Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №6/2009


Книга в газете

Приложение

Учимся говорить правду

Методические рекомендации
к занятиям со школьниками

Наши рекомендации — не инструкция к обязательному исполнению, а лишь подсказка: с чего начать, какую информацию лучше использовать в разговоре с 9–11-летними школьниками. Предлагаемый материал состоит из 12 тематических занятий. Каждое содержит вопросы к детям, информацию для педагога, которую можно использовать, обогащать, изменять. Здесь вы найдете материал, который фрагментарно можно включить в любое занятие по вашему усмотрению, — это игры, сказки для обсуждения, пословицы и поговорки о лжи и правде, творческие задания.

 

ЗАНЯТИЕ 1
Обман в природе и среди людей

Ведущий. На наших занятиях мы будем говорить о правде и о лжи. Мы вместе с вами постараемся понять, где заканчивается правда и начинается ложь, почему растения, животные, люди лгут и кому от этого хорошо, а кому — плохо.

Приблизительно такими словами вы можете начать занятия со школьниками. На первом занятии мы предлагаем установить атмосферу доверия и правды. Не надо требовать обязательных ответов. Может быть, поднятая рука ребенка будет означать «Да».

Прежде чем начать разговор о правде и лжи, обратитесь к чувствам детей, к их личному опыту:

1. Обманывали вас хотя бы раз?

• Если кто-то захочет, может рассказать об этом. Если не будет желающих, расскажите сами историю из своего детства.

2. Что вы почувствовали, когда поняли, что вас обманули?

3. Вас обманывали люди. А кого обманывают животные?

4. Могут ли обманывать животные?

• Хамелеон меняет окраску, чтобы слиться с деревом.

• Маленькие речные черепашки на берегах Нила вылупляются из яиц в одно время с крокодильчиками. Большие крокодилы не могут отличить черепашку от крокодильчика и не едят их, а, наоборот, помогают. Но если черепашки вылупляются раньше или позже крокодильчиков, они рискуют быть съеденными.

• Многие виды жуков, если до них дотронуться, притворяются мертвыми.

5. Можно ли такое поведение животных считать обманом?

• Такие особенности и такое поведение помогает животным выживать в трудных природных условиях. Это — не обман.

6. Где грань между борьбой за выживание и обманом?

• Человек умеет то, чего не умеют животные: думать, смеяться, говорить и… обманывать. Но ложь — это не показатель совершенства человека, а показатель его несовершенства.

7. Почему обманывать плохо? Почему ложь — показатель несовершенства человека?

• Договоритесь с детьми о том, что на занятиях они будут говорить только правду. Можно придумать текст клятвы, который предписывает быть правдивыми на ваших занятиях.

Домашнее задание: понаблюдать, в каких случаях люди лгут, и часто ли они это делают. Постараться удержать себя от лжи.

ЗАНЯТИЕ 2
Правда и ложь в истории человечества

Предложите детям рассказать о своих домашних наблюдениях и о том, какие выводы они сделали:

1. Кто и в каких ситуациях чаще обманывает — дети или взрослые?

2. Что заставляет людей лгать: забота о своем благополучии или мысль о благополучии другого человека?

3. Кого можно считать большим обманщиком: первобытного или современного человека?

• За тысячелетия люди придумали миллионы способов обмана друг друга и дали ему много названий. Обман первобытных людей напоминал обман животных и был связан с выживанием. Первобытные люди прятали от сородичей еду, спасая себя от голода.

4. Почему первобытные люди не могли договориться о справедливом распределении пищи?

5. Кому было сложнее выжить в первобытном обществе: честному или лжецу?

• Вам могло показаться, что лжецу жилось легче. Но если сородичи заставали соплеменника за поеданием припрятанных продуктов, его убивали. Обман осуждается и наказывается в любом обществе.

6. Попросите детей пояснить, почему они выбрали именно этот вариант ответа.

Ведущий. Первая сказка о правде и лжи, дошедшая до нас из глубины веков, называлась «О правде и кривде». Она была написана более трех тысяч лет назад, в эпоху правления египетских фараонов. В этой сказке подлый человек всю жизнь обманывает и обирает своего честного брата. А потом обманщик попадается на свою же удочку. Подросший племянник придумывает огромного несуществующего быка и возвращает награбленное. Справедливость восторжествовала — лгун был наказан.

