Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №16/2008


Конкурс

НОМИНАЦИЯ:

«Работаем в команде: сотрудничество психолога с учителями-предметниками и другими специалистами»

 

Конфликты: взрослые и дети

Круглый стол

Цель:содействие созданию конструктивных отношений в диаде «ребенок—взрослый» через повышение психологической компетентности детей и взрослых по вопросам предупреждения и адекватного разрешения конфликтных ситуаций.

Задачи:

акцентировать внимание на понятии «конфликт», стадиях его протекания, основных видах конфликтов и стратегиях разрешения конфликтных ситуаций;

— содействовать осознанию взрослыми и детьми «ошибок» в построении взаимоотношений друг с другом;

— способствовать развитию умения понимать и уважать чувства других людей.

Необходимое оборудование:стенд с информацией по теме «Конфликты», ватман, маркеры, листы бумаги и ручки для участников, размещение столов по кругу — по типу «круглого стола».

Участники: педагоги и дети старшего подросткового возраста.

ХОД ЗАСЕДАНИЯ

1. Организационный момент

Игра-приветствие

Всем участникам предлагается поздороваться с соседом слева за руку, произнося слова: «Здравствуй …! Я очень рада тебя видеть!» Затем все берутся за руки и приветствуют всех участников круглого стола.

Разминка «До десяти»

Ведущий объявляет, что будет называть любое число от 1 до 10. То же число участники должны показать на пальцах. Темп разминки должен быть быстрым.

2. Вводная часть

Вступительное слово

Ведущий. Конфликты очень часто встречаются в нашей жизни. Мы конфликтуем дома, в школе, на улице, в магазине, на работе… Конфликты возникают как с хорошо знакомыми людьми, так и с совершенно незнакомыми, например в очереди, в транспорте. В современном обществе невозможно избежать конфликтов. А впрочем, они нужны… Поскольку именно в споре рождается истина, можно сказать, что конфликты необходимы для развития ситуаций, отношений.

Пример из истории

Однажды министр юстиции Иван Дмитриев представил Александру I дело об оскорблении его величества. Государь, отстранив рукой бумаги, сказал:

— Ведь ты знаешь, Иван Иванович, что я этого рода дела никогда не слушаю. Простить — и кончено!

— Государь! — ответил Дмитриев. — В этом деле есть важные обстоятельства. Позвольте доложить…

Александр, подумав немного, возразил:

— Нет, Иван Иванович. Чем важнее такого рода дела, тем меньше я хочу их знать. Может случиться, что я как император все-таки прощу, но как человек затаю злобу. А я этого не хочу.

(Из книги «Исторические анекдоты
из русской жизни». М., 2004)

Ведущий. Всем известно, что любой конфликт имеет пагубные последствия. Он всегда окрашен сильными эмоциями, в основном отрицательными. Конфликт сильно влияет на нервную систему человека и часто имеет «эффект последействия».

Все-таки необходимо уметь предотвращать конфликты или эффективно и безболезненно для обеих сторон выходить из них. Помните: сегодня, не сумев сдержать эмоции, вы вступили в конфликт со сверстником, учителем, коллегой по работе, а завтра, действуя подобным образом, вы вступите в конфликт с близкими людьми, с теми, кто вам очень дорог. В случае если вы не сумеете достойно выйти из конфликта, вы испортите отношения надолго или, кто знает, может, навсегда…

Таким образом, если человек научится достойно выходить из конфликта или предупреждать его, то это умение он будет использовать и дома, и на улице, и на работе.

Вопросы для обсуждения

Ведущий знакомит участников с вопросами для обсуждения по теме круглого стола:

• Что такое конфликт? Как он развивается (его основные стадии)?

• Как вы думаете, нужны ли конфликты в нашем обществе? Почему?

• Какие виды конфликтов вы знаете?

• Какие пять стратегий выхода из конфликтных ситуаций вы знаете? Какая из них является лучшей?

• Часто ли в детском доме происходят конфликты между детьми и взрослыми? Назовите вероятные причины возникновения конфликтов.

• При каких условиях конфликты между детьми и взрослыми можно предотвратить?

