Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №16/2008


Конкурс

НОМИНАЦИЯ:

«Психологическое сопровождение школьников разных категорий:
методические открытия»

 

Проблема адаптации первоклассников к обучению в школе изучена достаточно хорошо. Имеется много отличных методик и разработок, которые я успешно использую, но каждый год обязательно появляются дети, требующие индивидуального подхода. Составляя занятия, я стараюсь ориентироваться на особенности конкретных первоклассников.

Коррекционно-развивающее занятие с использованием песочной сказкотерапии «Секрет успеха» и занятие «Урок в Королевстве чувств» я придумала, решая проблему слабой учебной мотивации одного ребенка. Занятия были включены в общий комплекс работы с данным первоклассником, но я думаю, что их можно использовать и на этапе адаптации для профилактики школьных трудностей.

Это авторская разработка, но стихотворный текст в занятии «Секрет успеха» — модификация готового произведения «Секрет колдовства» (к сожалению, не знаю его автора), а загадки заимствованы из «Лесной школы» М. Панфиловой (с ее героями все дети были знакомы).

 

Секрет успеха

Цель: создание условий, способствующих утверждению позиции школьника.

Задачи:

— формирование позитивного эмоционального отношения к учебной деятельности, ослабление психоэмоционального напряжения;

— развитие волевой регуляции, способности действовать сообща;

— закрепление известных школьных правил;

— активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения.

Оборудование: 4 ящика с песком, 4 графина с водой, 4 набора счетных палочек, 4 набора конструктора лего, емкости для мытья рук, полотенца, колокольчик, конверт с письмом, золотая рыбка (игрушка или модель), большой рисунок Учителя Ежа, буквы У, Р, О, К; 4 замка, магнитофон, кассета с релаксационной музыкой.

Буквы и замки в начале занятия крепятся на магнитную доску. Буквы изначально закрыты. Деление на команды производится предварительно. Рабочие места каждой команды оборудованы, учащиеся перед началом занятия сидят в общем кругу.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Разминка

Ведущий. Ребята, я хотела, как обычно, рассказать вам сказку про ребят-зверят из Лесной школы, но сегодня утром сорока — помните, та самая, которая дает в школе звонки, — принесла мне на хвосте новость. Учитель Еж хотел начать урок, но не смог этого сделать. Как только он вошел в класс, Волчонок закричал: «Здравствуйте, дядя Ежик», Лисенок после звонка достал яблоко и стал громко чавкать, Белочка вынула орешки, которыми обычно играла на перемене, а Зайчонок вдруг решил показать всем, как здорово он умет прыгать. Еж очень расстроился, но тут он увидел на столе письмо от госпожи Аккуратности. Хотите узнать, что в нем написано? (Психолог раскрывает конверт.)

В Лесную школу невзначай пришла беда большая.
В нее пробралась в тишине колдунья очень злая.

Эта колдунья — хорошо знакомая вам злодейка Лень. Она заколдовала одно очень важное для учеников слово. Учиться ребята-зверята снова начнут лишь в том случае, если расколдуют его, но сделать это смогут лишь настоящие ученики.

Надо сказать, что все ребята-зверята забыли школьные правила, поэтому Учитель Еж обращается к вам за помощью: расколдуйте слово, ведь если вы сделаете это, ребята-зверята вновь станут учениками. Вы готовы помочь Учителю Ежу? (Ответы детей.) Но госпожа Аккуратность предупредила, что расколдовать слово могут лишь те ученики, которые хорошо знают школьные правила. Какие школьные правила вы знаете? (Ответы детей.) Молодцы!

Чтоб злодеев побеждать,
Мало просто много знать,
Надо быть активным,
Добрым, смелым,
И еще желательно
Делать все внимательно!

Давайте проверим вашу внимательность. Если то, что вы сейчас услышите, делать в школе можно, то вы будете хлопать в ладоши, а если нет, то покажите запретный знак, скрестив руки на груди. Начали.

