Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2009


Мэтры

 

Карл Густав ЮНГ
(1875–1961)

Карл Густав Юнг, основоположник аналитической психологии — одного из крупнейших направлений психологической науки XX столетия, родился 26 июля 1875 года в Кессвиле (Швейцария), в семье пастора реформистской церкви. Согласно семейной легенде, о которой часто рассказывал сам Юнг, его дед по линии отца был внебрачным сыном Иоганна Вольфганга Гёте (этим обстоятельством ученый объяснял свой интерес к «Фаусту»).

Несмотря на то что в школьные годы Юнг считался посредственным учеником, его интересы были разносторонними. «С одной стороны, меня очень привлекала наука с ее истинами, основанными на фактах; с другой же стороны, я был увлечен всем, что имело отношение к сравнительной истории религий. Из естественных наук я интересовался главным образом зоологией, палеонтологией и геологией, тогда как из гуманитарных — греко-римской, египетской и доисторической археологией… В науке меня притягивали факты и исторический фон, а в сравнительной истории религий — духовные проблемы, в том числе философские».

Интерес к религии впоследствии отразился во многих трудах, а знаменитая теория психологических типов была сформулирована на основе философских идей Фридриха Шиллера.

Становление ученого

Если верить «авторизованной биографии» Юнга («Воспоминания, сны, размышления». 1957–1959), круг его чтения действительно был обширным: от философов античности и Средневековья до классиков немецкой философии. По словам Юнга, «из философов девятнадцатого века Гегель оттолкнул меня своим языком — столь высокомерным, сколь и вымученным; я отнесся к нему с откровенным недоверием. Он производил впечатление человека, запертого в здании собственных словес и напыщенно жестикулирующего в этой тюрьме. Зато Шопенгауэр стал моим великим открытием. Он первым заговорил о страданиях окружающего нас назойливого мира видимостей». И добавлял при этом: «Я безоговорочно принял нарисованную Шопенгауэром мрачную картину мира, но не его решения».

В поиске «решений» он обратился к работам Канта. Другим фактором стали знания, приобретенные на медицинском факультете Базельского университета, где Юнг учился с 1895 по 1900 год.

Научную карьеру он начал в 1900 году в клинике Бурггельцли (Цюрих), которую возглавлял профессор Эйген Блейлер — последователь психоаналитической теории Зигмунда Фрейда, ставший одним из основоположников психиатрии.

17 июня 1902 года Юнг защитил докторскую диссертацию «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов». Затем полгода стажировался в Париже у известного психиатра Пьера Жане. До переезда в Кюснахт (1909) ученый совмещал врачебную практику с преподавательской деятельностью в Цюрихском университете. Он был первым президентом Международной психоаналитической ассоциации.

От сотрудничества к конфликту

Интерес Юнга к психоанализу сформировался в начале XX века. В 1906 году он опубликовал в «Мюнхенском медицинском еженедельнике» статью в защиту фрейдовской теории неврозов. Как он писал в автобиографии, «в ответ на эту статью два немецких профессора направили мне письмо с предостережением, что, если я буду продолжать держаться фрейдовских взглядов, моя научная карьера окажется под угрозой. Я ответил: «Если то, что говорит Фрейд, — правда, я остаюсь с ним. Меня не интересует карьера, если она должна быть построена на необходимости урезывать исследования и скрывать правду».

Этот принцип станет научным кредо ученого, которое в конечном счете определит его отход от фрейдовской теории, когда ее содержание перестанет соответствовать наблюдаемым феноменам.

В том же 1906 году началась переписка Юнга с Фрейдом. Первая встреча «отца-основателя» психоанализа с будущим «отцом-основателем» аналитической психологии состоялась в феврале 1907 года в Вене. Юнг вспоминал: «Мы встретились в час дня и почти без перерыва проговорили тринадцать часов. Фрейд был первым по-настоящему значительным человеком на моем жизненном пути; никто из тех, с кем мне к тому времени доводилось общаться, не шел с ним ни в какое сравнение. В его поведении и взглядах не было совершенно ничего тривиального. Мне он показался необыкновенно умным, тонким, проницательным, одним словом — совершенно замечательным человеком. И все же мое первое впечатление о нем было в какой-то степени смешанным: чего-то в нем я так и не смог понять».

Теория Фрейда произвела на Юнга большое впечатление, однако не рассеяла всех его колебаний и сомнений. «Несколько раз я пытался было высказать их, — продолжает Юнг, — но он неизменно относил мою неуверенность на счет недостатка у меня необходимого опыта». Лишь полвека спустя Юнг признал правоту своего оппонента: «Вообще говоря, Фрейд был прав; в то время я действительно не обладал достаточным опытом для обоснования своих возражений».

Первое время их научное сотрудничество было стабильным — Фрейд, по словам Юнга, даже видел в нем своего идейного преемника. В 1909 году они предприняли совместную командировку в США (их спутником был один из учеников Фрейда — Шандор Ференци), однако уже через год возникли разногласия из-за различных подходов к психоанализу, переросшие в открытый конфликт после выхода в свет книги Юнга «Метаморфозы и символы либидо» (1912).

Юнг разработал концепцию «аналитической психологии» (первые «Избранные работы» в этой области были опубликованы в 1916 году), где один из ключевых концептов теории Фрейда — личное бессознательное — рассматривался как часть коллективного бессознательного, сформированного из архетипов — парадигм универсальных психических процессов (Эго, Персона, Тень, Анима, Самость и др.).

