Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2009


Тезаурус

О наблюдении за наблюдающим

Перенос и контрперенос в контексте
профессиональной рефлексии

Любые межличностные отношения сопровождаются феноменами переноса и контрпереноса, сочетание которых так же уникально, как и сами взаимодействующие субъекты.

Уже в 1909 году З. Фрейд отмечал, что перенос возникает спонтанно во всех человеческих отношениях подобно тому как это происходит в отношениях пациента и психоаналитика. Причем в психоаналитической работе, консультировании, различных видах психотерапии и арт-терапии этот феномен проявляется наиболее ярко.

По словам К. Юнга, перенос — это альфа и омега терапии.

В определении содержания понятия «перенос» акцентируем бессознательные тенденции, установки, чувства, фантазии, которые возникают в психике субъекта в виде серии ситуаций, отражающих детский опыт в отношениях со значимыми людьми в прошлом, но привнесенный в актуальное межличностное взаимодействие в настоящем времени.

В психотерапевтических отношениях клиент приписывает консультанту (психологу, арт-терапевту) черты, свойственные другим людям в других обстоятельствах и времени.

В случае положительного переноса специалист идеализируется клиентом. «Мы считаем, — пишет Р.Гринсон, — что позитивный перенос существует, когда пациент испытывает по отношению к своему аналитику любое из следующих чувств: любовь, нежность, доверие, влюбленность, симпатию, заботу, преданность, восхищение, увлеченность, страсть, желание, тоску по нему или же почтение» (R. Creenson, 1967, цит. по Р. Чессику).

Отрицательный перенос выражается в искажениях с негативной направленностью, возникает при актуализации испытанных в детстве чувств отвержения и враждебности. По словам Гринсона, «негативный перенос может быть выражен в форме ненависти, гнева, недоверия, отвращения, антипатии, неприязни, негодования, обиды, зависти, нерасположения, презрения, досады и тому подобного».

Перенос — бессознательный процесс. И хотя чувства клиента по отношению к консультанту могут быть вполне сознательными, но сам факт, что они привнесены из других, более ранних отношений, не осознается, подчеркивает Р. Кочюнас.

Таким образом, как пишет Динора Пайнз, находясь в состоянии переноса, мы обращаемся к человеку не как к нему самому, а как к какому-то другому человеку и впоследствии испытываем дискомфорт от того, что реакция этого человека противоречит нашим ожиданиям. Люди склонны превратно воспринимать настоящее, когда они увязли в эпизодах прошлого.

Как известно, осознание — переломный момент на пути к «психологическому исцелению». Причем процесс осознания переноса в равной степени важен для обоих участников психотерапевтического альянса. При этом специалист может приблизиться к пониманию клиента, его прошлого, увидеть, каким образом ранний опыт проецируется на отношения клиента в настоящем, а также построить гипотезу и определить перспективы психологической работы. По существу, это и есть контекст профессиональной рефлексии.

Заметим, что с позиций социальной психологии рефлексия означает не только знание и понимание субъектом самого себя, но и осознание им того, как он оценивается другими индивидами (концепция «отраженного», или «зеркального» Я), способность мысленного восприятия позиции «другого» и его точки зрения на предмет рефлексии.

Следовательно, каждому специалисту (психологу, педагогу, арт-терпевту) необходимо быть готовым к проявлениям мощных чувств, как позитивных, так и негативных, возникающих на иррациональной основе. Подобные проявления, пишет Р. Чессик, могут привести ко многим ошибкам, отступлениям и неудачам в психотерапии, если терапевты не будут их ожидать и не будут работать с ними, либо будут так озабочены своими собственными потребностями и проблемами, что не смогут ясно воспринимать то, что происходит.

Поэтому необходимо рефлексировать проявления переносных реакций, а также, пишет Д. Пайнз, и в клинической практике, и в преподавательской работе внимательно отслеживать эмоциональные и аффективные отношения двух людей, вовлеченных в процесс взаимодействия, «осознавать границу между чувствами и установками наших пациенток и нашими собственными».

Логично предположить, что работа с другими людьми, оказание им психологической помощи, поддержки непременно требует от специалиста понимания самого себя, своего внутреннего мира, собственных мотивов, потребностей, противоречий, осознания зоны эмоциональных проблем и позитивных сторон своей личности. «Если я не слышу, что происходит во мне, не воспринимаю этого из-за моей собственной защитной реакции, не дающей возможности осознать свои чувства, тогда и приходит неудача», — обоснованно утверждал К. Роджерс.

Термин «контрперенос» употребляется для описания почти всех эмоциональных реакций специалиста на личность участника взаимодействия. Причем такие реакции могут быть как помехой, так и источником лучшего понимания другого человека.

Психологическая и педагогическая практика — особая область проявления переноса и контрпереноса. С одной стороны, эти понятия обозначают те осознаваемые и неосознаваемые реакции на личность специалиста, которые возникают в психике клиента. С другой стороны — реакции на личность клиента, возникающие в психике специалиста. Отношения между ними рассматриваются как диалог двух личностей, в котором проявляется все многообразие их человеческих качеств, включая сознательное и бессознательное.

