Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2008
И смех и грех…


ЮМОР

И смех и грех…

Для детских психологов не является секретом, что между особенностями развития личности, с одной стороны, и содержанием, формами, методами, средствами образования — с другой, существует тесная связь. А потому распространенное в наше время раннее приобщение ребенка к научным методам познания тоже даром не проходит. Дети­исследователи, стремясь быть точными и объективными, иногда демонстрируют довольно интересные решения и способы мышления.

На III Всероссийском конкурсе «Я — исследователь» младший школьник представлял свою работу о русских народных сказках. Его возмутили научные неточности сказочных текстов. Так, например, в сказке «Снегурочка» повествуется о том, как главная героиня прыгнула через костер, превратилась в облачко и улетела... Исследователь попробовал, вникнув в суть дела, понять, как это могло произойти.

Он рассчитал примерный вес снега, из которого якобы состояло тело этой девочки, и вычислил количество килокалорий, вырабатываемых горящими дровами и необходимых для того, чтобы этот снег растаял и «превратился в облачко». Получилась внушительная цифра. Снежная девочка, чтобы превратиться в облачко, должна была бы висеть над костром больше часа. А ведь по сюжету сказки она просто прыгнула, растаяла и улетела... Юный исследователь сделал вывод о том, что всe, что рассказано в этой сказке, — неправда.

Когда один из членов жюри спросил автора, можно ли каким­то другим способом создать описанную в сказке ситуацию, юный исследователь уверенно ответил лозунгом: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!» И сообщил, что он все рассчитал, мысленно применяя разные варианты горючего. В результате нашел, что моментально превратить сказочную снежную девочку в облачко могут несколько сотен граммов тротила…

А еще современные дети не только слушают, читают, но и сами охотно пишут сказки. Разработаны уже и специальные методики, позволяющие любому заинтересованному педагогу успешно учить этому детей. Но навыки, полученные в ходе исследовательского обучения детей, и здесь дают о себе знать.

Психолог, руководившая детскими исследовательскими работами и творческими проектами, однажды решила предложить им написать сказки. Каждому приготовила и выдала зачин. Дети принялись придумывать всевозможные волшебные события, происходящие с их героями. Одной из третьеклассниц — девочке, неоднократно побеждавшей на конкурсах исследовательских работ и творческих проектов, — достался зачин: «Жила­была лампочка...» Психолог надеялась, что ребенок так же, как все, будет придумывать волшебные события и сказочные явления. Но не тут­то было. Девочка ограничилась строгим и ясным научным отчетом: «Жила была лампочка. Она работала от сети 220 вольт. Ее мощность составляла 200 ватт. Площадь освещения...»

Сознание взрослых наполнено мифами. Даже зная, что некая информация — ложь, мы дорожим ею. Новое время заставляет нас использовать новые методы обучения, и в результате формируется поколение других людей. Этому можно радоваться, по этому поводу можно переживать, но одно очевидно — это удивительно и заслуживает пристального внимания.

Александр САВЕНКОВ

TopList