Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №20/2008


Книжный шкаф

История психологии

От истоков до наших дней

П. Саугстад
Самара: Бахрах-М, 2008

Профессиональный психолог понимает, что без хорошего знания истории науки, от лица которой он выступает, ему никогда не подняться выше ремесленнического уровня. Да и для получения диплома (не говоря уже об ученой степени) необходимо сдать соответствующий экзамен. В силу этих причин учебники и монографии по истории психологии пользуются высоким спросом на современном книжном рынке. За последние годы таких книг выпущено несколько десятков, и вот перед нами совсем новая — изданная в переводе с норвежского. Чем превосходит она прочие издания и заставляет отдать ей предпочтение?

Попытку ответа на этот вопрос находим в издательской аннотации: «Фундаментальный труд норвежского профессора Пера Саугстада в области истории психологии по широте охвата материала и глубине его анализа не имеет аналогов в российской, а возможно, и мировой научно-издательской практике. Объемный, уникальный материал, содержащийся в ней, несомненно будет востребован в российском учебном процессе и научной работе, полезен и интересен как профессионалам, так и людям, интересующимся психологией».

Положа руку на сердце, приходится признать, что сказанное — это даже не столько рекламное преувеличение, а просто неправда. Вероятно, человек, писавший эту аннотацию, либо корыстно лукавит, либо просто не читал настоящих капитальных трудов по истории психологии, иначе не стал бы с таким пафосом славословить это откровенно вторичное, поверхностное сочинение, изобилующее неточностями, пробелами и натяжками. (Кстати, застолбив знаком копирайта свое исключительное право на редактуру перевода, самарцы на этой статье, похоже, сэкономили — иначе не превратился бы Уоллес в Валласа, Термен в Термана и Бэн в Бейна, а так читателю придется долго догадываться, что скрывается за конструкциями вроде «информационно-обрабатывающий подход»…)

В палитре мировой психологической мысли Норвегия (в отличие, кстати, от России, представленной в книге кургузо и предвзято) всегда была и по сей день остается если не белым, то весьма бледным пятном, и труд профессора из Осло, позаботившегося напечатать свой лекционный курс, ничего в этой ситуации не меняет. Нет, назвать книгу плохой было бы слишком сурово, она написана достаточно компетентным и эрудированным (по крайней мере, по норвежским меркам) автором, просто совсем не заслуживает того пафоса, с каким ее пиарят издатели. Возникает подозрение, что единственным основанием для ее перевода на русский стала соблазнительная возможность освоения средств, выделенных зарубежными фондами.

Студентам из университета Осло, не читающим ни по-английски (есть ли такие?), ни по-русски, книга и правда была бы исключительно полезна. А всем «профессионалам и людям, интересующимся психологией» в нашей стране хотелось бы для удовлетворения их интереса порекомендовать действительно серьезные работы по данной теме, которые уже существуют и, хочется надеяться, еще появятся, если шоры меркантилизма перестанут заслонять для отечественных издателей научную корректность и здравый смысл.

Сергей СТЕПАНОВ