В школе «здравствуй» говорят
И с улыбкой дарят взгляд.

По звонку все дружно в ряд
Ждут учителя — стоят.
На уроке все кричат,
Что хотят, то говорят.

А еще играют в прятки:
Прячут книжки и тетрадки.

На вопрос ответит тот,
Кого учитель назовет.

Сил, бывает, вовсе нет,
Хочешь делай, хочешь нет.

Я вижу, вы хорошо помните школьные правила, можно отправляться на выручку букв. Осталось только попасть в Лесную школу, а поможет нам в этом колокольчик, который оставила мне сорока. Сядьте удобно, закройте глаза, возьмите друг друга за руки, и как только вы услышите над ухом трель, вы переместитесь в сказочный мир. Глаза вы откроете вместе, когда я обойду всех. (Психолог по кругу обходит учеников.)

Основная часть

Ведущий. Итак, мы в Лесной школе. Вот и Учитель Еж, он знает задания, выполнив которые можно выручить буквы. Работать надо будет и головой, и руками. Колдунья Лень не только заколдовала слово, она еще и надежно спрятала каждую букву. Работать придется с песком и водой. Есть еще одно условие — в ходе работы надо будет договариваться друг с другом, принимать общее решение и помнить о правиле поднятой руки. Ну как, ученики, готовы? Там испытания суровы. (Ответ детей.) Тогда вперед! Каждый из вас знает свои рабочие группы. Команды, займите места вокруг своих столов. (Ученики располагаются командно вокруг своих песочниц.)

Дорогу вам придется прокладывать самим. Положите руки на песок, постарайтесь согреть его своим теплом. Путь к спасению первой буквы лежит через реку. Проложите ее в своей песочнице, когда будете готовы — подадите сигнал: вместе поднимете вверх руки. (Каждая команда прокладывает русло реки.)

Первая буква томится на другом берегу реки. Нам надо построить мостик из слов, но не простой. Его начало — зимние слова, середина — весенние и летние, а конец — осенние. Давайте распределим силы. Первая команда постарается придумать как можно больше зимних слов, вторая — весенних, третья — летних, а четвертая — осенних. На обсуждение — минута. (Ребята в группах придумывают слова.) Сейчас команды по очереди будут называть свои слова, задача — внимательно слушать соседей и отмечать, правильно ли подобраны слова. (Команды по очереди называют свои слова.)

Молодцы, вы освободили первую букву — это буква У (открывается буква), но у нас есть еще три узницы.

Ну вот, река и позади,
Но дальше нет у нас пути.
Дремучий лес перед горой
Встал непролазною стеной.

(Команды создают в песочницах лес.)

Лесные звери, помогите,
Пути лесные подскажите.

Мы сможем преодолеть лес, если отгадаем лесные загадки. Для каждой команды своя загадка.

Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой под снежный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь.)

Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Еж.)

Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык. (Заяц.)

Длинный хвостище,
Рыжие волосища,
Сама хитрюща. (Лиса.)

Отлично, вы освободили вторую букву — букву Р (открывается буква). Идем дальше.

Нам помогли лесные звери,
И мы недалеко от цели.
Гора возникла на пути,
Ни обскакать, ни обойти.
(Дети строят гору.)

Как научиться нам летать?
Придется птиц на помощь звать.

Сейчас каждая команда постарается вспомнить как можно больше названий птиц. Время на обсуждение — минута. А теперь команды по очереди называют своих птиц. Внимательно слушайте друг друга, два раза повторять одно и то же слово нельзя. (Команды по очереди называют птиц.)

Вы справились и с этим заданием, а значит, выручили третью букву — О (открывается буква).

И птички помогли нам в горе,
Теперь на берегу мы моря.
За ней огромная скала,
Где буква есть еще одна.
(Дети создают в песочницах море.)

Но как же переплыть нам море?
(Ответы детей.)

