Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №14/2008


Книга в газете

Марина УКОЛОВА,
педагог-психолог МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Мордовская начальная школа — детский сад «Солнышко»

Необыкновенное путешествие
обыкновенного мальчика в страну Психику

Книга для любознательных школьников 9–12 лет
и взрослых детей любого возраста

Рисунки Е. Медведева

Рисунки Е. Медведева

 

ВСТУПЛЕНИЕ

Знакомство

Здравствуй, уважаемый читатель!

Я немного волнуюсь, потому что у тебя в руках моя первая книга. Если ты выбрал ее, значит, ты интересуешься психологией, хочешь научиться лучше понимать себя и других. Или ты хочешь потренировать свои способности? А может, школьный психолог попросил тебя приготовить сообщение к занятию? Или ты готовишься к уроку внеклассного чтения? Надеюсь, что эта небольшая книжка поможет тебе. А если ты хочешь, чтобы она действительно принесла тебе пользу, постарайся не просто читать историю, а вместе с ее героем выполнять все задания, которые встретишь на этих страницах. Тогда книга будет читаться не так быстро, но зато ты сможешь извлечь для себя много полезного, побывав в загадочной, до сих пор еще полностью не изученной, стране Психике.

Что это за страна? Где она находится и почему ее невозможно найти на географической карте? Кто в ней живет?

Ответы на эти вопросы мы поищем вместе.

Но сначала давай познакомимся. Меня зовут Марина.

Я — автор этой книжки.

Я — школьный психолог.

Я — мама двух дочек.

Я — дочка своей мамы...

А как тебя зовут? Кто ты? Попробуй 10 раз написать в столбик слово «Я» и закончить предложения:

Я — ...

Я — ...

Я — ...

Я — ...

Я — ...

Я — ...

Я — ...

Я — ...

Я — ...

Я — ...

Получилось? Отлично! Если не до конца, давай попробуем закончить вместе.

Ты мальчик или девочка?

Кто ты для своих родителей?

У тебя есть брат или сестра? Кто ты для них?

А как могут назвать тебя дедушка и бабушка?

Кто ты для своих друзей?

Если у тебя есть домашние животные, то кто ты по отношению к ним?

Ты учишься в школе. Значит, кто ты?

В каком классе ты учишься? Ты кто?

В каком городе или селе ты живешь? Значит, ты — житель ...

Ты живешь в России. Ты — ...

А как ты назовешь себя, если прилетишь на другую планету?

Вот видишь: получилось даже больше десяти. А ведь можно назвать себя еще и по-другому. Чем больше ты делаешь разных дел в своей жизни, чем с большим числом людей ты общаешься, тем больше определений ты можешь подобрать к своему «Я».

А теперь отгадай загадку:

Оно есть у каждого человека.

Оно принадлежит тебе с рождения, но ты сам пользуешься им реже, чем другие.

Отгадал? Конечно же, это твое имя.

Малыш, который недавно научился говорить, пользуется своим именем довольно часто. Например двухлетний Коля говорит о себе: «Коля хороший», или: «Дай Коле бублик». А вот ребята постарше уже заменяют свое имя местоимением «я», когда говорят о себе, а именем своим пользуются и в самом деле довольно редко, разве что когда знакомятся или подписывают свои школьные тетради. Предлагаю тебе воспользоваться своим именем, чтобы рассказать, какой ты. Напиши в столбик буквы своего имени и вспомни свои качества, в названии которых есть эти буквы. Буквы могут быть в начале или в середине слова. Запиши эти качества. Например, вот так:

Ну что? Ты смог подобрать качества ко всем буквам своего имени?

Тогда давай вместе составим «Словарик хороших качеств». Я начну, а ты продолжи, если вспомнишь еще качества на эту букву. Можешь составить такой словарик вместе с родителями, а чтобы подобрать больше слов, воспользуйcя толковым словарем.

А — аккуратность, активность ...

Б — бесстрашие, благоразумие ...

В — верность, внимательность ...

Г — гостеприимство, гуманность ...

Д — доброта, доверчивость ...

Е естественность ...

Ж — жизнелюбие, жизнерадостность

З — заботливость, заинтересованность ...

