Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №20/2008


Первая полоса

Какие же все-таки времена настали для школьных психологов? В 17-м номере нашей газеты за этот год Марина Битянова ответила на этот вопрос одним словом: диагностичные. Это определение может показаться неожиданным, но в силу происходящих в нашей стране в целом и в образовании в частности событий, оно представляется очень глубоким, хотя, вероятно, и не исчерпывающим. Диагностичными эти времена можно назвать и потому, что они проверяют нас на прочность, и потому, что они довольно безапелляционно ставят нам с вами некий диагноз, если не сказать более жестко – вешают на нас ярлык.

В конце лета и начале осени в Интернете появились публикации с хлесткими подзаголовками типа «Над школьниками ставят опыты», в которых педагогов-психологов обвинили чуть ли не во всех смертных грехах, включая стремление максимально навредить детям. Прочитав подобные материалы, обыватель в самом деле ужаснется: «Как эти монстры попали в школу?» Наверное, как и в любой профессии, среди школьных психологов можно встретить тех, кто допускает профессиональные ошибки. Но зачем огульно обвинять всех специалистов? Да еще абсолютно некомпетентно рассуждать о сущности психологической работы? Думаю, то, что в начале учебного года так и посыпались негативные суждения о деятельности психологов, неспроста. Можно задаться вопросом: кому нужен такой «наезд» на педагогов-психологов? Наверное, тем, кто мечтает полностью вытеснить их из образования, тем, кому гуманистические психологические установки мешают снова превратить школу в казарму, тем, кого сильно раздражает позиция психолога как защитника детей.

В эти диагностичные времена нам приходится проходить не вполне корректный тест на нужность детям и школе. Верю, что мы справимся.

Игорь ВАЧКОВ,
главный редактор