Ребята, здесь нам на помощь придет королева водной стихии, хозяйка морей — Золотая рыбка. (Показывается рыбка.) Она доплывет до скалы и своей волшебной силой откроет последний замок, но сделает она это в том случае, если вы сможете доказать, что вода — это жизнь. Подумайте, для чего нужна вода человеку? У каждой команды должно быть не меньше четырех версий. Время на обсуждение — одна минута. (Обсуждение.)

Рыбка готова выслушать варианты. Версии повторяться не должны. (Команды по очереди выдвигают свои доказательства.)

Правильно, вы доказали, что без воды невозможна жизнь на земле, а еще вода снимает усталость и придает человеку силы. Вода и сегодня помогала вам прокладывать путь, по воде Золотая рыбка добралась до скалы и раскрыла последний замок. В темнице томилась буква К (открывается буква).

Теперь посмотрите, какое же слово мы расколдовали. Читаем вместе — УРОК. Так почему же ребята-зверята забыли все школьные правила? (Ответы детей.) Да, урок был заколдован, но вы спасли его, и Учитель Еж вам очень благодарен. Он с удовольствием приглашает вас в гости. Ведь сегодня на уроке Еж хотел предложить ученикам на песке с помощью конструктора изобразить модель класса. Решите, каким вы хотите видеть свой класс? Можно пофантазировать. Подумайте, что должно в нем быть, чтобы ученикам хотелось учиться. (Команды под релаксационную музыку создают макет класса.)

Ребята, урок в Лесной школе подходит к концу. Мойте руки и занимайте места в кругу.

Заключение

Ведущий. Ребята, сегодня вы спасли урок, а как вы думаете, почему вы смогли это сделать? (Ответы детей.) Правильно, вы выполняли все правила, были внимательны, помогали друг другу, думали, старались быть настоящими учениками. Теперь нам пора возвращаться.

Вернуться назад нам поможет тот же колокольчик. Возьмитесь за руки.

Закройте глаза. Трель перенесет вас в нашу школу. (Психолог обходит детей.)

Открывайте глаза. Вот наш класс, и смотрите, здесь же наши макеты. Учитель Еж решил сделать вам подарок и попросил Золотую рыбку силой волшебства перенести их сюда, чтобы у вас была возможность посмотреть на то, что сделали товарищи, и рассказать друг другу, учителю и родителям о своем варианте. Занятие наше закончено, спасибо за работу. И теперь колокольчик зовет вас на перемену.

ЛИТЕРАТУРА

Панфилова М. Лесная школа // Школьный психолог. — 2002. — № 20.

 

Статья опубликована при поддержке школы профилактики "Мамина забота". На сайте опубликованы полезные статьи и советы для родителей, вопросы эксперту, уроки, тесты. Что надо знать маме, летний спорт для всей семьи, детские гаджеты, здоровое зрение у детей, отдых в летнем лагере и многое другое. Посмотреть все советы и статьи Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://schoolofcare.ru/.

Урок в королевстве чувств

Цель: формирование у учащихся умения учиться.

Задачи:

развитие основных психических процессов;

— развитие способности преодолевать школьные трудности, закрепление эффективных приемов самопомощи;

— формирование положительного эмоционального отношения к учебе;

— активизация познавательной активности, речи детей.

Оборудование: изображения грустной и веселой принцессы, зеленый и желтый круги, напечатанные слова «зонт», «свет», «ток», «трон», «звон», «кот»; напечатанные цифры от 1 до 9; губка, окрашенная в разные цвета; макет большой губки, магнитная доска, магниты, кружки трех цветов — красный, синий, черный — на каждого ученика.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Разминка

Ведущий. Ребята, сегодня я хочу рассказать вам историю про одну принцессу, которая родилась в Королевстве чувств. Пока она была маленькой, жизнь казалась ей веселой и беззаботной. Король с королевой покупали ей красивые наряды, игрушки и легко прощали любимой дочке маленькие проказы. Но время шло, принцесса взрослела, и 1 сентября этого года она пошла в королевскую школу.