Домашнее задание: напишите названия сказок, в которых говорится о правде и кривде, о лжи и обмане.

Раздаточный материал к занятию 2

Выбери высказывания, которые объясняют историческое происхождение лжи и с которыми ты полностью согласен. Подчеркни их красным карандашом.

1. Уже в первобытном обществе люди жестоко наказывали лжецов и расценивали ложь как преступление.

2. История лжи и обмана начинается с первобытного строя, и за это время лжецы стали более изобретательными.

3. Первобытные люди совершали обманные действия, потому что у них не была развита речь и они не могли договориться между собой.

4. Совершать обманные действия древних людей заставлял инстинкт выживания. Выжить нужно было любой ценой.

5. Чем развитее человек, тем больше его действия находятся не под влиянием инстинкта, а под влиянием разума.

6. Мой вариант ответа.

ЗАНЯТИЕ 3.
Правда и ложь в истории человечества

Обсуждение домашнего задания

Чем оканчивается большинство сказок, которые вы вспомнили? Победой обманщика или победой честных людей?

• В Лондоне, в Британском музее, хранится египетская «Книга мертвых», написанная около 4000 лет назад. Эта книга — инструкция, как себя вести перед богами, когда окажешься в загробном мире. Вот так должно было начинаться оправдание перед богами:

«Вот я пришел к тебе, владыка правды. Я принес правду. Я отогнал ложь. Я не творил несправедливости относительно людей и не убивал… Я не делал зла… Я не делал того, что для богов мерзость… Я не уменьшал меры зерна, не увеличивал весов гирь, не подделывал стрелки весов… Я чист, я чист, я чист…»

• Самое главное, в чем нужно было оправдываться перед богами, — в том, что ты не лгал, жил честно, не кривил душой. Потому что во всех культурах всех народов во все времена ложь считалась и считается одним из самых страшных грехов.

• Из Библии мы можем узнать, что история человечества тоже началась с обмана, за который люди были наказаны. Бог запретил первым созданным им людям Адаму и Еве есть плоды с яблоневого дерева. Но хитрый змей-искуситель обманул Еву. Женщина попробовала яблоко с запретного дерева и накормила своего мужа Адама. За этот обман Адам и Ева были изгнаны из рая.

• В древней Греции и Риме лжи почти не было. Законы этих древних государств отличались от наших. Каждый человек мог безнаказанно сказать правду другому человеку, даже самому царю. Так, простые горожане неоднократно указывали Цезарю на то, что он вор и пьяница. И за слова расплачивались только словами.

ЗАНЯТИЕ 4.
Правда и ложь народной мудрости

Ведущий. На уроках истории вы знакомились с культурой разных стран. Их населяли люди знатного происхождения и простолюдины. Чем более знатным был человек, тем честнее были его слова и дела. Этих людей так и называли — благородные господа. Хитрость, ложь, плутовство считались уделом простолюдинов, которые испытывали нужду и были вынуждены бороться за свое существование разными способами. В копилке народной мудрости много пословиц и о борьбе правды и кривды. И в некоторых пословицах ложь и хитрость оправдываются.

Попробуйте объяснить, как вы понимаете следующие пословицы:

1. Спорила правда с кривдой, да свидетелей там не было.

2. С правдой жить больно, а с кривдой — тошно.

3. Ложь усыпляет, а правда — отрезвляет.

4. Правда горька, да она лечит, а кривда сладка, да всю жизнь искалечит.

5. Лучше от лжи веселиться, чем от правды удавиться.

6. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

7. Ложь — сразу найдешь, а правду искать — не одну пару лаптей истаскать.

8. Правда с кривдой по одной дороге ходят, а никогда не встречаются.

9. На небе солнце и луна, а на земле — правда да кривда.

ЗАНЯТИЕ 5
Лгать — здоровью вредить

1. Каждый из нас когда-нибудь болел. А как вы думаете, может ли заболеть человек от того, что ему приходится лгать?

