Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2009


Репортаж

ШЕСТНАДЦАТОЕ ПЛАВАНИЕ

Уже в 16-й раз в апреле в Москве происходило событие, имеющее значение для огромного числа школьников всей страны, — Всероссийские юношеские чтения имени В.И. Вернадского. На первый взгляд событие не имеет прямого отношения к деятельности школьного психолога, ведь на этих чтениях представляют результаты своих исследований учащиеся. Однако не стоит спешить с выводами. Педагогам-психологам, на мой взгляд, есть смысл знать о существовании такого мероприятия и проводимом конкурсе. Во-первых, вы можете стать руководителями детских работ, во-вторых, основными организаторами конкурса являются психологи, а значит, и все мероприятие оказывается содержательно психологическим.

Первый день научного взаимодействия начался с торжественного открытия в Большом концертном зале Московского городского дворца детского (юношеского) творчества. Заполненный до отказа зал вместил огромное количество зрителей: участников — юных исследователей со всей страны, их руководителей, экспертов, почетных гостей и журналистов. Открытие началось с приветственных слов директора Дворца Д.Л.Монахова. Впервые за свою шестнадцатилетнюю историю, подчеркнул он, Чтения открываются в этом здании, что не просто придает событию особую торжественность, но и подчеркивает особый статус мероприятия, вырастающего до многотысячной аудитории.

В президиуме — известные и авторитетные люди: президент Фонда им. В.И.Вернадского К.А.Степанов; заместитель председателя Комиссии по разработке научного наследия академика В.И.Вернадского при Президиуме РАН Ф.Т.Яншина; старший научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И.Вавилова РАН, биограф В.И. Вернадского Г.П.Аксенов; почетный академик РАО, председатель Московского психологического общества Д.Б.Богоявленская; начальник отдела воспитания и дополнительного образования детей Федерального агентства по образованию И.В.Калиш; председатель оргкомитета Конкурса А.В.Леонтович.

Свои выступления члены президиума начинали со слов: «Уважаемые коллеги!» — что являлось не просто формой приветствия, а проявлением уважения и признания заслуг юных ученых, которые уже со школьной скамьи проявляют интерес к науке и делают первые шаги на этом поприще.

Каждый из почетных гостей коснулся какой-то важной темы: Диана Борисовна Богоявленская отметила, что одними из главных черт экспериментатора являются отсутствие страха и своеобразная научная дерзость; Кирилл Александрович Степанов обратился к идее преемственности в научном творчестве. Геннадий Петрович Аксенов в контексте чтений имени величайшего ученого современности говорил о возрастании значения вклада В.И. Вернадского в науку и осознания человечеством масштаба личности ученого. Ирина Викторовна Калиш начала свое выступление со слов благопожелания «кораблю под названием «Чтения имени Вернадского», отправляющегося в шестнадцатое плавание».

Исследовательские работы конкурсантов были представлены на стендах в фойе дворца. Только секций конкурса — двадцать пять, но меня, конечно, больше всего заинтересовали работы направления «Человек в современном мире» (руководитель — кандидат психологических наук А.С.Обухов). Именно на этой секции были представлены исследовательские работы психологического содержания. Ну как было не обратить внимание на такие, например, названия работ: «Смайл как способ передачи человеческой эмоции» (В.Емельянов из Олекминска) или «Проявление дежавю у подростков» (К. Шишкова и С. Степанова из Москвы)? Впрочем, не меньший интерес вызвали и такие исследования, названия которых вполне могли бы стать названиями кандидатских диссертаций: «Изучение эмоционального восприятия старшеклассниками самих себя и своего ближайшего окружения на основе метода семантического дифференциала» (А.Чурсина, Москва), «Взаимосвязь между копинг-стратегиями и тревожностью старших подростков» (А. Ахмадеев, Набережные Челны), «Изучение поведения подростков разных национальностей в ситуации межличностного конфликта» (А.Колокольников, Волгоград).

Работа стендовой сессии длилась несколько часов. К каждому стенду эксперты подходили по несколько раз, никто не остался без внимания. После завершения работы стендовой сессии руководители секций приступили к анализу результатов, чтобы решить, кто из ребят будет допущен на второй тур для выступления с устным докладом. На пленарные заседания были вынесены доклады, которые, по мнению руководителей секций и экспертов, заслуживали дополнительного обсуждения.

Второй день чтений начался с лекции академика РАН, доктора филологических наук, заведующего сектором теоретической семантики Института русского языка им. М.В.Виноградова Юрия Деренковича Апресяна. «Русский язык: лексическая семантика» — эта лекция привлекла внимание не только лингвистов, но и всех интересующихся особенностями русского языка.

Занятия по секциям — всегда волнующее событие для любого участника конкурса. Сосредоточенность, умение четко излагать свою позицию и отстаивать собственное видение проблемы — все это оценивалось не только специализированной комиссией, но и другими участниками.

Рабочий день был завершен конкурсом самодеятельности, на котором участники смогли продемонстрировать свои танцевальные и певческие таланты. Каждый номер подтверждал давно известную истину: «Талантливый человек талантлив во всем». Отрадно осознавать, что Конкурс им. В.И.Вернадского привлекает внимание интересных, разносторонне развитых юношей и девушек.

Третий день чтений, как правило, заполнен научными встречами и методическими семинарами. Научный лекторий был посвящен «главному событию жизни ученого» — открытию. Чтобы открытие «случилось», нужны: научная вера, понимание себя и осознание своего места в этом мире и умение получать радость от процесса познания. Лекцию читал кандидат географических наук, старший научный сотрудник отдела истории наук о Земле Института истории естествознания и техники им. С.И.Вавилова Геннадий Петрович Аксенов. В тот же день проходила олимпиада «Экоэрудит», учрежденная Фондом им. В.И.Вернадского.

Для гостей Москвы были организованы экскурсии в музеи столицы.

Работа же экспертной комиссии закончилась только к вечеру: требовалось проанализировать результаты стендовой сессии и пленарных заседаний.

Утром четвертого дня чтений состоялось торжественное завершение конкурса. Без сомнения, это был один из самых волнующих дней: все ждали результатов, хотели побыстрее узнать, кто же стал лауреатом. По традиции день открылся научным лекторием. В Доме научно-технического творчества молодежи перед аудиторией выступал выдающийся океанолог доктор геолого-минералогических наук, заведующий отделом физико-геологических исследований Института океанологии им. П.П.Ширшова Александр Петрович Лисицын.

По окончании лекции началась церемония торжественного закрытия чтений. Со сцены были произнесены слова благодарности участникам и их руководителям. Представители оргкомитета, поддерживающих организаций (Фонд им. В.И.Вернадского, Экоцентр «Заповедники», журналы «Наука и жизнь» и «Техника — молодежи») снова и снова возвращались к главной теме: участие в таком масштабном конкурсе дает возможность не только приобщиться к научному дискурсу, но и войти в круг по-настоящему любящих науку людей. Затем по секциям прошло награждение лауреатов. Участники и гости чтений отправились в родные города и поселки.

В следующем году юные исследователи опять соберутся в Москве на Чтения имени В.И.Вернадского, чтобы представить свои новые работы. Может быть, среди них будут и ваши подопечные, которые под вашим руководством проведут психологические исследования и благодаря этому познакомятся с удивительной наукой психологией?

Если вы хотите получить дополнительную информацию об условиях конкурса, заходите на сайт: www.vernadsky.info

Игорь ВАЧКОВ