Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2008


Конкурс

НОМИНАЦИЯ:

«Психологическое сопровождение школьников разных категорий:
методические открытия»

 

Помощь трудному подростку

В рамках психологического сопровождения трудного подростка работа педагога-психолога с учащимся осуществляется поэтапно: первоначально устанавливается психологический контакт с подростком; далее проводится диагностическая работа по выявлению причин дезадаптации; на следующих этапах составляется программа дальнейших действий по оказанию психологической помощи и определяется эффективность проделанной работы.

 

Этапы психологической работы

Название этапа Основное содержание работы
I Установление психологического контакта с учащимся Установление эмоциональной связи с ребенком посредством искренней заинтересованности во всем, что связано с ним, желание понять, что происходит в душе и сознании подростка
II Диагностическая работа Определение типа дезадаптации подростка; выявление причин поведения; выявление особенностей семейного воспитания; выявление отношения подростка к себе, своему поведению, окружению; выявление условий школьного обучения (положение в коллективе, взаимодействие с педагогами); проведение обследования с учетом локуса жалоб педагогов, индивидуальных особенностей учащегося; составление психологической характеристики с указанием возможных направлений коррекции, рекомендаций педагогам и родителям
III Составление программы дальнейших действий по оказанию психологической помощи Разработка индивидуальной программы коррекционных воздействий, предусматривающей комплекс различных видов помощи подростку: медицинской, педагогической, социальной, психологической
IV Определение эффективности проделанной работы Оценка эффективности и анализ проведенной работы

 

ХАРАКТЕРИСТИКА НА УЧАЩЕГОСЯ 008
(8-й класс)

1. Состояние здоровья и развития подростка (заполняется совместно с врачом образовательного учреждения):

общая оценка здоровья подростка (по данным медицинской карты) — здоров.

2. Признаки повышенной нервозности: повышенная утомляемость; пониженная работоспособность; агрессивность по отношению к учителям, к сверстникам.

3. Патологические влечения: курит (систематически); употребляет спиртные напитки (эпизодически); не употребляет токсические / наркотические вещества.

На диспансерном учете не состоит.

Спонсор публикации статьи социальная сеть будущих и состоявшихся родителей "Детсрана". Планирование беременности, расчёт веса при беременности, календарь беременности, рейтинг товаров для детей, вещи в роддом, вещи для новорожденных, справочник лекарств, подбор имени ребёнку, календарь развития ребёнка, грудное вскармливание и другие актуальные темы. Блоги, сообщества, живая лента, консультации, статьи, новости и конкурсы. Подробнее Вы сможете узнать, перейдя по ссылке: https://detstrana.ru/service/disease/pregnant/geograficheskij-yazyk/.

4. Психологическая атмосфера семьи: неблагоприятная.

4.1. Данные о родителях: родители разведены, воспитывает мать. Образование матери — среднее, профессия, место работы — ЖКХ, дежурный диспетчер. Другие члены семьи — бабушка со стороны матери проживает отдельно.

4.2. Тип семьи: конфликтная, в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, мать не владеет культурой воспитания; между матерью и сыном постоянные конфликты, мать раздражительна, нетерпима.

4.3. Характер взаимоотношений родителей с ребенком: семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка).

4.4. Организация режима труда и отдыха

Обязанности в семье — должен убирать в своей комнате, мыть за собой посуду, убирать свои вещи (требование матери — каждая вещь должна лежать на своем месте , аккуратно сложена, что часто является причинами конфликтов с сыном).

Соблюдается ли режим дня — да.

Кто и в какой степени помогает и контролирует выполнение домашнего задания — мать ограничивается просмотром дневника, за нарушение дисциплины или плохую отметку часто наказывает сына, лишая его возможности общаться с друзьями.

5. Особенности учебной деятельности

5.1. Успеваемость учащегося — отметки I и II уровня.

5.2. Отношение к учению: равнодушное.

5.3. Интеллектуальные возможности учащегося: средние.

5.4. Мотивы учения: стремление избежать наказания.

6. Положение в классном коллективе, отношение к коллективу

6.1. Позиция учащегося в коллективе: отвергаемый.

6.2. С кем из класса наиболее близок, характер взаимного влияния — общается с двумя мальчиками в классе, но тесных отношений с ними не поддерживает.

6.3. Взаимоотношения с другими одноклассниками: конфликтные.

6.4. Манера, стиль общения с окружающими: доминантный стиль (уверен в себе, стремится навязать свое мнение, легко перебивает, но не дает перебить себя, нелегко признает свои ошибки).

6.5. Отношение к общественному мнению: негативное (спорит, не согласен с замечаниями, поведение не меняет).

7. Отношение к общественной деятельности и общественно-полезному труду

7.1. Отношение к общественным поручениям: отказывается выполнять.

7.2. Выполнение общественных поручений: не добросовестное.

