Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2008


Личный опыт

Зажатые во льдах

Необходимость формирования учебной мотивации у школьников очевидна всем. Однако, так и не решив вопросы с мотивацией на практике, деятели образования перекинулись на вопросы формирования компетентностей. С ними, впрочем, мы тоже скоро запутались, ибо так и не поняли до конца, чем они, собственно, отличаются от формирования навыков. Конференции, где из уст российских специалистов звучали английские термины, нас в большей степени озадачили, чем прояснили существо вопроса. Не доведя до уровня конкретных результатов и этот этап, мы перешли к профессионализации школы…

Понятие «успешность» в настоящее время сведено к цифровому воплощению внешнего оценивания при игнорировании того факта, что успех переживается индивидуально, во внутреннем плане, как достижение собственной цели. Мотивация же... «Не верю!» — сорвал бы голос К. Станиславский, наблюдая наши тщетные попытки мотивировать учеников. Ученики, устало взирая на наши ухищрения, так и говорят: «Не верим! Посмотрите на себя!»

Посмотрите на себя!

«Ребяточки, все в круг, все в круг! Так... движемся, кружимся… активнее, веселее!» — командует грузно сидящая в кресле учительница, которая точно знает, что детям необходима энергетическая разрядка в процессе обучения. А детки почему-то очень нехотя и с едкими шуточками выполняют «дурацкие упражнения». Именно так они их воспринимают и именно так они будут отзываться о любых новшествах, идущих от этой пассивной и ленивой учительницы. И именно эта самая лень будет у них развиваться на фоне цинизма быстрее, чем интерес к новым формам работы.

«Как вы не можете почувствовать тонкий образ Татьяны Лариной, трепетность ее души?! Обратите внимание, какими выразительными средствами и как любовно автор выписывает ее образ, обращая внимание на детали!» — горячо восклицает учительница литературы с потухшим взглядом, поправляя на себе трикотажное изделие фасона прошлого века.

Так и формируется вечное в наших условиях: «Ум с сердцем не в ладу…» Именно сердцем ученики тонко и безошибочно воспринимают — «нас дурят!». Если делать все, что ОНА нам говорит, то точно превратишься в НЕЕ: она же и делала это все, чтобы стать такой умной! И только часть принимает эти правила игры, надеясь когда-нибудь оторваться от штампов лицемерия и глубинного равнодушия.

«Не замотивировали!» — ставит точный диагноз методист, а вслед за ним рассерженный результатами директор требует: «Надо грамотно мотивировать, опираться на потребности учеников!» — и педагоги бросаются изучать новые технологии, теории мотивации и потребностей, а некоторые, наиболее активные, даже начинают ходить на курсы повышения квалификации не по предмету своей специализации, а — о ужас! — по психологии. Если повезет, то узнают что-нибудь новенькое, дополняющее курс высшей школы по психологии, который они едва ли тщательно изучали.

Никуда не деться, на лекциях часто приходится слышать: «А я в институте на психологию и не ходила, там так все запутано…» Поэтому учителя предпочитают курсы повышения квалификации по своему же предмету, как будто бы они ведут в школе занятия типа «Новые тенденции в современной литературе», «Последние исследования в области квантовой физики» или «Проблемы интеграции химии и физики как основа нанотехнологий». Так нет же! Курс физики и химии не меняется и не расширяется, современные исследования на уроках не затрагиваются, учителя просто повторяют то, чему их когда-то учили в вузе. Точка.

После вот таких курсов опять тонем в словах, теориях и технологиях, которые… опять не работают! Качество падает, а квалификация растет.

Физики читают для физиков, математики — для математиков, психологи сами для себя проводят психологические тренинги. И это в условиях обязательного требования интеграции дисциплин в школе! И это в условиях обязательного требования гуманизации школы! Абсурд. Требование построить новое здание на старом фундаменте выглядит не так нелепо, как то, что мы наблюдаем в практике преобразований в образовании.

Поговорим о подменах

Потребности… Сейчас модно рассуждать о пирамиде Маслоу, особенно о той ее части, которая рассматривает уровень материальных потребностей. А еще модно говорить о самореализации и самоактуализации по Роджерсу и компетентности по Равену. Но и то, и другое, и особенно третье вырваны из контекста исторического развития ИНОЙ системы, которая в СОБСТВЕННЫХ условиях пришла к необходимости разрабатывать пути выхода из СВОЕГО кризиса. Так и получается, что ироничная фраза, выхваченная из исторического и художественного контекста «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь» тоже превращается в оправдание и своего рода инструкцию на будущее: пронесет, не мы первые и не мы последние.