Чтобы в будущем стать королевой, принцесса должна была многому научиться. Как вы думаете, чему надо научиться принцессе? (Ответы детей.) Правильно, математике, чтобы вести учет всех королевских дел, русскому языку, чтобы грамотно писать королевские указы, а еще умению общаться с людьми и контролировать свои чувства. Как вы считаете, какими качествами должна обладать королева? (Ответы детей.) Да, добротой, умением сочувствовать, быть справедливой, знаниями — всему этому она должна была научиться в школе.

И 1 сентября, по поводу того что принцесса стала ученицей, в королевстве был устроен пир, куда были приглашены все придворные. Конечно, все они пришли с подарками.

Принцессе подарили красивый удобный портфель, тетради, ручки, разные умные и полезные книги и многое другое, но один подарок показался принцессе необычным. Она с удивлением смотрела на губку с разноцветными пятнами. Этот подарок сделал ей самый мудрый волшебник королевства, сказав, что это не просто губка, а экран настроения.

— Если ты будешь радоваться школьным успехам, если у тебя получится быть настоящей ученицей, то на экране появятся яркие пятнышки — красные, желтые, зеленые; если в твоей душе вдруг поселится обида, то на экране выступят коричневые точки; огорчение и злость — черные; а сомнение — синие, — сказал он.

Принцесса положила экран на свой королевский стол рядом с книжками и тетрадками и каждый раз, приходя из школы, смотрела на него. Были дни, когда у нее все получалось, королевские учителя хвалили ее за старание и называли способной ученицей, тогда на экране появлялись красные, желтые, зеленые пятнышки, но некоторые уроки казались принцессе очень трудными. Руки не всегда слушались ее, и вместо букв выходили крючки, цифры не хотели складываться, а слоги — соединяться в слова. В эти дни принцесса злилась, сердилась, обижалась на учителей, и экран сразу отражал это.

Ученице не нравились темные пятна. Сначала она пыталась их вывести — терла пальцем, ластиком и даже щеткой, но и яркий, и темный цвета были стойкими — ведь на самом деле это были ее глубокие чувства. Тогда принцесса побежала к волшебнику и попросила его изменить экран.

— Пусть он проявляет только все яркое и хорошее, — попросила она, но волшебник покачал головой и ответил:

— Это не в моей власти. Если ты научишься контролировать свои поступки, справляться с школьными трудностями, то темных пятен будет меньше, а светлых больше.

Принцесса заплакала, и еще одна темная точка появилась на ее экране. Волшебнику стало жаль девочку, и он посоветовал ей обратиться за помощью к ученикам 1-го «В» класса школы № 23 г.Коврова, которые уже знают много способов и пользуются ими, справляясь со школьными трудностями на уроках и на переменах.

Ребята, вы готовы поделиться с принцессой своими секретами? Тогда в путь — за нами уже прислали ковер-самолет. Садитесь на него удобно, закрывайте глаза. На счет «три» вы окажетесь в Королевстве чувств. (Психолог медленно считает до трех и вывешивает на магнитную доску изображение заплаканной принцессы.) А вот и принцесса — расстроенная, заплаканная, она очень надеется на вашу помощь. Сегодня вы вместе с ней постараетесь выполнить все задания королевских учителей, а она посмотрит на вас со стороны и тоже поучится быть настоящей ученицей.

Основная часть

Ведущий. Утро в школе начинается с зарядки для ума. Возьмите золотую нить, вставьте ее в одно ухо и выньте из другого, а теперь, держась за кончики нити, подвигайте ее в разные стороны. (Упражнение «Прочисти мозги».)

