Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2009


Книжный шкаф

Чего не стоит делать родителям,
но что они все равно делают

М.А. Зажигина
М.: Генезис, 2008

Книги, написанные психологами для родителей, нечасто становятся бестселлерами. Большинство родителей обращаются к ним неохотно, не надеясь (и в этом они совершенно правы) найти в них что-то принципиально новое и интересное, чего не было бы десятки и сотни раз сказано и написано ранее. По этой причине книга М.А. Зажигиной также имеет мало шансов на успех в родительской аудитории. В силу этого рецензию на данную книгу можно было бы озаглавить «Чего не стоит делать психологам, но что они все равно делают». А именно – в тысячный раз повторять истины, давно ставшие тривиальными, и советы, которые являются слишком общими.

Увы, ничего иного не остается специалисту, который набрался смелости консультировать в Интернете. Опираясь на собственный богатый опыт интернет-консультирования, автор вполне отдает себе отчет в том, каковы возможности и ограничения этой процедуры, и недвусмысленно пишет об этом в предисловии.

Ею также формулируется схема разбора той или иной проблемной ситуации, которая может послужить психологам подсказкой, полезной для собственной практики. Поэтому данная книга достойна внимания не только своей целевой аудитории – родителей, но и коллег автора – профессиональных психологов, в чьи обязанности входит помощь родителям в решении проблем их детей. И не беда, что интересы автора сосредоточены на детях младшего возраста (от рождения и лет до шести) и типичных для них проблемах (сна, аппетита, адаптации к детскому саду и т.п.). Предложенный подход вполне может быть опробован и школьным психологом.

Описывая каждую проблему, автор пытается с опорой на известные большинству психологов закономерности и механизмы проанализировать: причины, приводящие к возникновению проблемы; ошибочные действия, совершаемые родителями; неблагоприятные внешние условия, усугубляющие ситуацию; последствия ошибок; способы преодоления возникших проблем; сроки, требующиеся для этого (если их возможно предсказать). Ради оживления текста каждая проблема иллюстрируется почерпнутыми из реального опыта вопросами конкретных родителей и авторскими версиями ответов на них. В этих ответах коллеги автора (как и большинство родителей), повторим, вряд ли найдут какие-то откровения, новые перспективы решения детских проблем.

Но задача книги, похоже, совсем не в этом. Родителям автор прямо указывает: «…Никакой текст не заменит живого общения с психологом по существу проблемы. Консультация специалиста позволяет учесть максимальное количество факторов, влияющих на ситуацию, и вместе с родителями выработать наиболее грамотную стратегию поведения по преодолению возникших трудностей».

Адрес, по которому можно найти такого специалиста, приводится на первой же странице – почти сразу вослед ее фамилии на титульном листе. То есть книга не столько отвечает на вопросы, которые могут возникнуть у родителей, сколько указывает направление поиска таких ответов. Вполне конкретное направление.

Сергей СТЕПАНОВ