Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №16/2008


Конкурс

НОМИНАЦИЯ:

«Психологическое сопровождение школьников разных категорий:
методические открытия»

 

Играем в школу

Развивающие занятия по типу ролевой игры
для дошкольников подготовительной группы

Цель: формирование личностной, волевой и интеллектуальной готовности к школе.

Задачи:

— развитие воображения, мышления, образных и пространственных представлений;

— развитие речи и мелкой моторики;

— обогащение словарного запаса;

— развитие произвольной сферы и внимания;

— формирование внутренней позиции школьника.

Вступительный этап ролевой игры

Психолог на первом занятии проводит с воспитанниками небольшую беседу о том, что такое школа, как нужно вести себя в школе, чем занимаются там дети и др. Затем психолог объясняет правила игры и сообщает, что на каждом занятии по жребию дети будут выбирать учителя (нового на каждую игру): кто вытянет знак «звезда», тот и будет вести занятие. Остальные ребята — ученики. Психолог сообщает, что вместо оценок, как в школе, «ученик» за правильно выполненное задание и за старание может получить «звездочку», а за самостоятельность, быстроту, правильность выполнения задания — «солнышко»; накопив шесть звездочек, можно их обменять на одно «солнышко». «Учитель» за свою работу тоже получает «звездочку», но за особо удачное выполнение роли психолог может дать и «солнышко». Этот прием используется с целью стимулирования познавательной деятельности воспитанников разного уровня развития.

В начале и конце занятия дети раскрашивают по одной геометрической фигуре на выбор (треугольник, квадрат или круг) тем цветом, какое у них настроение. Если настроение веселое, выбираются яркие красивые цвета — красный, желтый, зеленый; если устали — синий цвет; если грустное настроение — черный или коричневый. Эта процедура необходима для того, чтобы отследить эмоциональное состояние ребенка на протяжении занятия и последующие занятия корректировать с учетом детских эмоциональных потребностей.

ЗАНЯТИЕ № 1

Цель: развитие внимания, воображения, мелкой моторики, образных и пространственных представлений.

Дидактическая игра «Волшебная клякса»

До начала игры изготавливается несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши, и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, на что похожа клякса. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов.

По окончании игры учитель-воспитанник оценивает работы учеников-воспитанников. За старание дает звездочку. Солнышко дается только за необычные и оригинальные рисунки.

Физкультминутка

Наши пальчики устали,
Раз, два, три, четыре, пять (встряхивают кисти рук)
Мы немножко отдохнем (разжимают и сжимают кисти рук),
И рисовать опять пойдем.

Графический диктант «Собачка»

Это упражнение помогает дошкольникам тренировать свое внимание, точно следовать указаниям ведомого, работать последовательно и добиваться желаемого результата, по окончании работы сравнивая свой рисунок с образцом воспитателя.

При проведении такого диктанта воспитатель не должен забывать о подготовке к нему: нужно прежде всего научить детей ориентироваться в клетке. Только после этого можно предлагать его воспитанникам. Поняв правила выполнения данных рисунков, дети с большим удовольствием выполняют их, с нетерпением ожидая: что же получится? Образец предлагается детям только для сравнения и прорисовки отдельных деталей.

Инструкция. Поставьте точку, отступив две клетки от левого края листа.

1 клетка вниз
1 клетка влево
1 клетка вниз
1 клетка вправо
3 клетки вниз
1 клетка вправо
1 клетка вверх
2 клетки вправо
1 клетка вниз
1 клетка вправо
4 клетки вверх
1 клетка влево
1 клетка вниз
2 клетки влево
2 клетки вверх
1 клетка влево

По окончании учитель-воспитанник оценивает работы учеников-воспитанников. За получившиеся или близкие к образцу работы дает звездочку. Солнышко дается, если ребенок выполнил задание правильно и аккуратней всех.

ЗАНЯТИЕ № 2

Цель: развитие внимания, воображения, мелкой моторики, образных и пространственных представлений; формирование позиции школьника.