3. Основная часть

Конфликт — это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Ведущий. Итак, конфликты возникают при наличии трех основных условий:

присутствие двух или более людей;

наличие противоположных взглядов, позиций и мнений;

столкновение противоположно направленных взглядов, позиций и мнений.

Конфликтуют не люди сами по себе, а их мотивы, цели, взгляды и пр. Напомню, что ссора — это состояние отношений, характеризующееся негативными переживаниями, напряженностью, враждебностью. Ссора — это враждебность без противоборства. Ссора менее эмоционально окрашена, чем конфликт.

Пример из истории

Петр Первый был очень вспыльчив, и ему стоило большого труда сдерживать порывы гнева. Правда, опомнившись, он всегда горько раскаивался в своей горячности.

Во время первого путешествия за границу в 1697–1698 годах, будучи в Германии, однажды за обедом Петр так рассердился за прекословие на своего любимца Лефорта, что в гневе занес над ним шпагу. Но в тот же миг опомнился, обнял Лефорта и искренне попросил у него прощения.

В подобных случаях Петр сокрушался:

— О, Боже! Я могу исправить народ мой, но я не могу исправить самого себя…

(Из книги «Исторические анекдоты
из русской жизни». М., 2004)

Ведущий. Любой конфликт имеет свое развитие во времени и пространстве. В основном выделяют три стадии конфликта:

— предконфликтная,

— собственно конфликт,

— разрешение конфликта.

Конфликт — это нормальное состояние общества; в любом обществе всегда, во все времена существовали, существуют и будут существовать конфликтные ситуации.

Виды конфликтов

• Межличностный — это ситуация, когда в противоречия вступают личности, то есть когда мотивы, интересы или способы действия разных личностей не совмещаются, противопоставляются друг другу. Проще говоря, когда в противоборство вступают двое и более людей, — это конфликт.

Межличностный — самый распространенный вид конфликтов, так как любой конфликт в конечном счете так или иначе сводится к межличностному.

Внутриличностный. Он порождается противоречием мотивов, целей, взглядов и ценностей одного и того же человека. С одной стороны, он имеет желание что-то сделать, а с другой — по каким-то причинам не может позволить себе это осуществить. Такая ситуация также вызывает внутреннее напряжение, беспокойство, что может закончиться конфликтом с самим собой. Внутриличностных конфликтов удается избежать мало кому.

Если такое состояние сохраняется достаточно долго, человек никак не может определиться, сделать выбор, найти компромисс с самим собой, то это может закончиться неврозом.

Деловой — конфликт, возникающий в сфере деловых отношений и не затрагивающий собственно личности участников.

Явный (открытый) — начинается с открытой дискуссии, вызванной разногласиями, и может касаться разного способа решения какой-то проблемы.

Скрытый («подспудный») — характеризуется скрытой враждебностью, отсутствием открытой дискуссии.

Сглаженный — чаще касается не самых важных для участников проблем, при решении которых они легко могут уступить друг другу, хотя чувство неудовлетворения и присутствует. Чаще он характеризуется тем, что чувства «загоняются» в сферу подсознания, пересиливает разумная оценка ситуации с целью предотвратить переход конфликта в острую форму.

Острый — возникает тогда, когда спорный вопрос приобретает для участников определяющее личностное значение, отношения переводятся в область чувств и эмоций, а ситуация приобретает характер «театра военных действий». В этом случае конфликт нередко разворачивается на глазах третьих лиц, втягивая их в свою орбиту. Участники «переходят на личности», стремятся скомпрометировать друг друга. Часто теряется объективное зерно конфликта. Однако острый конфликт может иметь и позитивный вариант. Когда решается принципиальный вопрос, вызывающий разногласия участников, а время решения ограничено, то нередко мы тоже наблюдаем форму острого конфликта. Правда, в этом случае приход к общему решению более вероятен.

Практическое задание

Вниманию участников предлагается басня И.А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука» (см. приложение). Задача участников — определить, есть ли в этой басне конфликт? Как его можно назвать? (Это межличностный конфликт.) Как можно было бы его разрешить и можно ли вообще его разрешить?