2. Кому-то из вас было нехорошо от того, что пришлось обманывать?

• Ученые, медики и психологи говорят нам, что человек, который лжет, рискует здоровьем. У него поднимается кровяное давление, учащается дыхание, сердцебиение. Лгун испытывает стресс, а это плохо сказывается на всем организме человека.

3. А знакомо ли вам состояние облегчения, когда вы признавались кому-то, сказав правду? Сейчас вы сможете это проверить. Я раздам вам страницы правды (см. раздаточный материал к занятию).

Признайтесь себе, в чем вы обманывали других или самого себя. Прислушайтесь к себе, почувствуйте, как изменится ваше состояние и настроение после признаня.

4. Психологи называют несколько причин лживого поведения. Сейчас я зачитаю их, а вы подумайте, случалось ли вам обманывать по названной причине.

• Для того, чтобы избежать наказания

• Потому что у людей такая вредная привычка

• Потому что родились лгунами

• Потому что хотят получить выгоду

• Потому что считают других глупее себя

• Ложь как средство достижения выгоды

• Хотят сэкономить время на ненужных объяснениях

• Потому что боятся, что о них плохо подумают

• Потому что говорят не то, что думают, а то, что от них хотят услышать

• Хотят казаться лучше, чем они есть на самом деле

• От бессилия изменить что-то в своей жизни

5. У этих причин есть одно общее свойство. Вы можете сказать, что общего у всех этих причин?

• Да, в основе всех причин лежит несовершенство человека: страх, лень, недоверие или неуважение к людям. Чем совершеннее человек, тем меньше у него необходимости лгать.

Раздаточный материал к занятию 5

Я лгал ___________________________________________

Потому что _______________________________________

Я понял, что ложь _________________________________

Я постараюсь _____________________________________

 

ЗАНЯТИЕ 6
Различаем разновидности обмана

Сказка из индийской книги мудрости «Панчатантра»

 

Шакал с отощавшим от голода загривком забрел на поле, где некогда происходила битва. Вдруг ветер донес до него странный устрашающий звук. Шакал сильно встревожился: «Плохи мои дела — пропал я. Но все же пойду посмотрю, что там такое».

Там, откуда доносился устрашающий звук, он увидел барабан. Подивившись, постучал по нему и обрадовался: «Ишь ты, какой тугой! Должно быть, набит мясом и жиром».

И шакал принялся так усердно раздирать кожу на барабане, что сломал себе клык. Каково же было его удивление, когда внутри он не обнаружил ничего съедобного. «Обманули! Ограбили!» — закричал рассвирепевший шакал.

 

1. Сказка — ложь, да в ней намек… Как тебе кажется, на что намекает эта сказка?

Если есть затруднения, предложите детям выбрать подходящий вариант ответа, обосновав его.

• Иногда мы видим обман там, где его нет.

• Надо быть осторожным с незнакомыми, новыми вещами.

• Часто мы сами себя обманываем.

• Нам хочется верить в то, чего на самом деле нет.

• Когда ты голоден, тебе везде мерещится еда.

2. Обман может быть разным: можно обманывать других, а можно себя. В раздаточном материале к заданию закройте правую графу тетрадным листком и по очереди прочтите предложения. Что вы представляете, когда слышите эти строки?

3. Прочтите «2-ю часть правды». Меняется ли теперь ваше восприятие услышанной раньше фразы?

• Когда мы не говорим всей правды — это тоже обман.

4. Вы можете привести пример, когда вам не сказали всей правды и у вас было ощущение, что вас обманули?

5. Сделайте вывод из сегодняшнего занятия: ложь имеет разные формы; важно быть честным не только с другими, но и с самим собой; утаить часть правды — тоже обман.

Ведущий. У лжи много лиц, она великая притворщица и может выглядеть как лесть, хитрость или недосказанность. Прочти перечень разновидностей лжи. Отметь слова, значения которых ты не знаешь.

афера недосказанность
вероломство нечестность
искажение действительности сокрытие информации
интриги обман
иллюзии преувеличение
заблуждение провокация
козни предательство
коварство притворство
кривда полуправда
лесть неправда
лицемерие самообман
лукавство хитрость
необъективность фальшь
неискренность  

Домашнее задание: поговорите с родителями о тех словах, значения которых вы не понимаете. Попробуйте написать сказку о том, как пытались подружиться ложь и правда и что из этого получилось.