Рисунок «Я в школе»

Ведущий просит ребят закрыть глаза и на мгновение представить, что они очутились в школе.

Ведущий. Ребята, осмотритесь в школе. Где вы находитесь — на уроке или на перемене? Что вы делаете? Что вы видите вокруг? А теперь откройте глаза, возьмите карандаши и нарисуйте себя в школе.

Затем учитель-ребенок за каждый рисунок дает звездочку, а за особо хороший сюжетный рисунок вместо звездочки дает солнышко.

Физкультминутка «Наши пальчики устали»

Графический диктант «Человечек»

Инструкция. Отступить слева три клетки и поставить точку.

1 клетка вниз
1 клетка влево
1 клетка вниз
1 клетка вправо
1 клетка вниз
1 клетка вправо
1 клетка вниз
3 клетки влево
1 клетка вниз
2 клетки вправо
1 клетка вниз
1 клетка влево
1 клетка вниз
1 клетка влево
1 клетка вниз
3 клетки вправо
2 клетки вверх
1 клетка вправо
2 клетки вниз
3 клетки вправо
1 клетка вверх
1 клетка влево
1 клетка вверх
1 клетка влево
1 клетка вверх
2 клетки вправо
1 клетка вверх
3 клетки влево
1 клетка вверх
1 клетка вправо
1 клетка вверх
1 клетка вправо
1 клетка вверх
1 клетка влево
1 клетка вверх
3 клетки влево

По окончании учитель-воспитанник оценивает работы учеников-воспитанников. За получившиеся или близкие к образцу работы вручается звездочка. Солнышко дается, если ребенок выполнил задание правильно и аккуратней всех.

ЗАНЯТИЕ № 3

Цель: развитие мышления, внимания, воображения, мелкой моторики, образных и пространственных представлений.

Графический диктант «Кенгуру»

Инструкция. Отступить слева две клетки и поставить точку.

1 клетка вниз
2 клетки влево
1 клетка вниз
2 клетки вправо
2 клетки вниз
1 клетка влево
2 клетки вниз
1 клетка вправо
1 клетка вверх
1 клетка вправо
2 клетки вниз
1 клетка влево
1 клетка вниз
4 клетки вправо
3 клетки вверх
1 клетка влево
1 клетка вверх
1 клетка влево
1 клетка вверх
1 клетка влево
3 клетки вверх
1 клетка влево

В конце учитель-воспитанник оценивает работы учеников-воспитанников. За получившиеся или близкие к образцу работы дает звездочку. Солнышко дается, если ребенок выполнил задание правильно и аккуратней всех.

Дидактическая игра «Дотронься до…»

Ведущий (вначале психолог один-два раза, затем учитель-ребенок) называет один или два признака предмета, которые нужно найти и до которых нужно дотронуться в течение 30 секунд. Кто не находит предмет и не успевает дотронуться или кто неправильно находит предмет и дотрагивается, тот выбывает.

В конце учитель-воспитанник оценивает работы учеников-воспитанников. За соблюдение правил и правильное выполнение всех или почти всех заданий дает звездочку.

ЗАНЯТИЕ № 4

Цель: развитие внимания, воображения, речи, мелкой моторики, образных и пространственных представлений, обогащение словарного запаса.

Графический диктант «Котенок»

Инструкция. Поставить точку в левом верхнем углу листа.

7 клеток вниз
1 клетка вправо
2 клетки вверх
1 клетка вправо
2 клетки вниз
1 клетка вправо
2 клетки вверх
2 клетки вправо
2 клетки вниз
1 клетка вправо
2 клетки вверх
1 клетка вправо
2 клетки вниз
1 клетка вправо
6 клеток вверх
1 клетка вправо
1 клетка вверх
2 клетки влево
3 клетки вниз
4 клетки влево
3 клетки вверх
1 клетка влево
1 клетка вниз
1 клетка влево
1 клетка вверх
1 клетка влево

Глядя на образец, исправить свои ошибки.