Хорошо. Сегодня слово для разминки «гости». Постарайтесь придумать как можно больше образов, действий, которые представляются вам, когда вы слышите слово «гости». Не повторяйте слова, уже сказанные товарищами. (Дети предлагают варианты.) Молодцы, вы включились в работу, можно приступать к сложным заданиям на внимание. Вспомните, на что похоже внимание? Правильно, на фотоаппарат, где объектив — это ваши уши, глаза и руки. Чтобы фотографии получились хорошими, надо настроить свои объективы на то, что необходимо сфотографировать. Фотографировать сегодня надо будет слова, но печатать их мы станем не полностью, а лишь некоторые буквы — те, которые я назову.

Положите перед собой листочки. Настройте фотоаппарат. Делаем снимок этого слова (показывается напечатанное слово «зонт»), запишите первую букву этого слова. Какая буква у вас напечаталась? Правильно, «З». Работаем дальше. Фотографируем слово «свет», печатаем вторую букву этого слова рядом с буквой «З». Какая получилась фотография? Правильно, буква «В».

Дальше действуем самостоятельно, записывая нужные буквы друг за другом. Снимаем слово «ток», печатаем ту букву, которая стоит в середине, а теперь слово «трон» — нужна фотография последней буквы. Сложите все четыре буквы в слово. Что получилось? (Ответы детей.) Правильно, слово «звон». У кого так же — поднимите руки. Молодцы. Попробуем еще раз сфотографировать эти слова, но напечатаем другие буквы. В слове «ток» — последняя буква, в слове «зонт» — вторая буква, в слове «трон» — первая буква. Соедините все три буквы в слово. Что получилось? Правильно, «кот». У кого так же — поднимите руки. Молодцы, а теперь придумайте предложение, в котором были бы слова «кот» и «звон». (Ответы детей.)

Физкультминутка

Ведущий. В королевстве живет ученый кот и, как только он слышит звон посуды, сразу бежит на королевскую кухню и просит что-нибудь вкусненькое. В этот момент его спинка, животик и лапки напрягаются — он ждет, а когда получит лакомство, то расслабляется и довольно мурлыкает. Покажем этого кота. Если я скажу слово «просит» — все мышцы вашего тела будут сжиматься, а если «съел» — расслабляться. (Повторить 3–4 раза.)

Отлично. А теперь фотоаппаратами становятся ваши уши. Задание на счет. Чтобы не отвлекать внимание учеников, на уроке кот делается невидимым, заметны лишь два его глаза — желтый и зеленый. Если у кота открыт желтый глаз, значит, к называемому числу надо прибавлять 1, а если открыт зеленый глаз, то из называемого числа 1 надо вычесть. Давайте попробуем.

Желтый — 6. Какое число вы записали? Правильно, 7. (И т.д. По очереди на магнитной доске открывается правильная полная цепочка цифр: 7, 8, 3, 6, 4, 2, 9, 1.) Проверьте себя. У кого так же? Молодцы. А теперь следующее задание — постройте эти цифры в порядке возрастания и определите, какой цифры в ряду не хватает. Кто будет готов, даст ответ с помощью пальцев — количество пальцев должно соответствовать пропущенной цифре. (Дети показывают ответ.). Да, это цифра «5».

Цифру «5» очень любит наша принцесса. Она знает, что для учеников это самая лучшая оценка, но в королевской школе, как и у нас, первоклассникам оценки не ставят. Зато придворные звездочеты отмечают успехи учеников пятиконечными звездочками. Принцессе хочется иметь как можно больше таких звездочек, но, как вы уже поняли, у нее не всегда все получается. Иногда она устает на уроках, отвлекается, делает ошибки, а как сосредоточиться и настроиться на работу — она не знает и не умеет. Давайте познакомим ее с нашими приемами.

Вы помните, что лучше думается, когда человек спокоен, мышцы тела и лица не напряжены, поэтому если ученик устал, то надо расслабить мышцы лица и тела, и сделать это можно незаметно для других. Вспомним упражнение «Муха» Прогоним ее с носа, щек, подбородка, с лица.