7.3. Отношение к трудовым делам класса: безразличен.

7.4. Отношение к физическому труду: равнодушное (не выделяет физический труд как интересующую деятельность, от него не отказывается, но выполняет без инициативы).

7.5. Отношение к общественному имуществу: равнодушное.

8. Направленность интересов

8.1. Проявляет интерес к деятельности: спортивной.

8.2. В каких кружках (секциях) состоит (состоял) — не состоит.

8.3. Культурный кругозор — театры, музеи, выставки не посещает.

8.4. Читательские интересы, какую литературу предпочитает — читает только журнал «Каламбур».

8.5. Регулярность чтения — читает эпизодически.

9. Особенности сферы свободного общения учащегося

9.1. Сколько времени уделяется уличному общению в течение недели, часы вечернего прихода домой — если не наказан, то три часа может общаться с друзьями, домой должен вернуться в 20.00.

9.2. С кем имеет дружеские связи вне класса, какое влияние они оказывают на учащегося — общается с двумя мальчиками (старше на три года, учатся в училище), подражает им, старается следовать их стилю (эмо).

9.3. Постоянное или предпочитаемое место уличного общения — двор и подъезд, домой мать не разрешает приводить друзей.

9.4. Содержание общения в уличных играх — прослушивание музыкальных записей; бесцельное времяпрепровождение; выпивки, курение, азартные игры.

10. Самооценка личности

Заниженная (излишне самокритичен, недооценивает свои положительные качества и личные достижения).

11. Особенности поведения

Положительные поступки учащегося, как часто они совершаются — классный руководитель не смог назвать положительных поступков.

Отрицательные поступки (проступки):

Их проявления — эпизодически.

Их характер — грубость; опоздания на уроки; нарушения дисциплины в классе; отказ от требований, поручений; не работает в классе на уроках.

Правонарушения учащегося — не отмечаются.

Отношение к своим поступкам — переживает, оправдывает.

Как относится к педагогическим воздействиям — с ожесточением.

Состоит ли на учете — на внутришкольном контроле.

Склонность к бродяжничеству — не склонен.

Выводы

Проблема: нарушение общения со сверстниками и педагогами преимущественно в форме негативистской демонстративности — сознательного нарушения правил и норм школьного поведения.

Возможные причины

Несформированность адекватных форм реализации потребности во внимании и признании окружающих, связанная, может быть, с особенностями стиля семейного воспитания, высокая личностная тревожность, приводящая к неуверенности в признании значимыми взрослыми и сверстниками.

Демонстрация подростковой независимости, связанная в большинстве случаев с нарушением нормального эмоционального контакта школьника с педагогами и сверстниками.

Несформированность или акцентуация определенных личностных черт; эмоциональные расстройства.

Проектирование возможных изменений в личности подростка

Направление психологической развивающей деятельности на освоение навыков эффективного общения и работу с эмоционально-волевой сферой — формирование навыков эмоциональной и поведенческой саморегуляции, повышение уверенности в себе, развитие потребности в самовоспитании. Необходима работа по коррекции детско-родительских отношений (индивидуальные консультации с матерью, возможно ее участие в занятиях клуба «Эффективный родитель»).

Психологическое сопровождение подростка группы риска будет успешным, если оно осуществляется на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса и в тесном контакте с социальным педагогом, классным руководителем, учителями-предметниками, педагогом-организатором; обязательно также привлечение родителей и других членов семьи. Опираясь на результаты диагностики, психолог разрабатывает индивидуальную программу коррекционных действий, предусматривающую комплекс различных видов помощи подростку: медицинскую, педагогическую, социальную, психологическую.

Необходимые психолого-педагогические меры
в воспитании личности подростка

Симптомы
нарушений
Задачи
развития
Методы
развития
Нарушение
взаимодействия
со сверстниками
Научить приемам и навыкам эффективного межличностного общения со сверстниками, установления дружеских отношений, проявлению готовности к коллективным формам деятельности; обучать приемам самостоятельного разрешения конфликтов мирным путем Участие в играх на организацию внутригруппового сотрудничества и распределения ответственности, на принятие подростком различных ролевых отношений: исполнительских, лидерских, контролирующих и т.д., на переживание общих чувств успеха и неудачи
Нарушение
взаимодействия
с педагогами
Научить устанавливать адекватные ролевые отношения с педагогами на уроках и вне их, проявлять уважение к учителю Различные ролевые отношения со взрослыми: позиция ведомого, ведущего, контролирующего; принятие помощи взрослого и оказание помощи взрослому; переживание общих чувств
Несоблюдение социальных
и этических норм
Подвести к осознанию необходимости принятия и соблюдения классных и школьных социальных и этических норм Разработка и обязательное выполнение игровых норм поведения и взаимодействия, контроль за исполнением определенных правил другими участниками группы, в том числе взрослыми, проживание различных ситуаций в условиях соблюдения и несоблюдения необходимых норм
Неадекватное
отношение к себе
Формировать адекватную позитивную «Я-концепцию» и устойчивую самооценку Создание ситуации успеха, создание условий для осмысления подростком себя, своих поступков и социальных отношений, организация ситуативной позитивной обратной связи и продуктивной критики