По окончании учитель-воспитанник оценивает работы учеников-воспитанников. За получившиеся или близкие к образцу работы дает звездочку. Солнышко дается, если ребенок выполнил задание правильно и аккуратней всех.

Физкультминутка

Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок.
(Энергичные движения плечами.)
Стоп! Сели.
Травушку покушали.
Тишину послушали.
(Приседания.)
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко!
(Прыжки на месте.)

Игра «Какая бывает собака?»

Попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д.

По окончании учитель-воспитанник оценивает ответы учеников-воспитанников. За участие и яркие ответы дает звездочку. Солнышко дается только за оригинальный ответ.

ЗАНЯТИЕ № 5

Цель: развитие произвольного поведения, внимания, воображения, образного восприятия и мелкой моторики.

Дидактическое упражнение «Нарисуй по описанию»

Ведущий. Стоял белый дом. Крыша у него треугольная. Большое окно было красное, а маленькое — желтое. Дверь коричневая.

Текст нужно прочитать два раза в медленном темпе, по одному предложению. Дети в это время с закрытыми глазами должны представить себе этот дом, а потом нарисовать его.

По окончании учитель-воспитанник оценивает работы учеников-воспитанников. За получившиеся или близкие к образцу работы дает звездочку. Солнышко дается, если ребенок выполнил задание самостоятельно, правильно и быстрее всех.

Игра «Ухо-нос»

По команде «Ухо» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос» — за нос. Ведущий тоже выполняет вместе с детьми действия по команде, но через некоторое время начинает делать ошибки.

По окончании учитель-воспитанник оценивает работы учеников-воспитанников. За соблюдение правил дает звездочку.

Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

Это популярная игра для дошкольников. Для игры потребуется небольшой мешочек из мягкой непрозрачной ткани, который затягивается шнурком или резинкой. Желательно, чтобы он был привлекателен по цвету и рисунку. В мешочек помещаются разные знакомые и незнакомые детям игрушки или небольшие предметы. Взрослый предлагает малышам по очереди опустить руку в мешочек, взять какой-либо один предмет и на ощупь узнать его, догадаться, что он нашел. Затем достать предмет и убедиться, правильно ли он догадался.

ЗАНЯТИЕ № 6

Цели: развитие воображения, наблюдательности и внимания воспитанников, формирование произвольного поведения.

Дидактическое упражнение «Заколдованные фигуры»

Детям предлагается лист с геометрическими фигурами на выбор (круги, квадраты, треугольники и т.д.) и дается задание: дорисовать каждую фигуру до целой картинки. Все картинки должны отличаться друг от друга. Если ребенок не понимает задания, то для начала можно показать, как это сделать.

По окончании учитель-воспитанник оценивает работы учеников-воспитанников. За старание дает звездочку. Солнышко дается только за необычные и оригинальные рисунки.

Игра «Повторяй за мной»

Под любую считалку (например: «Сантики-фантики-лимпопо») ведущий ритмично выполняет простые движения, например: хлопает в ладоши, по коленям, топает ногой, кивает головой. Дети повторяют движения за ним. Неожиданно для них ведущий меняет движение, и тот, кто вовремя не заметил этого, выбывает из игры.

По окончании учитель-воспитанник оценивает работы учеников-воспитанников. За соблюдение правил дает звездочку.

Дидактическая игра «Опиши предмет»

Взрослый или воспитанник задумывает предмет, окружающие задают наводящие вопросы, пытаясь по признакам угадать задуманное.

По окончании учитель-воспитанник оценивает работы учеников-воспитанников. За активное участие и один и более правильный ответ дает звездочку. Солнышко дается только за удачные наводящие вопросы.

ЗАНЯТИЕ № 7

Цели: развитие речи, пополнение словарного запаса, развитие наблюдательности и внимания.

