Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2008


Репортаж

Учимся побеждать

С 29 сентября по 4 октября прошло насыщенное как событиями, так и эмоциями его участников мероприятие — Всероссийский фестиваль психологических служб «Комплексная психолого-педагогическая и медико-социально-правовая помощь в условиях образовательного учреждения». В рамках фестиваля состоялись: финал Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Психология развития и адаптации» и II Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2008»

Организаторами фестиваля выступили Федерация психологов образования России, Московский городской психолого-педагогический университет, факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Центр практической психологии образования при поддержке Департамента воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки Российской Федерации.

Приз зрительских симпатий единогласно был присужден И.В. Ивановой
Приз зрительских симпатий
единогласно был присужден
И.В. Ивановой

Объединение «в одном флаконе» двух таких важных мероприятий стало уже традиционным: в октябре прошлого года во Всероссийском детском центре «Орленок» также прошли два мероприятия — I Всероссийский конкурс «Педагог-психолог России — 2007» и Всероссийский фестиваль инновационных психолого-педагогических проектов «Психология и современное российское образование».

Отличие конкурса психолого-педагогических программ от прошлогоднего конкурса проектов состоит в том, что его итоги были подведены заранее, поэтому накала страстей здесь не наблюдалось. Члены жюри еще в Москве оценили присланные на конкурс работы и выбрали победителей, которые имели возможность провести в рамках фестиваля презентацию своих программ.

Это дало возможность его участникам (а в Сочи приехали более двухсот человек) познакомиться с наиболее интересными наработками психологов образования и немного разрядить то неизбежное напряжение, которое царит на Всероссийском конкурсе «Педагог-психолог России». Если прошлогодний конкурс можно было рассматривать как «пробу сил» в проведении таких мероприятий, то в нынешнем году конкурсантам и членам жюри пришлось работать с полной отдачей: конкурсантов оказалось в три раза больше, да и все задания первого, второго и третьего туров нужно было «отрабатывать» на сцене, перед полным залом.

Надо отдать должное участникам — все они проявили огромную волю к победе, преданность своей профессии и психологическую устойчивость. Самым сложным стал первый тур, состоявший из двух заданий — «Визитная карточка» и «Представление опыта работы». Тур этот длился в течение целого рабочего дня!

Победители конкурса «Педагог-психолог России — 2008»: Е.Я. Дивулина, З.Н. Дусеева, Е.В. Ризванова
Победители конкурса
«Педагог-психолог России — 2008»:
Е.Я. Дивулина, З.Н. Дусеева, Е.В. Ризванова

Пожалуй, наиболее заметный качественный прорыв произошел в презентациях: по сравнению с прошлым годом они стали более интересными и разнообразными в подборе изобразительных средств. И, как мне показалось, психологи стали более четко и глубоко оценивать свои профессиональные возможности, свою роль в системе образования. Приятно, что ряд участников (из Дагестана, Мордовии, Якутии) обращались к своим историческим корням, привнося в презентацию элементы национальной культуры. Участники конкурса представляли не только все многообразие направлений деятельности психологов в системе образования (детские сады, школы, ППМС-центры), но и широкую географию нашей страны (от больших городов до маленьких поселков).

Мудрость и опыт одних специалистов соперничали с молодостью и напором других. Поэтому, в отличие от прошлого года, когда мнения членов жюри при выборе победителей были практически единогласными, сейчас принятие общего решения оказалось делом нелегким.

На мой взгляд, каждый из четырех вышедших в финал педагогов-психологов — Е.В.Ризванова, З.Н.Дусеева, Е.Я.Дивулина и Ф.Г.Алиева — был достоин звания победителя. Победу одержала опытный специалист, психолог Елена Викторовна Ризванова из деревни Радужная Ступинского района Московской области.

Председатель оргкомитета Ю.М. Забродин и председатель жюри И.В. Дубровина довольны результатами конкурса
Председатель оргкомитета Ю.М. Забродин
и председатель жюри И.В. Дубровина
довольны результатами конкурса

Примечательно, что в этом году, как и в прошлом, победителем стал педагог-психолог из сельской местности. Есть ли в этом какая-то закономерность? Покажет очередной конкурс. Хотя очевидно, что работа психолога в сельской школе требует большей универсальности, более широкого видения общей ситуации в образовательном учреждении. Так или иначе, нынешний конкурс показал, что сложно и, пожалуй, неправомерно сравнивать работу психолога в школе с работой специалиста ППМС-центра или коррекционного образовательного учреждения. А деятельность психолога в дошкольном учреждении сильно отличается от взаимодействия психолога с подростками. Везде присутствует своя специфика, поэтому более объективным было бы оценивать работу специалистов по номинациям.

Именно по этой причине организаторы и члены жюри решили, что в следующем году, когда участников всероссийского этапа конкурса профессионального мастерства станет еще больше, конкурсная борьба будет проходить среди «товарищей по цеху». А затем уже из них выберут одного победителя. Кроме того, стало понятно, что для объективной оценки уровня подготовки специалиста необходимо наблюдать за его работой не только на сцене, но и в реальных условиях — с детьми.

М.Р. Битянова предложила оригинальную модель работы психолога
М.Р. Битянова предложила
оригинальную модель работы психолога

Скорее всего, основные этапы конкурса профессионального мастерства пройдут предположительно в июне в Москве или на родине победителя, в данном случае — в Подмосковье. А осенью на заключительный этап приедут победители во всех номинациях, которые получат возможность продемонстрировать свои достижения на мастер-классах. Вероятно, это будет не конкурс и не фестиваль, а форум, на котором больше времени можно уделить дискуссиям, обсуждениям, решению общих, наболевших вопросов.

Правда, время для профессиональных обсуждений и дискуссий нашлось и на прошедшем, насыщенном конкурсной борьбой фестивале. Большой интерес участников вызвали семинары В.П.Стаховской «Создание автономного образовательного учреждения на базе ППМС-центра (опыт Калининградской области)», А.Г. Петрынина «Криминальная подростковая субкультура: пути и средства ее преодоления», М.Р. Битяновой «Построение системы психологической работы в школе: основные шаги проектирования».

Участники фестиваля поддерживали конкурсантов, работая вместе с ними
Участники фестиваля
поддерживали конкурсантов,
работая вместе с ними

Но самая острая полемика развернулась на круглом столе «Психологические СМИ в формировании позитивного образа педагога-психолога: опыт газеты «Школьный психолог». Его ведущий И.В.Вачков организовал обсуждение проблем, связанных с негативным отношением к психологам на разных уровнях: государственном, общественном и личностном. В дискуссию включились не только сами специалисты, но и представители Министерства образования и науки РФ (Е.И. Метелькова), ведущие ученые (И.В. Дубровина), руководители региональных и муниципальных психологических служб.

В итоге обсуждения все сошлись на том, что психологам нельзя ждать «милости от природы», надо самим работать над формированием собственного имиджа. Ведь мы сами творим свою историю — историю окончательного становления и развития психологической службы в системе образования. И от нашего профессионализма, творчества и энтузиазма зависит, какой станет наша профессия в будущем.

Ольга РЕШЕТНИКОВА

Статья опубликована при поддержке интернет-сайта "AcoolA". На сайте Вы можете посмотреть объявления в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, такие как детский массаж в СПб. Посмотреть все объявления по запросу "массаж" и полный каталог, а также разместить своё объявление Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://spb.acoola.ru/. "AcoolA" это бесплатная доска объявлений, для удобства сайт разделён на разделы.