 

Индивидуальная коррекционная программа

Участники Направления коррекционной работы с подростком
Учителя-
предметники
Создать условия для переживания школьником ситуации успеха и связанных с этим положительных эмоций; ставить посильные, выполнимые задачи, которые соответствуют возможностям ребенка или находятся в зоне ближайшего развития; закреплять осознание школьником имеющихся у него достижений и успехов; подробное обоснование оценки и выделение критериев оценивания; создание атмосферы терпимости, благожелательности и внимательное отношение к ребенку
Классный руководитель Формирование эмоционально-положительного отношения к учебной деятельности; формирование приемов учебной деятельности; содействие в адекватном использовании подростком своих индивидуально-типологических особенностей; вычленение сфер деятельности, в ходе выполнения которых ученик может проявить инициативу и заслужить признание; порицание должно быть конкретным и направленным на устранение ясно осознаваемых самим учеником недостатков; спокойное, доброжелательное и заинтересованное отношение к ученику; помощь в реализации самоутверждения
Педагог-
организатор
Выявление интересов и склонностей учащихся, привлечение к занятию в кружках, секциях, в 6-й день учебной недели привлечение к участию во внеклассных и общественных мероприятиях
Социальный
педагог
Содействие проведению индивидуальной работы с ребенком со стороны педагогов, педагога-психолога; знакомство с семейной обстановкой, регулярные посещения на дому; знать, где и с кем проводит свободное время данный подросток; проследить особенности включения в общественную жизнь класса, школы; доброжелательное отношение и запрет на применение жестких требований
Педагог-
психолог
Составление психологической характеристики с указанием возможных направлений коррекции, рекомендаций для педагогов; составление программы необходимых воздействий согласно индивидуальным особенностям подростка; анализ семейных взаимоотношений и условий воспитания; определение путей индивидуального взаимодействия с матерью подростка; развитие и укрепление чувства взрослости у подростка; обучение навыкам общения, поведения в различных ситуациях, совершенствование отношений с окружающими; помощь в нахождении способов личностного развития

 

РАБОТА СО ВЗРОСЛЫМИ

1. Информирование об индивидуально-психологических особенностях подростка

В результате изучения особенностей личности учащегося с помощью ПДО Личко отмечена лабильная акцентуация. Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Усиление характера в какой-то степени делает его предсказуемым. При определенном наборе условий подростки одного типа характера всегда демонстрируют сугубо специфическое поведение.

Краткое содержание акцентуации характера подростка

Главные черты: крайняя изменчивость настроения — меняется очень часто и круто, а повод — ничтожный; значительная глубина переживания.

Психогенные ситуации: отвержение со стороны эмоционально значимых близких людей, утрата близких, вынужденная разлука с ними.

Реакция эмансипации: выражена умеренно; хорошо в семье, если чувствуют тепло, любовь и уют.

Реакции группирования: свойственна преданная дружба, ищет ее с тем, кто в минуты грусти способен отвлечь, а в минуты радости — откликнуться; на роль лидера не претендует, а ищет эмоциональных контактов; доволен положением любимца, которого опекают товарищи.

Реакции увлечения: общение с товарищами, художественная самодеятельность, воспитание домашних животных — как легкий отток энергии; ни одно хобби не длится долго и скоро сменяется другим.

Самооценка: искренность, обычно такие дети знают особенности своего характера, понимают, что они «люди настроения» и что от настроения у них зависит все.

Взрослым необходимо учитывать, что подростки лабильного типа имеют очень большую потребность в сопереживании: хорошо чувствуют, когда взрослый к ним расположен, и незамедлительно отвечают тем же; поощрения доставляют им большую радость; похвала повышает активность, работоспособность. Учитель должен всегда ровно обращаться с такими учениками. На общении не должны сказываться плохое настроение учителя, его раздражительность.

Учитывать боязнь ученика раскрыть свои слабые места, которых не следует касаться. Для развития взаимопонимания следует затрагивать темы, интересные для многих (спорт, туризм, путешествия, развлечения, события общественной жизни и др.). Обсуждение таких тем обычно вызывает хороший эмоциональных отклик, рождает чувство общности, гордости за свою школу, класс. Нельзя допускать неосторожно сказанных слов, которые могут легко привести ученика в состояние уныния и тревоги.