Действительно ли мы опираемся на потребности учеников, а не подменяем их собственными потребностями? Не находимся ли мы в диссонансе по отношению к формирующимся гендерным и существующим возрастным потребностям школьников?

Многочисленные опросы школьников обнаруживают почти несформированную у них систему потребностей. С одной стороны — вынужденное повиновение, замешанное на скрытом страдании (отсюда протесты, нигилизм и прочий «букет» как бы естественных для подростка форм поведения). С другой стороны — формирование пассивности и лености как психоэмоциональных состояний, сопутствующих формированию слабости воли.

Вопрос: «Зачем ты учишься в школе?» — сопровождается в подавляющем большинстве случаев ответом: «Чтобы поступить в институт». «А зачем тебе поступать в институт, и главное — в какой ты хотел бы?» На первую часть вопроса звучит заученный ответ «Чтобы найти хорошую работу», а на вторую… Увы, мозговой компьютер подростка зависает навсегда.

Статья опубликована при поддержке компании "AVTO-PROFFI". Стабильно, безопасно, оперативно, выгодно. Выкуп авто - кредитных, эксклюзивных, с правым рулём, аварийных, а также выкуп мототехники, вертолётов, яхт, скутеров, грузового транспорта и спец. техники. Обмен авто, авто на комиссию, авто займ, авто ломбард, ссуда под залог, авто кредит в Москве. Узнать подробнее, посмотреть контакты и адрес Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.avto-proffi.ru/.

Почему «зависает»? Да просто потому, что «ум с сердцем не в ладу». Они знают, что надо хотеть денег, много денег, очень много денег. А где эти деньги раздают, они еще не знают. Профессиональной потребности нет и быть в этих условиях не может, здесь профориентация не помогает, ибо на вопрос: «Зачем именно институт как профиль?» — нет ответа.

Вот и получается, что технологии мы простроили, «файлы», хранящие информацию, загрузили в головы учеников и намерены впредь грузить, но самостоятельно «открывать» эти самые «файлы» они, школьники, не хотят…

А что на практике?

Почему нам часто кажется, что современные дети больше похожи на роботов, чем на людей? Потому что мы видим их интерес к компьютерам, потому что наблюдаем снижение интереса к чтению классической художественной литературы, потому что они скучают в музеях?..

Давайте все-таки попробуем допустить, что это именно так: современные дети рациональны и, следовательно, наиболее продуктивными методами работы будут в этом случае тонко прописанные технологии, требующие беспрекословного выполнения.

В случае доминирования рационального способа жизни (такова специфика жизни на Западе, которому мы постоянно подражаем) мы должны иметь иную модальность поведения: долженствования и подчинения нормам. Целеполагание и обеспечивающая этот процесс воля будут определять содержательную сторону поведения личности. Способность слышать инструкцию, указание и распоряжение должна регулироваться активностью. В основе этого — определенные формы повиновения и послушания в самом широком смысле как организующее начало дисциплины.

Мышление должно характеризоваться в большей степени отвлеченностью и теоретичностью. Речь, как один из основных показателей уровня развития мышления, должна отличаться развитостью, школьникам в этом случае следует демонстрировать способности оперировать понятиями, выносить собственные суждения. Одним словом, в этом случае процесс обучения не знает проблем и все решается легко.

Так ли обстоит дело на практике?

Если бы это было именно так, то программы не упрощались бы (как мы это наблюдаем), а усложнялись, обогащались новым современным содержанием, требующим нового уровня и скорости мышления.

Если бы это было так, мы не поднимали бы вопрос о падении норм языка, о неспособности пересказать текст.

Если бы это было действительно так, то не стоял бы так остро вопрос о мотивации учеников, не было бы проблем поведенческого уровня.

Мы же в реальности видим объективно только желание идти по пути рационализации, но то, что при этом получается, явно не соответствует ожиданиям.

Движущая сила развития

В реальности как ответ на все наши старания реконструировать все и вся на западный манер мы получили устойчивую негативную субкультуру нашей молодежи: готы, эмо, скины. Отличительная черта этих групп — именно настойчивая демонстрация своих эмоциональных состояний и чувств, под которые они формируют объяснительную базу. В основе же — отчаяние, тоска, депрессия, склонность к негативным формам активности.

