Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2008
ПЕРФОРМАНС «ОН + ОНА»


ИГРОТЕКА

ПЕРФОРМАНС «ОН + ОНА»

Психологическая игра
для старших подростков и юношества

Цели:

— способствовать самовыражению юношей и девушек (с акцентом на половую идентификацию участников);

— способствовать осознанию собственной позиции в общении в контексте отношений полов;

— формировать умения организовывать оптимальное общение с лицами противоположного пола, предупреждать и конструктивно разрешать конфликты, осуществлять эмоциональную и поведенческую саморегуляцию;

— прививать уважение к представителям противоположного пола.

Оборудование и материалы: мячик; клубок ниток; плакат — структура пятистишия; изобразительные материалы; декоративная косметика, грим; различные предметы, символизирующие женский и мужской мир; листы ватмана по количеству участников; музыкальные инструменты; два листа формата А4; магнитофон и различные аудиозаписи.

ХОД ИГРЫ

1. Знакомство

Участники перебрасывают друг другу мячик, называя свое имя в сочетании с положительным качеством характера. Затем мячик идет в обратном порядке, а участники называют имя и черту характера того, кому они бросают мячик.

2. Перформанс-1 (до 30 минут)

Участники делятся на две группы: в одной юноши, в другой девушки. Параллельно происходит разделение территории в помещении, где проводится занятие. Одна половина отдается в пользование юношам, другая — девушкам. Границу между территориями не следует обозначать, лучше оговорить в устной форме.

Каждый участник, используя различные изобразительные средства, создает образ, символизирующий его или ее мужскую или женскую сущность. Этот образ может быть изображен на бумаге или же с помощью декоративной косметики, грима, одежды — на себе.

В качестве варианта можно предложить каждой группе сделать коллаж на данную тему.

Затем группы создают какое-либо действо на определенной территории, обустраивая интерьер женского и мужского «государств». Здесь можно использовать имеющиеся музыкальные инструменты или аудиозаписи.

3. Создание пятистиший

Группам раздаются структуры пятистиший, с помощью которых они должны выразить свое отношение к представленному противоположной командой государству (юноши — о «государстве» девушек и девушки — о «государстве» юношей).

Структура пятистишия

– Одно существительное.

– Два прилагательных.

– Три глагола.

– Фраза из четырех слов

(выражающая отношение).

– Одно слово – ассоциация на заданную тему.

4. Перформанс-2

(до 15 минут)

Участникам предлагается объединить свои «государства»-сущности в одно действо. Здесь, как и в перформансе-1, нужно напомнить ребятам, что происходящее можно озвучить, используя имеющиеся инструменты.

5. Рефлексия

Участники проговаривают свои чувства на различных этапах работы. Здесь ведущему нужно быть готовым к тому, что могут быть затронуты проблемы в межличностных взаимоотношениях между мальчиками и девочками данной группы. Важно не допускать оскорбительных высказываний участников в адрес друг друга и делать акцент на способах выхода из обозначенных проблемных ситуаций.

6. Упражнение «Ручеек»

На завершающем этапе важно подобрать упражнение на объединение участников.

Участники становятся друг напротив друга в две шеренги (лицом друг к другу). Один из участников (по очереди) с закрытыми глазами проходит по образовавшемуся коридору — его трогают за руки, касаются плеч, спины, головы так, что человек проходит как бы в потоке рук. руки здороваются и прощаются с участником. Он встает в конец шеренги, а по «коридору» проходит следующий участник.

Это упражнение можно делать под релаксационную музыку.

7. Упражнение «Аплодисменты»

Ведущий предлагает участникам поаплодировать друг другу – поблагодарить за проделанную на занятии работу. Звук хлопков должен сначала звучать тихонько, а затем становиться все сильнее и сильнее и закончиться по сигналу ведущего.

Ирина СУКАЛО,
Людмила МАХОВА,
педагоги-психологи средней школы № 161,
г. Минск,
Республика Беларусь

TopList