Дидактическое упражнение «Флажки»

Раздать детям цветные карандаши (коричневый, красный и зеленый) и образцы — тетрадный лист в клеточку, разрисованный цветными флажками (чередуются красный и зеленый цвета) таким образом: древко флажка коричневого цвета занимает 3 клеточки, расстояние между двумя соседними флажками — 2 клеточки, расстояние между строчками — 2 клеточки. Подготовить листы бумаги в клетку. Учитель-ребенок просит детей-учеников внимательно рассмотреть цветные флажки и нарисовать на своем листочке точно такие же. По окончании учитель-воспитанник оценивает работы учеников-воспитанников. За получившиеся или близкие к образцу работы дает звездочку. Солнышко дается только за правильное самостоятельное выполнение быстрее всех.

Физкультминутка «Поднимайте плечики…»

Дидактическое упражнение «Елочки»

Игровой материал:образец на каждого ребенка — составленная из трех равнобедренных треугольников зеленого цвета и коричневого прямоугольника-ствола елка, наклеенная на лист бумаги; два набора фигур на каждого ребенка: три равнобедренных треугольника разной величины и прямоугольник-ствол коричневого цвета.

Геометрические фигуры наклеены по правилам, о которых ребенку не говорят: сверху приклеивается самый маленький треугольник, затем больше и больше, то есть каждой фигуре отведено строго определенное место, ствол прямоугольника служит основанием елки.

Ребенку нужно внимательно рассмотреть, как составлена елка, и составить точно такую на своем листе бумаги. Причем для выполнения задания ребенку дают сразу два набора геометрических фигур.

По окончании работы дети высказывают свое мнение: нравится или не нравится собственная работа, получилось ли так, как на образце? Рассказывают, как выполняли задание, какие соблюдали правила. На основании анализа работ определяется уровень общей способности к учению [1].

По окончании учитель-воспитанник оценивает работы учеников-воспитанников. За активное участие и правильные ответы дает звездочку. Солнышко дается только за удачные наводящие вопросы.

ЗАНЯТИЕ № 8

Цель: развитие мышления, внимания, наблюдательности, формирование произвольного поведения и продуктивности опосредованного запоминания слов и словосочетаний.

Дидактическое упражнение «Палочки»

Игровой материал:образцы на тетрадном листе в линейку с изображением палочек и черточек (/-//-///-/), простые карандаши.

Детям предлагают в течение 15 минут на тетрадном листе в линейку писать палочки и черточки так, как показано на образце, соблюдая при этом следующие правила: писать палочки и черточки в определенной последовательности, не писать на полях, правильно переносить знаки с одной строчки на другую, писать не на каждой строке, а через одну.

По данным работам можно определить уровень сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности, который является одним из компонентов общей способности к учению [1].

Физкультминутка

Отдых наш — физкультминутка,
Занимай свои места:
Раз — присели, два — привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой-встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.

Дидактическая игра «Я знаю»

Ребенок, используя мяч, проговаривает следующий текст, ритмично ударяя мячом об пол:

— Я знаю пять имен мальчиков:

Саша — раз,
Дима — два,
Игорь — три,
Денис — четыре,
Володя — пять.

Далее мяч передается следующему игроку. Он называет, например, пять имен девочек. Называть можно и любые предметы (игрушки, цветы, деревья и пр.).

По окончании учитель-воспитанник оценивает работы учеников-воспитанников. За соблюдение правил и правильные ответы дает звездочку.

ЗАНЯТИЕ № 9

Цели: активизировать мышление детей, развивать представление о пространственном расположении частей одного и того же предмета относительно друг друга, внимание воспитанников, формировать произвольное поведение.

Дидактическое упражнение «Кодирование»

Каждому ребенку выдается листок с текстом. Дети должны зеленым карандашом наискосок вычеркнуть все буквы «а» в течение 2 минут. Дается команда «стоп». Затем дети красным карандашом наискосок вычеркивают букву «О», а синим – букву «М» (на каждую по 2 минуты).

По окончании учителя-воспитанники оценивают работы учеников-воспитанников. За получившиеся или близкие к образцу работы дают звездочку. Солнышко дается только за правильное самостоятельное выполнение быстрее всех.