В ответ на наши формализм и бумаготворчество мы получили рост наркомании, омоложение хронического алкоголизма, пивное безумие, ранний секс. Все это следствие стремления расслабиться, уйти от «давления взрослых», которые «целеполагают» жизнь подростков вместо них самих.

Как ответ на рационализацию мы видим внешние черты поведения взрослых уже у подростков. Девочку-школьницу легко принять за «девушку на выданье»: весь ее внешний вид и агрессивность поведения имеют рациональное объяснение, но явно не согласуются с ее возрастом. В результате мы приговорили мальчиков к дружбе с мальчиками. Мы украли у них детство, яркость чувств и трепетность эмоций!

Как так случилось?

Ответ более чем короткий: незнание основ психологического развития, неспособность увязывать теоретические знания с исторической основой, неумение выстраивать стратегию, безответственность перед грядущим. Это массовый наш портрет: пассивность и формализм, цитатничество, стремление быть «комильфо». И нам еще государство платит за то, что мы убиваем души детей и уничтожаем будущее!

Западная наука доказала экспериментальным путем первичность чувств в организации и рождении мысли. Рационализация — одна из форм психологической защиты при обнаружении тех или иных психологических проблем. Такова истина психотерапии. Жизнь же прежде всего проявляется в эмоциональных состояниях: в раннем детстве — любопытство, затем — активность, познавательная активность, интерес к внешнему миру, позже к внутреннему миру, в подростковом возрасте — на чувственной основе — интерес к законам социума.

Движущая сила развития — чувства, индикатор успешности — чувства, маркер здоровья — качество чувств, основа мышления — чувственное познание! Убить чувства — убить личность. Такова трактовка личности на Западе. Запад сегодня ориентирован на развитие эмоциональности как основы мотивации, как основы успешности менеджмента, понимаемого как система психологического воздействия на поведение людей. У нас менеджмент выродился в систему бухгалтерских и юридических знаний, манипуляцию на основе НЛП.

Почему так?

Как показывает практика чтения курса «Психология управления персоналом», львиная доля управленческого персонала даже самой системы образования не имеет системного знания законов развития психики. Пропуская через себя получаемые знания, многие начинают осознавать причины совершенных ошибок как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности.

Мы стали жить близоруко — «здесь и сейчас», — совершенно не понимая, не зная, не догадываясь, что эта фраза наполнена иным практическим содержанием. Практика работы на Западе в системе образования показала, что наши подростки, не обретя культуры своего народа, мягко говоря, смешно смотрятся на фоне западных сверстников — хранителей своей культуры: неуклюже, грубо, закомплексованно. Им нечего предъявить в качестве визитной карточки, по этой причине общение сводится к нулю, формируется чувство вызова: «мы вам покажем!»

Не давите на педали!

В основе развития человека — стремление к удовольствию, но, скорее всего, не к животному удовольствию сытости, а к удовольствию психологической реализации себя как мужчины и женщины.

Энергетически мощное мужское начало, формирующееся в детстве и раскрывающееся в подростковом возрасте, направлено на проявление смелости, активности, независимости, уверенности в себе, способности принять ответственность за свои решения. Но оно катастрофически подавляется в нашей системе воспитания, деформируя равновесие сил, формируя потребность в защите в виде алкоголя, в «подкаблучничестве».

Энергетически неуловимое, тонкое, чувственное женское начало направлено на формирование естественной толерантности, эмпатии, принятия силы мужчины, продолжения рода как основы жизни. Эти тонкие энергии не могут быть грубо осязаемы и трансформированы в жесткую рационализацию. Деформация приводит к потребности защиты в виде нравственной распущенности, поиска короткого «счастья слабости», толкает на преступление перед будущей жизнью — безалаберность по отношению к детям.

Так продолжает разваливаться институт семьи, смещая гендерные акценты в системе доминантного рационального развития.

Технологи от педагогики совершенно забывают о том, что еще И.П. Павлов обратил внимание на торможение активности второй сигнальной системы, на снижение электрической активности коры в возрасте 10–15 лет. На первое место выходит активность подкорковых структур, формируется гормональная система, отлаживается механизм чувственного восприятия мира для успешного процесса социализации. Происходит постепенное настраивание вертикальных соединений с корой, что и будет составлять основу творческой, самобытной, здоровой личности.