Раздаточный материал к занятию 6

Просмотрите только левую графу предложенной ниже таблицы, а правую закройте тетрадным листом.

1-я часть правды 2-я часть правды
Я каждое утро делаю зарядку В течение 1 минуты
Мне сегодня предложили дружбу сразу два мальчика Один — это мой брат, а второй — его 4-летний друг
Спорт — это моя истинная страсть Я чувствую себя счастливым, только когда болею за нашу школьную баскетбольную команду
До шести лет моими любимыми игрушками были деньги и бриллианты мамы Так я называла перламутровые пуговицы, срезанные с ее старого костюма
Мама второе лето подряд отправляет меня за границу, и со мной случается одна и та же история Я туда не попадаю

ЗАНЯТИЕ 7. Разновидности лжи

Ведущий. Сегодня мы познакомимся с ложью, которую многие считают невинной, а также узнаем, какая ложь считается очень опасной. Невинная ложь — это хитрость. Психологи делят людей на умных и хитрых. «У лжи постоянная спутница — хитрость»,– сказал философ Джон Локк.

1. Вспомните хитрых животных из русских народных сказок. Эти герои кажутся тебе умными или хитрыми?

• К приемам хитреца можно отнести лесть и плутовство. Многие философы, писатели сходятся на том, что хитрость — это качество людей с невысоким уровнем развития. Хитрость — от слабости, от страха, от желания что-то получить бесплатно. Может быть, поэтому в народных сказках хитрыми чаще всего бывают животные, маленькие дети, старики. А молодые, сильные герои за правду сражаются, стоят горой и никогда не хитрят. Попробуйте вспомнить хитрость сказочного героя.

• Самая опасная ложь — полуправда. В этой лжи есть немного правды, и ей все начинают верить. А заодно верят и той большой лжи, которую нагромождают рядом с правдой. Например, девочки узнали, что их подруга ходила к директору школы, но не знали — зачем. На следующий день в школе распространилась «правдивая» ложь: Света ябеда, она ходила к директору жаловаться.

2. Приведите пример такой «правдивой лжи» из истории или собственной жизни.

ЗАНЯТИЕ 8. Как распознать лжеца

Ведущий. Распознать лжеца можно по трем вещам: жестам, выражению лица (мимике) и особенностям речи. Жесты и мимика человека — это язык, который очень точно говорит нам о желаниях и намерениях человека. Если вы знаете значение жестов, то вы с уверенностью сможете сказать, когда человек лжет, а когда говорит правду.

С начала наших занятий вы много наблюдали за людьми, сталкивались с обманом. Как вы считаете, можно ли понять, что человек лжет? По каким признакам это можно определить?

• Нервозность. Человек совершает лишние движения, суетится без причины

• Особенности взгляда: ускользающий взор, не смотрит в глаза.

• Очень пристальный, немигающий взгляд, изучающий твою реакцию на его слова

• Жест, прикрывающий рот рукой, как будто не хочет, чтобы лживые слова вылетели из его рта.

• Неточность, путаность речи.

• Многословие, отсутствие четких формулировок, Говорит много и ни о чем, не отвечает на вопрос конкретно. «У правды один ответ: либо да, либо нет».

• Многократное повторение одной и той же мысли.

• Излишняя эмоциональность, когда человек кричит, нервничает.

ЗАНЯТИЕ 9. Кому мы чаще всего лжем

Ведущий. Сегодня мы сделаем вывод, кому мы чаще всего лжем.

Игра 1

Предложите детям ответить на вопрос, подняв руку вместо ответа «Да».

После каждого вопроса посчитайте общее количество ответов «Да». Вопросы построены в виде утверждения, от первого лица. Это снижает вероятность правдивого ответа.

1. Я обманываю своих родителей.

2. Ежедневно я обманываю учителей.

3. Я обманываю друзей.

4. По телефону я лгу практически каждый день.

5. При знакомстве с новыми людьми я всегда им лгу.