В отличие от Фрейда, Юнг отказался от противопоставления сознательного бессознательному, предложив своеобразную «концепцию диалога» между автономными комплексами, сосуществующими в психике человека и способствующими его самореализации как личности (индивидуация).

Патриарх аналитической психологии

После конфликта с Фрейдом Юнг ушел из Цюрихского университета и оставил пост президента Международной психоаналитической ассоциации. Несмотря на кризис (который сам ученый охарактеризовал как «внутреннюю дезориентацию»), он, опираясь на метод интроспекции, продолжил исследования бессознательного, позднее обобщив накопленный материал в многочисленных работах.

Юнг много путешествовал по Северной Америке, Африке, Азии. Только в 1933 году он вернулся к преподавательской деятельности в ранге профессора, а через год — к научной работе на международном уровне (в качестве основателя и президента Международного общества врачей-психотерапевтов). В течение года Юнг возглавлял кафедру медицинской психологии в Базельском университете, но вынужден был отказаться от нее после инфаркта.

Научные заслуги Юнга получили широкое международное признание: еще во время своей первой поездки в Америку он был избран почетным доктором университета Кларка в Массачусетсе. В 1930–1940-е годы Юнг стал почетным членом Королевского медицинского общества в Лондоне, почетным доктором Гарвардского (США), Оксфордского (Великобритания), Женевского (Швейцария), а также ряда индийских университетов. Вершиной академической карьеры ученого стало его избрание почетным членом Швейцарской академии наук в 1943 году.

Пять лет спустя в Цюрихе был открыт первый научный центр аналитической психологии. Вокруг Юнга сформировалась научная школа, которую сегодня называют классической школой аналитической психологии. Его научное наследие составили более полутора сотен работ (в том числе пять десятков монографий), оказавших огромное влияние на различные отрасли гуманитарного знания; последняя из них — «Подходы к бессознательному» — была завершена за десять дней до смерти, последовавшей 6 июня 1961 года.

Психологические типы и исторические экскурсы

В заключение познакомим читателя с некоторыми положениями наиболее известной работы Карла Густава Юнга — «Психологические типы», написанной в 1915–1920 годах.

По словам автора, «стимулом для ее написания стала потребность определить, чем отличается мое научное мировоззрение от фрейдовского или адлеровского. Пытаясь решить эту задачу, я столкнулся с проблемой классификации типов: ведь именно психологический тип человека изначально определяет и ограничивает его суждения. Таким образом, моя книга стала попыткой понять отношение личности к миру, другим людям и предметам. В ней рассматриваются разные аспекты сознания и его различные установки по отношению к миру; она представляет собой психологию сознания, описанную, так сказать, с клинической точки зрения». Новый ракурс исследования позволил ученому предложить структурно дифференцированное решение этой проблемы.

«Человеческая жизнь устроена так, что судьба одного человека более обусловлена объектами его интереса, тогда как судьба другого обусловлена его собственной внутренней жизнью, его собственным субъектом. И так как все мы в известной степени близки к тому или иному типу, то, естественно, всегда склонны осознавать все с точки зрения собственного типа».

Юнг описал экстравертную (направленную на внешний мир) и интровертную (направленную на внутренний мир) психологические установки, оговорившись, что «в каждом человеке действуют оба механизма, экстраверсии и интроверсии, и лишь относительный перевес того и другого определяет тип». Последний, в свою очередь, формирует мышление. «Можно было бы сказать, — резюмирует ученый, — что у интровертного человека мышление рациональное, тогда как у интроверта оно запрограммированое».

Однако «с одной лишь из этих двух установок невозможно дойти до какой-либо удовлетворительной объединяющей формулы. А между тем человек так создан, что не может пребывать в состоянии такой двойственности, даже если бы дух его это мог, и все потому, что такая двойственность касается не только отвлеченной философии, но и повседневной проблемы отношений человека к самому себе и миру». По мнению Юнга, дилемма разрешается тогда, когда каждый тип компенсируется за счет фантазии, ибо «фантазия была во все времена и постоянно пребывает тем мостиком, который соединяет несовместимые требования объекта и субъекта, экстраверсии и интроверсии».

Сначала Юнг предполагал ограничиться общей типологией, но позднее выделил четыре функции — мышление, чувство, ощущение, интуицию, одна из которых становилась ключевым фактором формирования личности того или иного типа, в то время как остальные приобретали подчиненный характер.

Таким образом, классификация, предложенная Юнгом, фактически состояла из восьми психологических типов, выделенных по функциональному признаку.

В качестве иллюстрации к этой концепции он привлек колоссальный материал по истории философской мысли разных эпох: объектом анализа были труды христианских философов II века — Тертуллиана и Оригена; средневековых теологов Радберта и Иоанна Скота Эриугены, Пьера Абеляра и Фомы Аквинского; основоположников Реформации — Мартина Лютера и Ульриха Цвингли и т.д. Причем Юнг не только выявлял вклад того или иного мыслителя в проблему «психологической типологии», но и пытался соотнести его самого с определенным функциональным типом. Эти историографические экскурсы явились свидетельством не только фундаментальности труда, но и масштабной эрудиции Юнга, заняв три четверти его объема.

По существу, эта книга (как и многие другие, написанные ученым) выходит за рамки психологии, приобретая универсальное культурологическое значение как своеобразная история ментальностей — история противостояния индивидуального и коллективного начал в разных традициях и культурах.

Дмитрий БОРОВКОВ