И — инициативность, исполнительность ...

К — коллективизм, красноречие ...

Л — ласковость, любознательность ...

М — милосердие, мужество ...

Н — надежность, настойчивость ...

О — ответственность, отзывчивость ...

П — правдивость, преданность ...

Р — рассудительность, решительность ...

С — самоуважение, сострадание ...

Т — терпение, трудолюбие ...

У — уверенность в себе, уравновешенность ...

Ф — фантазия ...

Х — хлебосольство, хозяйственность ...

Ц — целеустремленность ...

Ч — честность, чуткость ...

Щ щедрость ...

Э — эмпатия, энергичность ...

Ю — юмор

Я — яркость

А сейчас позволь тебе представить героя нашей книжки. Его зовут Максим.

Наш герой:

Но у каждого человека есть свои недостатки.

Недостаток — значит чего-то недостает, не хватает. Например, ты просишь маму испечь торт, а она отвечает: «Сегодня не могу. У нас недостаточно масла и не хватает сметаны для крема».

Недостатки характера состоят в том, что человеку недостает каких-то положительных качеств: трусливому не хватает смелости, ленивому — трудолюбия, злому — доброты, грубому — вежливости...

Уважаемый читатель, подумай, каких качеств недостает тебе.

Нашему герою не хватало силы воли. Об этом ему часто говорили и родители, и учительница Ольга Андреевна. Да он и сам замечал этот свой недостаток.

Например, надо было готовиться к контрольной, а по телевизору, как нарочно, весь вечер шли интересные передачи по всем каналам. Ну какая уж тут математика! В результате — «тройка» за контрольную. А еще на контрольной Женька пристал: «Дай задачу списать! Ты же решил. Будь другом!» Максим не мог отказать товарищу. Женька позади него сидел, ну Максим и дал ему свой черновик с задачей, когда Ольга Андреевна на него не смотрела. Женька «сдул» всю задачу, а примеры сам решил и наделал в них ошибок. Вот у него и получилось: свои ошибки + ошибки Максима = «двойка» за работу.

За эту «пару» Женька долго дулся на нашего героя.

С русским языком — вообще мучение. Кто только придумал столько всяких правил! Ну задавали бы только упражнения писать! Так нет, еще сиди учи, как проверять какие-нибудь безударные гласные или непроизносимые согласные! Не мог Максим себя заставить заниматься таким скучным делом, когда в ящике стола дожидались его «Тимур и его команда», «Том Сойер», «Оруженосец Кашка» или «Холодное сердце». Да и упражнения писал кое-как, так как писать что-либо терпеть не мог с первого класса. Ольга Андреевна часто говорила ему: «Удивляешь ты меня, Смирнов. Не понимаю, как такой начитанный мальчик может быть таким безграмотным». А папа сердился: «Слабовольный ты человек! Не можешь себя заставить делать то, что надо, а не то, что хочется».

Когда нам не хватает масла или сметаны, недостаток довольно легко устранить. Можно пойти в магазин и купить все, что нужно. Если, конечно, есть деньги. С недостатками характера дело обстоит сложнее. Ведь хорошие качества за деньги не купишь. Да и нет таких магазинов, где продавали бы трудолюбие, отзывчивость или ту же силу воли. Однако, если ты захочешь исправить какой-то недостаток своего характера, ты сможешь это сделать, если будешь развивать у себя то качество, которого тебе недостает. А как развивать? Да делом! Знаешь, например, что не хватает тебе вежливости, — следи за собой, старайся не грубить окружающим, не отвечать грубостью на грубость. Постепенно (не сразу!) вежливость войдет у тебя в привычку, а затем станет и устойчивым качеством.

Но Максим этого еще не знал. Он так часто слышал, что он «слабовольный», «безвольный», «бесхарактерный», что уже стал привыкать к своему слабоволию.

ГЛАВА 1 ГЛАВА 2 ГЛАВА 3
ГЛАВА 4 ГЛАВА 5 ГЛАВА 6
ГЛАВА 7 ГЛАВА 8 ГЛАВА 9
ГЛАВА 10 ГЛАВА 11 ГЛАВА 12
ЭПИЛОГ
ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