6. Я лгу своим одноклассникам.

7. Считаете ли вы себя лжецом?

Ведущий. А сейчас мы поиграем в похожую игру, но по-другому и с другими вопросами.

Игра 2

Предложите всей группе собраться в одном конце класса. Раздайте каждому ребенку по 7 одинаковых предметов (счетные палочки, фишки и пр.) Предложите вместо утвердительного ответа класть предмет в коробку.

Каждый ребенок по очереди проходит мимо коробки и опускает туда руку независимо от того, оставит он там фишку или нет. Так сохраняется конфиденциальность. По окончании игры посчитайте количество предметов в каждой коробке.

Из практики можно сказать, что почти всегда количество предметов в коробках значительно превышает количество ответов «да» в первом варианте игры.

Вопросы к детям

• Приятно, когда новые знакомые считают меня отличником или восхищаются моими способностями, которые я немного преувеличиваю.

• Чтобы избежать наказания за плохую оценку, я лгал родителям.

• Чтобы не травмировать подругу: узнает правду, обидится, разволнуется, начнет подозревать, ревновать — я лучше солгу.

• Учителям я не лгу, но могу ввести в заблуждение об уровне своих знаний или о причине невыученных уроков.

• Когда разговариваю по телефону, могу сказать неправду, чтобы отстали: все равно не видят, чем я занимаюсь.

• Я люблю радовать людей и преувеличиваю свои заслуги в школе или в спорте, чтобы все порадовались, а меня похвалили.

• Я не лгал, но не совсем искренне отвечал на только что заданные вопросы.

Ведущий. Вопросы в первой и второй игре были одинаковыми по смыслу, но разными по форме. И посмотрите, какими разными были ваши ответы. В первой игре большинство заявили, что они всегда честные, а во второй игре большинство признались, что обманывают других людей. Что получается, что вы все — лжецы? Почему вопросы одинаковые, а ваши ответы — разные?

• Вопросы во второй игре содержали оправдание вашей лжи. Легче признаться во лжи, когда есть оправдание. Человек так устроен, что всегда ищет и находит себе оправдание. Это неплохо. Таким образом мы защищаемся. От чего? (От своей совести.)

• Труднее говорить правду при всех. Какие качества нужны, чтобы признаться, сказать правду?

Ведущий. Какой вывод мы сделаем: кого люди обманывают чаще всего? Чаще всего люди обманывают себя. Преувеличивают или недооценивают себя и свои способности. В Японии школьников учат точно оценивать свои силы. В этой развитой стране действует очень интересная методика. Ученик заранее говорит, на какую отметку он выполнит задание, например — подготовит доклад. Если ученик заявил, что выполнит на «5», а выполнил на «4», то он получает «2», потому что не умеет рассчитать свои силы. Но ему ставят «2» и тогда, когда он обязался получить «4», а выполнил задание на «5». Так японские школьники учатся быть правдивыми, нести ответственность за свои слова и взятые обязательства.

Домашнее задание: подумайте, что вы можете сделать, чтобы меньше обманывать самих себя? Какие качества нужно развивать, чтобы стать честнее?

ЗАНЯТИЕ 10
Как противостоять обману

1. Что вы можете сделать, чтобы избежать самообмана?

Ниже приводятся ответы детей: «Не давать поспешных обещаний»; «Не бояться наказания»; «Сразу не соглашаться, если тебе не нравится, чтобы потом не увиливать и не лгать»; «Изучать себя, чтобы знать, где ты обычно «прокалываешься»; «Изучать других, потому что не со всеми обманываешься, а только с некоторыми»; «Не думать о том, как ты выглядишь, потому что тогда обязательно обманешься»; «Быть уверенным»; «Думать хорошо о других людях»; «Работать над собой, стараться не хвастаться, не злиться и т.д.»; «Учиться и больше читать — тогда тебя не обманут».

2. Человек может обманываться сам, но его могут обманывать и другие люди. Некоторых обмануть легко, а некоторых сложно. Почему?

3. Информация о том, когда и какого человека легко обмануть. Предложите детям «примерить» к себе все утверждения и сделать вывод, легко ли обмануть каждого из них и почему.