Чтобы привести в порядок мысли, можно потереть уши. Указательным и средним пальцами захватите уши и помассируйте их.

Еще можно нарисовать глазами лежащую восьмерку. Но больше всего возможностей восстановить силы у учеников появляется во время перемены. В какие игры вы играете на переменах? (Ответы детей.) Лучше всего играть в подвижные, но не очень шумные игры.

Перемены есть и в королевской школе чувств, и принцесса очень их любит. На переменах она бегает на королевскую кухню, чтобы выпить там стаканчик свежевыжатого сока. Сок придворные повара получают с помощью соковыжималки, сегодня они опустили в нее лимоны, но мы умеем это делать руками и знаем, что этот способ помогает снять напряжение. Приготовьте правую руку — ловите лимон, выжимайте сок, а кожуру бросайте в корзину около доски, теперь ловите лимон левой рукой. (Повторить 3 раза.) Какой сок получается из лимонов? А если бы были яблоки, виноград, персики, морковь? (Ответы детей.) А теперь можно возвратиться в королевский класс на следующий урок.

Объективами фотоаппаратов станут ваши руки. Здесь снимки у каждого будут свои. Вы попробуете сделать такие фотографии, которые потом помогут вам вспомнить нужные слова. Я буду называть слова, а вы записывайте их с помощью рисунков. Можно рисовать лишь часть картинки. Главное, чтобы она помогла вам потом вспомнить зашифрованное слово. Давайте попробуем и зашифруем слово «грусть», ведь у принцессы до сих пор не высохли слезы. (Дети предлагают варианты рисунков.) Сечас попробуйте сделать секретные фотографии сами. Первый ряд — слово «страх», второй — «удивление», третий — «радость». (Во время работы изображение грустной принцессы меняется на веселое.) Давайте проверим, какие получились фотографии.

Заключение

Ведущий. Ребята, вы показали принцессе, как рисунки-картинки помогают запомнить нужную информацию. Сегодня вы раскрыли ей много секретов успешной учебы. Посмотрите внимательно. Вы заметили какие-нибудь изменения? Да, изменилось настроение принцессы. Она поверила в себя, и на экране появилась яркая красная точка. Теперь она будет стараться глазами, ушами и руками фотографировать всю информацию на уроке. А если устанет, вспомнит упражнения, помогающие восстановить силы и сосредоточиться, и на ее экране чаще будут появляться яркие точки.

У каждого из вас сейчас тоже есть возможность с помощью цветных кружков отразить свои чувства на большом королевском экране. Если вы считаете, что сегодня на уроке у вас все получилось, возьмите красный кружок, если что-то получалось, а что-то нет — синий, а если совсем ничего не получилось — черный. (Дети выбирают кружки и по очереди прикрепляют их к большому экрану настроений — макету большой губки.)

Посмотрите, какие у нас сегодня цвета — много красного, значит, вы справились с заданиями, молодцы, есть синие — не все получалось, значит, есть чему еще учиться, а кому-то пока трудно (если появляется черный цвет), но не стоит расстраиваться, ведь мы знаем главный секрет: учиться и стараться. Давайте встанем в круг, займем места на ковре-самолете, на котором полетим домой, и попрощаемся с принцессой. Она благодарит вас за помощь, желает всегда верить в свои силы и надеяться на успех. Сейчас мы возьмемся за руки и на счет «3–4» крикнем: «Пусть это сбудется!» Эти слова поднимут ковер-самолет в воздух, и он перенесет нас в наш класс.

Занятие наше окончено, спасибо за работу.

ЛИТЕРАТУРА

Панфилова М. Игротерапия общения. — М.: Гном, 2004.

Фопель К. Энергия паузы. — М.: Генезис, 2002.

Светлана ХРАМОВА,
педагог-психолог,
МОУ СОШ № 23, г. Ковров,
Владимирская область