2. Обучение навыкам ненасильственого общения: активное слушание, Я-сообщение; отказ от речевой агрессии

Рекомендации по конструктивному общению
классного руководителя или родителя с подростком

Обращайтесь к ребенку по поводу нарушения с помощью речевого сообщения — «Я-высказывания» («Я узнала», «Мне сообщили из школы, что ты был наказан…»). Дайте понять, что такое поведение не прошло незамеченным, опишите его.

Выразите свои чувства по этому поводу («Я чувствую, что…», «Я огорчена, обеспокоена» и т.д.).

Укажите на возможные последствия такого поведения, как вы их видите («Это, на мой взгляд, может привести…»).

Выскажите свои мысли по данному поводу («Я думаю, считаю…»; «Мне кажется…»; «По-моему…»; «На мой взгляд…»).

Дождитесь обратной связи, дайте опровергнуть или подтвердить ваши мысли. Будьте готовы к различным реакциям подростка: кричит, молчит, опровергает, обвиняет. Работайте с ним!

Выставите требования домашней или классной «конституции»: «Я собираюсь предпринять меры» (указать, какие).

Выразите желание, что следовало бы сделать («Я хочу, чтобы ты бросил нарушать дисциплину, но решение за тебя принимать не могу»). Таким образом вы передаете ответственность за его поведение ему самому.

Напомните, что вы готовы помочь, если он захочет этого («Чем я могу помочь тебе?»). Предоставьте инициативу ему. Помогайте, а не овладевайте всей ситуацией.

Выразите свою уверенность в том, что он примет верное решение, непосредственно относящееся к его жизни, сохраняющее ее («Я верю, что в следующий раз ты поступишь по-другому»).

3. Выработка в семье единых правил и требований

Рекомендации маме: в разговоре с ребенком выразите свои чувства по поводу этого разговора, подчеркните важность таких моментов для вас («Я рада, что мы с тобой поговорили»; «Спасибо, что ты меня выслушал»; «Мне было очень важно (трудно) поговорить с тобой на эту тему»).

Не стоит: ругать, обвинять, задавать вопросы «почему», игнорировать, делать так, чтобы подросток испытывал чувство вины, выяснять причину, уличать. Это не будет способствовать налаживанию конструктивных отношений с подростком.

4. Отказ от наказания как основного метода

Мать, не стесняясь, всем жалуется на своего ребенка, рассказывает о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности, вслух заявляет, что сын «растет бандитом», и пр. Это приводит к утрате у ребенка стыдливости, чувства раскаяния за свои поступки, снимает внутренний контроль за свое поведение, вызывает чувство озлобленности по отношению к взрослым и родителям.

Мать в данном случае, скорее всего, обладает демонстративной акцентуацией характера и повторяет усвоенную в детстве модель воспитания, обращая внимание на отрицательные стороны поведения сына. Нужно сфокусировать внимание на положительных достижениях ребенка и подчеркнуть вклад родителей в это дело.

Мать не доверяет своему ребенку, подвергает его оскорбительному тотальному контролю, пытается полностью изолировать от сверстников, выбирает друзей, контролирует свободное время, круг общения и интересов. Необходимо спросить у матери, как она представляет жизнь своего ребенка вне родительской семьи и как он может развить социальные навыки и самостоятельность при постоянном контроле.

5. Включение подростка в работу секций, кружков

Учитывая, что подросток интересуется спортом, привлечь его в команду по подготовке соревнований по мини-футболу, включив в команду ребят из класса, которые по результатам социометрии хорошо относятся к подростку. Таким образом мы создадим условия для налаживания взаимодействия с одноклассниками. Поскольку в школе есть бассейн, привлечь подростка к занятиям в секции по плаванию.

6. Коррекция воспитательных воздействий на личность ребенка со стороны родителей и учителей.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

Были созданы ситуации успеха: выступление подростка на информационном часе, посвященном вопросам подростковой субкультуры (доклад о стиле эмо); участие в соревновании по мини-футболу — команда заняла третье место; участие в первенстве школы по плаванию — третье место.

Наладились отношения с матерью. Психолог провела четыре индивидуальные консультации с матерью. Замечания о нарушениях дисциплины очень редки. Подружился с некоторыми одноклассниками. Подросток принимал участие в тренинге «Управление конфликтом». Проведены пять индивидуальных консультаций для обучения навыкам конструктивного общения. При дальнейших положительных изменениях возможно снятие подростка с учета во внутришкольной комиссии.

* * *

Здесь описана только часть работы по психологическому сопровождению трудного подростка, состоящего на ВШК. Такое взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса — довольно хлопотное занятие, но оно приносит положительные результаты.

Татьяна ГОВОР,
педагог-психолог,
средняя образовательная школа № 13,
г. Жлобин,
Республика Беларусь

 

ЛИТЕРАТУРА

Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1997 (Практическая психология в образовании).

Волков Б.С. Акцентуации характера школьников и учителей. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2007.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л., 1983.