Стратегии поведения в конфликте

Кеннет Томас выделил пять основных стратегий:

Конкуренция, соперничество («акула») — стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

Сотрудничество («сова») — выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон.

Компромисс («лиса») — выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет.

Избегание, уклонение («черепашка») — уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей.

Приспособление («медвежонок») — принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.

Ведущий. Как вы думаете, какой стиль разрешения конфликта в басне «Лебедь, Рак и Щука»? В каком случае они смогли бы столкнуть воз с поклажей?

Причины конфликтов

Участники выделяют не менее пяти причин, по которым происходят конфликты между детьми и взрослыми.

Свое выступление рекомендуется начать со слов: «Нам не нравится, что дети (взрослые)...», «Нас огорчает, что дети (взрослые)…». (Причины желательно записать на доске или листе ватмана.)

Анализ конкретных ситуаций

Участникам предлагаются конфликтные ситуации, которые нужно проанализировать и найти эффективные пути выхода из них (см. приложение).

Необходимо:

• выделить причину конфликта;

• мотивы, которые столкнулись;

• рассказать о своих чувствах.

После этого детям предлагается в конфликте защитить взрослых, а взрослым — детей. Начать следует с фразы: «Я понимаю подростка (взрослого), потому что…»

Мозговой штурм «Как предупредить конфликты детей и взрослых?»

Группам для обсуждения данного вопроса предлагается обменяться участниками (в каждой группе должны быть и взрослые и дети). Каждая группа предлагает свои варианты предупреждения конфликтных ситуаций между детьми и взрослыми. Варианты желательно записать.

4. Рефлексия участников.

Подведение итогов круглого стола

Каждого участника круглого стола просят поделиться впечатлениями о круглом столе, о том, изменилось ли что-то в его взглядах на конфликт.

Ведущий. Успех и счастье в жизни в значительной степени обусловлены гармонией отношений с окружающими и с самим собой. Важно чувствовать себя уверенно, и тогда возникающие на вашем пути препятствия будут преодолены, вы сможете достигнуть нужной цели, жить радостной и полнокровной жизнью.

Я надеюсь, что смогла помочь вам поверить в свои силы, в возможность удачного разрешения большинства проблем. Будьте счастливы!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Басня «Лебедь, Рак и Щука»

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак и Щука
Везти с поклажей воз взялись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;
Да только воз и ныне там.

Примеры ситуаций для анализа

1. Ты договорился (-лась) идти на дискотеку с друзьями (подругами) по случаю дня рождения друга (подруги). Сообщив об этом педагогу накануне, ты слышишь: «Никуда ты не пойдешь на ночь глядя, посидишь и без дискотеки!»

2. Заметив беспорядок в комнате, педагог указывает тебе на это. Между вами происходит следующий диалог:

– Когда же ты наконец начнешь убирать за собой вещи?!

– Уберу когда-нибудь, отстаньте!

– Ты как со мной разговариваешь?

– А что я такого сказал?

– Ты еще и препираться со мной будешь. Сейчас же приберись!

– Когда захочу, тогда и приберусь, а сейчас мне некогда!

3. Педагог сообщает детям:

– Так, сегодня никто никуда не уходит. Будет беседа с инспектором центра занятости.

Тут один подросток заявляет:

– У меня сегодня соревнования по футболу в школе, мне нужно уйти.

На что педагог отвечает:

– Ничего, пропустишь!

Подросток:

– А я все равно уйду!

ЛИТЕРАТУРА

Васильев Н.Н. Преодоление конфликта. Практикум. — Вологда, Изд.-произв. центр «Легия», 2000.

Ильгамова С. Что такое конфликт? Занятие для подростков // Школьный психолог. — 2007. — № 13.

Осипова Е. Конфликты и методы их преодоления: социально-психологический тренинг / Е. Осипова, Е. Чуменко. — М.: Чистые пруды, 2007. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып. 5 (17)).

Субботина Л.Ю. Конфликты. — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.

Светлана ОСОВСКАЯ,
педагог-психолог,
МОУ «Тотемский детский дом»,
г. Тотьма,
Вологодская область