Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2009


Игротека

Игра «Бабочка»

Данная игра может применяться в работе со школьниками 8–11-х классов и с членами педагогического коллектива с целью развития способности понимать и принимать особенности другого человека, отличные от собственных.

Основные задачи:обучение навыкам самопознания; предоставление опыта межличностного взаимодействия в необычной ситуации игры; развитие коммуникативных навыков, открытие новых форм сотрудничества друг с другом; формирование умения понимать другого; командообразование.

Необходимые материалы: стулья (по количеству участников); ручка и по 2 листа формата А4 на каждого участника; цветные карандаши, фломастеры; музыка для релаксации.

ХОД ИГРЫ

Приветствие

Ведущий и участники садятся в общий круг. Ведущий приветствует всех участников, представляется сам и знакомится с ними.

Составление правил группы

Под руководством ведущего группа знакомится с правилами сказочной жизни, которые являются примерно такими же, как и правила психотерапевтической группы, а именно: конфиденциальность, доверие, Я-высказывания, возможность сказать «нет», активность и пр.

Разминка

Ведущий предлагает участникам группы продолжить фразу «Если бы я был(а) насекомым, я был(а) бы…» (время на размышление — 2 минуты). Затем по кругу каждый называет то насекомое, которое он представил.

Ведущий. Сейчас возьмите лист бумаги и напишите в столбик 5 характеристик вашего насекомого, ответив на вопрос: «Какой(ая) я?»

Напротив каждой характеристики напишите противоположную ей (антоним). Рядом с каждой характеристикой поставьте «+», если вам нравится эта черта, и «–» , если нет.

Введение в сказку

Ведущий. Сегодня вы познакомитесь со сказкой, которая называется «Бабочка». Вы окажетесь на волшебной поляне и встретитесь там с разными насекомыми. У каждого из них свой характер и образ жизни, свои представления о «правильном» поведении. Но у всех есть что-то общее — то место, где они живут.

Итак, в путь.

Жила-была бабочка. Яркая и легкая.

Каждый день она летала над цветами, кружилась в прозрачном воздухе и радовалась жизни. С наступлением темноты бабочка опускалась на землю, садилась под свою любимую травинку и засыпала. А с восходом солнца она снова пробуждалась к жизни и с радостью порхала в воздухе, перелетая от одного цветка к другому.

Однажды, опустившись на травинку, бабочка услышала:

— Вы только посмотрите на эту беззаботность! Только и знает что порхать! А трудиться кто будет?

Бабочка оглянулась и увидела жука-точильщика, недовольно смотрящего на нее.

— Извините, это вы мне? — учтиво поинтересовалась Бабочка.

— Вам, — буркнул Жук. — Мы тут кору точим в поте лица, а она летает и летает, порхает и порхает. Смотреть невозможно.

И он недовольно зашевелил своими усами.

Анализ характеристик

Ведущий. Посмотрите на те два списка, которые вы составили, отвечая на вопрос «какая(ой) я»?

Первый список — особенности характера, наиболее присущие вам, а второй — те, которые есть как в вас, так и в других людях.

Может быть, сейчас вы их не проявляете в жизни, но очень отчетливо видите в других. И если рядом с какой-то характеристикой вы поставили «–», вполне вероятно, что с людьми, имеющими такие характеристики, вы вступаете в явные конфликты или, не желая обострить отношения, переживаете конфликт внутри себя».

Продолжение сказки

— Полет — моя жизнь, я наслаждаюсь им, — сказала Бабочка. — А еще я переношу на своих лапках пыльцу от одного цветка к другому и помогаю нашей поляне цвести. Хотите, будем вместе ее украшать?

— Я? Переносить пыльцу? Что за вздор! — фыркнул Жук. — Я занят настоящим делом — челюсти развиваю. Посмотрите, какие они у меня сильные — любой прутик перекусить могу.

И точильщик активно задвигал челюстями.

— А зачем перекусывать прутики? — поинтересовалась Бабочка.

— Ну, вообще-то я их не перекусываю, — уточнил Жук. — Я кору ем, потому что очень кушать люблю. А потом толстею и добрею.

— А я красоту люблю, — сказала Бабочка, — вот и помогаю нашей поляне цвести.

Игра «Межгрупповая встреча»

Ведущий. В нашей сказке встретились два разных характера, два разных мира. У каждого свои интересы. А ведь часто так бывает и в жизни.

Сейчас я предлагаю вам разделиться на две группы. В одной будут те из вас, кто в начале занятия сравнил себя с насекомыми, близкими к бабочкам, то есть, бабочки, стрекозы и др. Во второй — жуки, божьи коровки и др.

(Группа делится на две подгруппы.)

Сейчас я предлагаю вам сосредоточиться на особенностях своих насекомых — тех, которые отличают вас от другой подгруппы насекомых, и прошу выполнить следующие задачи:

1. Дать характеристику своим насекомым, отметив, что для них характерно и что вас объединяет.

