в школе можно рассматривать и в контексте профилактики асоциального поведения школьников.

Выступление И.В Дубровиной и последовавшая за ним дискуссия показали, что этот вопрос никого не оставляет равнодушным. Попросила слово и Л.А. Путина, которая поддержала введение в школах курса психологии: «Психологию в школьной программе не следует рассматривать как разгрузочный предмет. Прежде всего она должна стать помощником».

В целом же на конференции прозвучало достаточно критики в адрес психологов, работающих в системе образования. В их защиту ярко и убедительно выступил М.Н.Сартан (зам. генерального директора издательского дома «Первое сентября», экс-главный редактор газеты «Школьный психолог»).

Марк Сартан смог защитить психологов
Марк Сартан
смог защитить психологов

Открывая тему конференции, посвященную психологическому просвещению и психологической защищенности, он остановился на роли профессиональных и популярных СМИ в формировании образа психолога, уточнив, что на этот образ в большей степени влияет запрос, исходящий от издателей, да и от самих читателей. И вины самих психологов тут гораздо меньше, чем ее им приписывают. Хорошо зная нелегкую работу психологов образования, Сартан призвал представителей СМИ и общественности прекратить рассказывать «страшилки о психологах», говорить о том, что школьные психологи безграмотны. Часто педагоги, получившие второе высшее психологическое образование, пусть даже на краткосрочных курсах, могут принести гораздо больше пользы образовательному учреждению и конкретному ребенку, чем выпускники престижных вузов. Задача общества — формировать адекватный запрос к психологам во многом за счет психологического просвещения всех его членов.

Эту мысль поддержала и Е.Л.Михайлова (профессор кафедры мировой психотерапии МГППУ). Она уверена, что и психологи, и общество выиграли бы от появления журналистов с дополнительной специальной подготовкой по психологии. На роли психологического просвещения в формировании психологической безопасности современного человека остановилась в своем докладе И.А.Баева (профессор РГПУ им. А.И. Герцена).

Конкретные предложения, которые поступали от докладчиков и участников дискуссии, легли в основу резолюции конференции, которая адресована многим государственным органам управления: Правительству РФ, руководителям ряда министерств и ведомств.

Основные из них касаются создания координационного общественно-государственного совета или межведомственной комиссии по проблемам практической психологии при Правительстве РФ, разработки и принятия Концепции психологического обеспечения системы образования, введения курса психологии в общеобразовательной школе, преподавания в старших классах основ семейной психологии.

Ольга РЕШЕТНИКОВА
Фото автора

TopList