Игра «Повтори»

Инструкция.Слушайте внимательно и выполняйте.

Поднимите, пожалуйста, руки вверх: сначала правую руку, потом левую, посмотрите назад, в левую сторону, в правую сторону, вверх, вниз.

В правом нижнем углу нарисуйте ромб, в верхнем правом углу — прямоугольник, в верхнем левом углу — квадрат, в нижнем левом углу нарисуйте треугольник. В центре листа нарисуйте большой круг, в его центре напишите букву «А», выше напишите букву «С», Ниже круга напишите букву «Л», справа — букву «В», слева — букву «Я».

Игра «Что изменилось?»

Перед детьми стоят3–7 игрушек. Ведущий дает сигнал, чтобы дети закрыли глаза, и в это время убирает одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.

В конце учитель-воспитанник оценивает работы учеников-воспитанников. За соблюдение правил и правильные ответы дает звездочку.

ЗАНЯТИЕ № 10

Цели: активизировать мышление детей, развивать внимание, представление о пространственном расположении частей одного и того же предмета относительно друг друга, формировать произвольное поведение.

Графический диктант

Фигура № 1. Отступить от полей 2 клетки и поставить точку.

3 клетки вниз
2 клетки вправо
3 клетки вверх
1 клетка вправо
3 клетки вниз
2 клетки вправо
3 клетки вверх

От этой фигуры отступить 2 клетки вправо и нарисовать такую же фигуру, столько раз, сколько уместится до полей, соблюдая интервал в 2 клетки между фигурами.

От этой строчки отступить 3 клетки вниз и поставить точку в начале строки.

Фигура № 2

3 клетки вправо
1 клетка вниз
3 клетки влево
1 клетка вниз
3 клетки вправо
1 клетка вниз
3 клетки влево

От этой фигуры отступить 2 клетки вправо и нарисовать такую же фигуру столько раз, сколько уместится до полей, соблюдая интервал в 2 клетки между фигурами.

От этой строчки отступить 3 клетки вниз и поставить точку в начале строки.

Физкультминутка

Выросли деревья большие (подняли руки вверх). Подул легкий летний ветер, деревья закачались (руки раскачивают из стороны в сторону). Ноги побежали по дороге (ногами легко потопали).

Фигура № 3

3 клетки вниз
3 клетки вправо
2 клетки вверх
2 клетки влево
1 клетка вверх
2 клетки вправо

От этой фигуры отступить 2 клетки вправо и нарисовать такую же фигуру столько раз, сколько уместится до полей, соблюдая интервал в 2 клетки между фигурами.

Игра «Что изменилось?»

Один ребенок выходит за дверь, оставшиеся меняются местами. Потом приглашают того, кто стоял за дверью, и он старается отгадать, кто сидит не на своем месте.

Игра «Продолжай»

Дети стоят в кругу. У одного из них мяч. Бросая мяч любому игроку, он говорит: «Впереди у меня глаза, а сзади?» Принимающий должен закончить фразу, называя затылок. Затем он говорит свою фразу, бросая мяч следующему.

Варианты высказываний могут быть разные: «Впереди у кошки ушки, а сзади?» (хвост). «Впереди у машины кабина, а сзади?» (кузов). «Вверху у елки ветки, а внизу?» (ствол, корни). «Вверху у чашки край, а внизу?» (дно). «Справа у чайника ручка, а слева?» (носик).

Ребенок, не сумевший закончить фразу, временно выбывает из игры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. // Под ред. Г.А. Урунтаевой, — М.: Просвещение: Владос, 1995.

2. Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. Составители М.Н.Ильина, Л.Г.Парамонова, Н.Я. Головнева — СПб.: Дельта, 1999.

3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Большая книга тестов. 5–6 лет. — М.: Росмэн, 2004.

Оксана ИВАНОВА,
педагог-психолог МДОУ «Светлячок»,
г. Губкинский, ЯНАО