2. Описать представление о вашей группе, которое, по вашему мнению, сложилось у другой подгруппы.

3. Описать представление, которое, по вашему мнению, сложилось у членов другой подгруппы о самих себе: как они видят свою группу, что думают о себе.

Составьте три различных списка и постарайтесь написать их таким языком, чтобы с вашими записями смогли работать другие. Ровно через 30 минут я передам каждой группе три составленных другой группой списка, и у вас будет возможность познакомиться с точкой зрения ее участников.

В течение 30 минут обе группы работают отдельно, а затем ведущий передает их списки друг другу.

А теперь познакомьтесь с точкой зрения другой группы и постарайтесь понять, в чем ваше представление о ней оказалось не вполне верным. Какая информация оказалась для вас совершенно новой? Как вы можете объяснить обнаруженные несовпадения? В чем ошибались вы сами, а в чем — другие? У вас есть 15 минут.

В заключение ведущий собирает всех для общего обсуждения и предлагает обеим группам обменяться впечатлениями.

Продолжение сказки

Итак, бабочка сказала, что любит красоту и помогает поляне цвести. На что жук ответил:

— Ну, уж не знаю, что там у вас получается, но это вечное порхание туда-сюда — несерьезно, баловство какое-то.

— А давайте полетим вместе, — предложила Бабочка. — В полете и поговорим.

И она закружилась над солнечной поляной.

Жук расправил крылья и взлетел вслед за ней.

Игра «Отражение»

Ведущий предлагает участникам разбиться на пары (желательно, чтобы один был из команды «Бабочки», а второй из команды «Жуки») и встать друг перед другом на расстоянии вытянутой руки. Они протягивают руки на высоте груди, ладони находятся на расстоянии 2–3 см от ладоней партнера. Для этого упражнения важно, чтобы ладони не соприкасались.

Сначала более высокий игрок становится ведущим и начинает медленно двигать обеими руками, при этом руки партнера должны следовать за этими движениями настолько синхронно, как будто они — отражение. На выполнение задания отводится 2 минуты.

Затем ведущим становится второй участник и выполняет то же упражнение, стараясь действовать так, чтобы партнер мог точно следовать за его движениями (2 минуты).

На следующем этапе инициатива в движении рук должна поочередно переходить от одного партнера к другому. В этом раунде особенно полезно установить зрительный контакт и действовать осторожно и медленно. На выполнение задания отводится 2 минуты.

В течение следующих 5 минут игроки обмениваются впечатлениями о совместной работе (обсуждают, насколько успешно им удавалось взаимодействовать).

Игра «Рисунок поляны»

Ведущий. Вот так Жук полетал и, посмотрев на поляну с высоты, с удивлением заметил множество ярких и красивых цветов. Я предлагаю сейчас каждой паре взять один лист бумаги на двоих и молча, не общаясь друг с другом, создать общий рисунок поляны. Вы можете найти на ней место для своего насекомого и изобразить его, а также то, что ваш герой видит на этой поляне.

Ведущий включает спокойную музыку, и участники рисуют свои поляны.

Через 15 минут ведущий выключает музыку.

Я вижу, ваши рисунки готовы. Прошу вас поставить их так, чтобы они были хорошо видны другим. Посмотрите, какие разные у вас поляны.

А сейчас снова вернитесь к своей паре и обсудите друг с другом следующие вопросы:

— Комфортно ли вам было рисовать друг с другом? Почему?

— Есть ли у вашего рисунка общий сюжет?

— Можно ли сказать, что вы нарисовали одну поляну, или при взгляде на рисунок создается впечатление, что это две разные поляны?

— Что вы можете добавить в свой рисунок, чтобы было видно, что у вас одна поляна?

После обсуждения ведущий продолжает сказку.

Окончание сказки

Впервые Жук посмотрел на поляну с высоты и с удивлением заметил множество ярких и нежных цветов.

— Сядем на колокольчик, — предложила Бабочка и изящно устроилась в самом центре цветка.

Жук с восторгом опустился рядом с ней, но тонкий стебелек колокольчика неожиданно наклонился и точильщик с шумом упал на землю.

— Не тот вес, — сказал он и, посмотрев на бабочку, добавил: — Извини, порхающее создание. Я понял — ты создана для своей жизни, так же как я — для своей. Спасибо.

Жук расправил крылья и полетел к знакомому дереву снова точить кусочек коры.

Но с тех пор он все чаще отрывался от своего любимого занятия и смотрел в высокое голубое небо. И кто знает, о чем при этом думал этот сильный и большой Жук?

Игра «Подарок»

Ведущий. Сейчас вы можете сделать друг другу подарки. Каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-нибудь предмет и передает его своему соседу справа (цветок, мороженое, бабочку и т.п.)

Обсуждение игры

Участники занятия обсуждают игру, делятся своими впечатлениями: что особенно понравилось и запомнилось, чего им не хватило. Говорят, какой вывод для себя они сделали.

Завершение занятия.

Ирина СТИШЕНОК,
г. Гомель, Республика Беларусь