Сказанное определяет специфику рассматриваемых процессов в арт-терапии, а именно:

• перенос проявляется не только в эмоциональных реакциях, особенностях поведения и высказываниях участника арт-терапевтической сессии, но и в создаваемых им образах;

• контрперенос может быть вызван как вербальным взаимодействием участника, так и результатами его творческой деятельности.

При этом арт-терапевт является активным посредником во взаимодействии клиента с изобразительными материалами и продуктами собственного творчества. Перенос и контрперенос могут наблюдаться в трех аспектах: клиент <—> средства и продукты его художественного творчества; клиент <—> арт-терапевт; арт-терапевт <—> продукты (образы) художественного творчества клиента.

Обращаясь к символическим или метафорическим смыслам, содержащимся в собственных произведениях, возможно получить интуитивное откровение, инсайт.

Согласно теории Л.С.Выготского, эмоциональная связь действительности с воображением проявляется двойным образом. Всякое чувство стремится воплотиться в определенные образы, то есть эмоции, и как бы подбирает себе соответствующие впечатления. Однако существует и обратная связь воображения с эмоцией, когда образы воображения порождают чувства.

Известно, что фантазии, изображенные на бумаге, облегчают вербализацию переживаний. В процессе художественной работы снижается защита, которая обычно есть при вербальном, привычном контакте.

С большой долей вероятности можно предположить, что обращение к эмоциональной сфере человека посредством аллегорий и метафор актуализирует присущие личности эмоциональный и поведенческий паттерны. Поэтому полученная художественная продукция представляет значительный интерес не только в аспекте терапии, но и в плане профессиональной рефлексии.

Предметом размышлений для специалиста могут стать такие характеристики и признаки, как композиция, общий колорит рисунка, сравнительная насыщенность в изображении позитивных и негативных эмоций, а также степень преобладания тех или других. В этом же контексте важно оценить работу с позиций трудоемкости процесса рисования. Насколько этот процесс был энергичным, как много сил потрачено на создание задуманного образа? Полностью ли закрашен рисунок, или остались пустые места? Что можно сказать о степени интеграции элементов изображения? Как долго длилась работа над каждым из визуализированных чувств, какие при этом возникали затруднения?

В итоге постепенно приобретается ценный опыт, смелость исследовать и анализировать собственные эмоции, доминирующие чувства. Помощь в их осознании составляет психотерапевтический ресурс арт-терапевтических техник.

Как заметила студентка педагогического факультета УлГПУ, «арт-терапия раздвигает границы обучения. Это увлекательный процесс самопознания и самосовершенствования, создание образа себя».

В настоящее время специалисты придают большое значение исследованию явлений переноса и контрпереноса в обучении. Это связано с тем, что учитель и ученики вступают в достаточно интенсивные эмоциональные взаимоотношения, в которые привносят собственный жизненный опыт, осознаваемые и неосознаваемые чувства, ожидания.

В образовательной практике перенос возникает самопроизвольно как явление, главным образом, бессознательное. Может переживаться как эмоции, побуждения, фантазии, отношения, идеи или же защиты, которые, как правило, неуместны в настоящем, хотя в прошлом представлялись вполне адекватными реакциями.

В зависимости от характера чувств человека (например, нежно-дружеские или злобно-ревнивые) перенос принято рассматривать в характеристиках позитивный — негативный.

Словом, педагог (психолог) привносит в педагогический процесс индивидуальные черты, обусловленные теоретической подготовкой, опытом, а также личностными особенностями. Его индивидуальность во многом определяет конечные результаты работы.

Для людей «помогающих» профессий, связанных с тем или иным позитивным воздействием на личность другого человека (будь то психотерапия или обучение и воспитание детей), личностный рост, как писал К. Роджерс, и развитие рефлексии во многом определяют успешность их профессиональной деятельности.

Людмила ЛЕБЕДЕВА,
доктор педагогических наук,
Российский государственный
социальный университет,
Москва

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Аккуратный переезд». В широкий спектр предложений компании «Аккуратный переезд» входит такая услуга, как грузоперевозки СПб-Москва. Опытные грузчики и водители компании быстро, аккуратно и недорого осуществят транспортировку грузов любых габаритов. Подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами и рассчитать стоимость грузоперевозки можно на официальном сайте компании «Аккуратный переезд», который располагается по адресу http://Akkurat-Pereezd.ru

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Выготский Л.С. Психология искусства / Предисл. А.Н. Леонтьева; ред. В. Иванов]. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Искусство, 1968.

Кочунас Р. Основы психологического консультирования. – М., 1999.

Пайнз Д. Психоаналитический диалог: перенос и контрперенос. – [http://www.psychol-ok.ru/lib/pines/bistg/bistg_03.html]

Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, 1999.

Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Прогресс, Универс, 1994.

Роджерс Н. Путь к целостности: человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств. – Alien Art Studio, 1997. – [http://rogers.hpsy.ru/publication.php].

Чессик Р. Перенос и контрперенос / Журнал практической психологии и психоанализа. – 2006. – № 6.