• Когда у тебя нет нужной информации, ты чего-то не знаешь.

• Если ты неуверен в себе. Если ты сомневаешься в своих знаниях, если ты себе не нравишься.

• Если у тебя есть проблемы, которые кажутся тебе очень серьезными, тогда любой может обмануть тебя, пообещав их решить. «Голодную собаку легче заманить в капкан» — гласит народная мудрость.

• Тебя легко обмануть, если ты слишком эмоциональный. Чем ты эмоциональнее, тем меньше рассуждаешь и анализируешь.

• Если ты чего-то боишься. Страх делает нас слабее.

• Легко обмануть верящих в чудо мгновенного богатства, выздоровления, обучения.

4. Легко ли вас обмануть? Почему вы так думаете? Что вы можете сделать, чтобы противостоять обману?

ЗАНЯТИЕ 11
Как защититься от обмана

Есть самый простой и верный способ защититься от обмана — быть честным самому. Но есть и другие способы. Прочтите их и отметьте те, которые помогали вам увидеть чей-то обман.

Раздаточный материал к занятию 11

1. Я замечал, что глаза у человека бегали, он как будто хотел спрятать от меня глаза.

2. Человек повторял одну и ту же мысль несколько раз. Восточная пословица гласит: «Ты сказал мне в первый раз, и я поверил. Ты повторил — и я усомнился. Ты сказал в третий раз — и я понял, что ты лжешь».

3. Когда человек себя расхваливает, говорит о своих высоких целях, о том, какой он правильный, добрый, умный.

4. Когда собеседник не отвечал на мой вопрос прямо, уходил от ответа, начинал юлить.

5. Когда человек сказал вам, что вчера был занят, а через минуту случайно обмолвился, что не знал, чем заняться.

6. Когда я замечал, что человек краснеет.

ЗАНЯТИЕ 12
Что делать, если тебе лгут

1. Постарайся понять, почему человек это делает. Для того чтобы казаться лучше, избежать наказания или для того чтобы кому-то стало плохо?

2. Один человек может тебе солгать, сказав: «Сегодня я отжался сорок раз». Такая ложь не стоит того, чтобы на нее реагировать. Ты можешь пропустить мимо ушей придуманные истории или преувеличения.

3. Но есть ситуации, когда нужно показать, что ты понял, что человек лжет, что это неправда. Нужно уличать обманщика во лжи, когда ложь может обидеть кого-то, например когда в школе начинают сочинять лживые истории о ком-то, обманывая при этом класс, или рассказывают неправду, чтобы выманить деньги или заставить других сделать что-нибудь плохое.

4. Если чья-то ложь становится очень опасной, ты должен сказать об этом взрослому, которому доверяешь. 

5. Если человек часто лжет и не хочет измениться, старайся общаться с ним меньше. Но не прячься и не молчи, а мягко объясни, что ты ценишь честные отношения и не приемлешь ложь. Самое главное — быть умным и смелым.

6. Если ты сомневаешься в том, как поступить, посоветуйся с взрослым, которому доверяешь.

Задания, которые могут войти блоком
в любое из рекомендованных занятий

1. Создать «Амулет правды», который поможет уберечь от лжи.

2. Игра «Верю — не верю».

3. Игра на наблюдательность «Узнай лжеца по жестам».

4. Завести «Маленькую книгу Большой Правды» для записи личных побед Правды над ложью.

5. Сформулировать «Советы обманщикам» (см. ниже).

Советы обманщикам

Вот такие пожелания давали вруну в стародавние времена:

1. Пошли тебе бог добрую память.

2. Плети плетень — нынче твой день!

3. Мели, Емеля, — твоя неделя!

4. Смотри, язык проглотишь от вранья!

5. Наплюй сам себе на губу!

6. Ну ты и силен врать! Тебя в два обхвата не обнять!

7. Ври, ври, да не завирайся!

8. Врешь и глазом не моргнешь!

9. Прикуси язычок!

10. Слушать тебя можно, а верить нельзя!

11. Вот тебе грош за красную ложь!

12. Красиво лжешь — за мной грош!

Какие советы можно дать современным лжецам?