Но в период снижения активности обращаться к коре, к ее аналитико-синтетической способности обрабатывать информацию и следовать приказам так же бессмысленно, как просить немого ответить. Однако мы продолжаем игнорировать очевидные вещи и «давить на педали», удивляясь, почему так странно едем — рывками, с риском для жизни. При этом мы не обращаем внимания на то, что сами представляем угрозу для окружающих.

Как это делают в СВАО

Практика работы школ Северо-восточного административного округа г. Москвы, работающих в экспериментальном режиме, показывает, что первым шагом является необходимость получения системы психологических знаний всем коллективом школы одновременно, чтобы общаться на едином для всех языке науки, чтобы понимать последствия применения тех или иных методов работы. Это объективно позволяет объединить коллектив школы на поприще профессиональной деятельности, способствует росту творческой активности как учителей, так и учеников. Никакие распоряжения, приказы и прочее волеизъявление со стороны не будут эффективны до той поры, пока сам коллектив не прочувствует необходимость, не сформирует потребность саморазвития.

Директор школы № 763 СВАО Надежда Леонидовна Галеева и заместитель директора по экспериментальной работе Ирина Ивановна Потапова, для того чтобы сформировать у учителей потребность в обучении, разработали систему педагогических советов, на которых постоянно рассматривались вопросы психологии развития школьника. Следующим шагом стали круглые столы, куда приглашали желающих, потом «на огонек» потянулись и другие «любопытствующие». Директор пришла к пониманию того, что именно не разрозненное, но коллективное обучение по одной и той же программе должно быть реализовано для повышения качества профессиональной работы учителя.

Следующим этапом стала разработка программы, направленной на объединение учителей и учеников в условиях единой для всех научной деятельности. Не только ученики делали проекты под руководством учителей, но и сами учителя постепенно начинали проводить самостоятельные исследования, показывая личным примером, что этот вид деятельности не является для них формальным. Результатом стала большая объединенная конференция научного учительско-ученического сообщества.

Особенно приятно, что в работу удалось включить родителей: была организована «Школа выходного дня», где мамы и папы получают психологические знания, имеют возможность консультирования по индивидуальным проблемам, обучаются системе мониторинга развития собственных детей, что способствует снятию напряжения в общении с классными руководителями.

В настоящее время школа активно развивается по пути сотрудничества с Академией труда и социальных отношений (АТиСО) в системе непрерывного образования «школа–колледж–вуз». Профориентация школьников проходит с помощью вовлечения в «Школу лидера с целевым обучением английскому языку», где ребята имеют возможность получить также и основы психологических знаний для определения и совершенствования индивидуальных профессиональных способностей.

В системе сетевого взаимодействия по экспериментальной работе находится также центр образования № 1486 СВАО под руководством Елены Геннадьевны Локотко. Она сосредоточила усилия на разработке программ мотивации обучения школьников, когда учитель с помощью психолога разрабатывает методы объяснения трудного материала с учетом психологических особенностей каждого учащегося. В программу формирования потребности в качестве обучения входит системная организация оздоровления детей в период межсезонья, когда иммунитет наших школьников снижен по эколого-климатическим причинам.

При содействии Центра бизнес-образования АТиСО осуществляется широкое сотрудничество с мальтийским центром образования.

Дети и подростки имеют возможность осуществлять туристические поездки не бесконтрольно, в случайно образованных группах, но, опираясь на единую концепцию Центра, выстраивать стратегию своего личностного развития, а также развития коммуникативных способностей. Так современная и методически продуманная мотивация эмоциональной сферы школьников позволяет расширить горизонты восприятия мира, увидеть культурологические отличия между странами и сформировать систему целей для каждого ученика в отдельности.

Программа развития предусматривает постепенное формирование личностных особенностей школьника: целеустремленность, направленность, самостоятельность и заинтересованность в результатах собственного труда.

Приятно осознавать, что уже появились «первые ласточки» в системе школьного образования, которые не побоялись взять на себя бремя сотрудничества в разработке и внедрении системного подхода в вопросах эмоциональной мотивации учащихся, зажатых во льдах технологизации и рационализации процесса обучения.

Более подробно вы можете познакомиться с материалами на сайте www.besedinamv.ru или обратиться с вопросами, предложениями и комментариями в Skype: besedinamv в удобное для вас время.

Марина БЕСЕДИНА,
кандидат психологических наук,
Москва