Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2008


МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

Вместе с книгой мы растем

Психологическое исследование

Цель занятия: проанализировать уровень начитанности современных школьников на примере учащихся сельской школы. В исследовании принимали участие школьники 5–11-х классов (всего в нашей школе учатся 360 человек).

В современном мире нет, пожалуй, человека, так или иначе не причастного к искусству. Книга, кино, телевидение, радио, театр, музыка, живопись прочно вошли в нашу жизнь. Среди различных видов искусства неоценима по своему влиянию книга.

В ходе наблюдений за учащимися 5–11-х классов в период с сентября по февраль 2007/2008 учебного года и анонимного анкетирования «Книга в моей жизни» мы выяснили, что дети, к сожалению, книгами мало интересуются.

Анонимная анкета имела следующее содержание:

1. Твой любимый писатель?

2. Твоя любимая книга?

3. О чем ты читаешь наиболее охотно?

4. Как часто ты ходишь в библиотеку? (Были предложены варианты: часто, редко, иногда, никогда.)

5. Что прочитал за последний год?

6. Как ты думаешь, почему ты и твои сверстники так мало читают?

7. Что нужно сделать, чтобы ты и твои сверстники читали больше?

Одна из пяти главных задач данного анкетирования — выявить соотношение читающих и нечитающих детей. Мониторинг показал следующее:

92 — количество нечитающих учащихся;

132 — количество читающих учащихся.

Анкетирование проводилось по двум направлениям:

1) читают ли школьники произведения, которые нужно знать по программе;

2) свободное чтение, то есть чтение литературы по желанию.

Результаты представлены в таблице на с. 43.

Часто ребята коротают свободное от учебы время за чтением периодических изданий. В рейтинге самых читаемых — «Дом 2», «Жизнь», «Лиза», «ОК!».

К сожалению, большинство учащихся не посещают библиотеку, лишь 23% бывают в хранилище знаний часто. Причины этого разные, и одна из них — отсутствие стабильных поставок современных книг в библиотечную систему.

В беседах подростки делились впечатлениями о прочитанных за последний год книгах. Это произведения зарубежной классической и русской литературы (которые требуется прочитать для занятий по литературе), современные детективы, романы, фантастика.

Вопрос о том, почему так мало читают дети и что необходимо сделать, чтобы они стали читать больше, непростой. Сами подростки считают, что главная причина — отсутствие свободного времени (54%), 13% честно признались в своей лени, 10 % предпочитают провести свободное время общаясь со сверстниками, 15% — за компьютером или у телевизора. Есть и такие нелепые ответы: «интересных книг нет, поэтому и читать их не стоит», «чтение книг — пустая трата времени, так как на дворе XXI век» и, видимо, книги уже устарели.

Все это, конечно, довольно печально, хотя стоит разобраться, почему подростки не хотят читать, прежде чем порицать их за отсутствие интереса к книге. На ребят влияет, конечно, реклама, как они сами признаются. Предпочтение отдается более разрекламированному товару. Загруженность детей как учебой, так и бытовыми обязанностями тоже играет немаловажную роль. А если принять во внимание еще и всевозможные секции, кружки, олимпиады, внеклассные поручения учителя, то времени на чтение действительно остается совсем мало. Да и книги нынче очень недешевы.

Однако главное, о чем здесь не было упомянуто, это семья. Если ребенку в раннем детстве не читали книжек, если дома у него книг нет и родители предпочитают иные занятия в свободное время, нежели чтение книг, то откуда же взяться любви к книге?

Наталья КАРТАШОВА,
педагог-психолог,
МОУ Кантемировская
СОШ № 2,
пос. Кантемировка,
Воронежская область