Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2009


Личный опыт

Федорино горе

В рамках работы методического объединения ведется изучение уровня социализации младших школьников. Уже в течение двух лет мы разрабатываем проект «Формирование социализации младших школьников».

На первом этапе мы вырабатывали критерии социализации, подбирали диагностический инструментарий, проводили исследования, изучали факторы, влияющие на формирование процесса социализации, искали наиболее эффективные методы развития социализации с учетом возрастных особенностей младших школьников.

Мы использовали методики «Изучение социализированности личности учащихся» и «Изучение уровня адаптации обучающихся», анкету «Социализация младшего школьника». В качестве одного из методов мы применили метод наблюдения за детьми в процессе игры.

На втором этапе реализации педагогического проекта с детьми проводились образно-ролевые игры, режиссерская игра, сюжетно-ролевая игра, разрабатывались рекомендации для педагогов. Таким образом, продуктом педагогического проекта «Формирование социализации младших школьников» стал набор диагностического инструментария, сценарии и разработки игр с учетом возрастных особенностей детей, рекомендации по развитию социализации младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

Мы отдаем предпочтение в работе театрализованной игре, а именно играм-драматизациям и режиссерским играм, так как такая игра, на наш взгляд, в большей степени направлена на развитие социализации, она оказывает существенное влияние на процесс развития личности. Несмотря на большое сходство театрализованной игры со сценическим представлением, она существенно от него отличается: не требует обязательного присутствия зрителей, участия профессиональных актеров и профессиональной игры. Будучи по своему характеру синкретической деятельностью, она наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов.

При изучении уровня социализации учащихся 2–3-х классов мы воспользовались элементами образно-ролевой игры и игры-драматизации по мотивам сказок и рассказов — «Федорино горе», «Мойдодыр» К. Чуковкого, «Фантазеры» Н. Носова, «Цветик-семицветик» В. Катаева и др. С детьми из четвертого класса проводились театрализованные представления «Снежной королевы», фрагментов сказок «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Толстого, «приключения Незнайки» Н. Носова.

«Федорино горе» помогло нам в решении проблем, возникших в процессе формирования социализации младших школьников. Игра коллективно-индивидуальная. Этот вид игры тесно связан с театрализацией и основан на личном опыте младшего школьника. Особенностью игр этого типа является то, что ребенок выделяет и воспроизводит какое-то ключевое действие или специфическую позу, позволяющую ему удерживать воображаемый образ и быть именно тем, с кем он себя отождествил. Источником развития театрализованной игры является общение. Этот вид игры дает возможность ребенку по-новому общаться со взрослыми и сверстниками. Детям была дана возможность в игре изобразить разные эмоциональные состояния: слезы, печаль, грусть, одиночество, радость.

Целью игры «Федорино горе» стало не только формирование основных критериев социализации, но и обучение детей навыкам перевоплощения, развитие эмоциональности и выразительности речи, развитие воображения, коммуникативных навыков. Мы использовали в игре костюмы и декорации, что является необходимым условием организации театрализованной игры. Дети приняли на себя роль посуды, которую правильнее будет назвать игровым персонажем-образом. При помощи мимики и танцевальных движений дети изображали блюдца, ложки, ножи и действовали в соответствии с тем, как полагается действовать воображаемому объекту. В этой игре каждый ребенок как бы изнутри познает объекты окружающего мира, отождествляя себя с ними.

Была проведена и подготовительная работа: чтение сказки Чуковского «Федорино горе»; передача в образах ситуаций, соответствующих тексту; разучивание детьми отрывков из стихотворения; беседа о назначении посуды, об уходе за ней. Были даны рекомендация родителям — разучить это произведение с детьми дома, обсудить взаимоотношения героев сказки, помочь ребенку соотнести себя не только с положительными, но и с отрицательными героями.

В качестве оборудования использовались символические изображения чашки, блюдца, ложки, чайника, кастрюли и других предметов, а также деревьев (леса); видеозапись мультипликационного фильма «Федорино горе»; костюм для Федоры; прищепки для крепления картинок на одежде детей.

Наблюдение за детьми в процессе игры началось еще в период подготовки, выбора понравившегося образа, межличностных коммуникаций при организации пространства игры. В «комнате сказки» был организован просмотр мультфильма о бабушке Федоре. После просмотра дети «вживались» в образ, представляли себе, что они не мальчики и девочки, а посуда, которая стоит на полках в доме Федоры.

Дети называли тот предмет, роль которого они будут исполнять, например: я — тарелка, я — сковорода и др. Взрослый обращал внимание детей на то, что они все вместе играют роль посуды, а каждый по отдельности — тот или иной предмет посуды. Далее шла инсценировка сказки под наблюдением педагога. В процессе игры предполагался свободный диалог «посуды» и Федоры. В итоге все участники игры договариваются: Федора обещает детям быть аккуратной. В конце игры Федора предлагает детям («посуде») потанцевать. Танец сопровождается совместной декламацией текста сказки (она повторяется 2–3 раза во время танцевальных движений).

На основании наблюдений были сформулированы рекомендации учителям для развития социализации на уроке. На наш взгляд, в процессе межличностного взаимодействия с младшими школьниками необходимо создавать на уроке ситуацию гарантированного успеха и психологического комфорта, атмосферу сотрудничества и неформального общения обучающихся друг с другом и с учителем. Следует использовать занимательный сюжет, подбирать, разрабатывать и совершенствовать дидактический материал с учетом индивидуальных склонностей и способностей обучаемых, представляя на занятиях широковариативные наборы заданий с игровыми элементами.

Важным в процессе социализации младших школьников нам представляется использование ролевого подхода, элементов игры, обеспечение возможности учащихся проявить себя в игровой деятельности, что содействует преодолению неуверенности в себе, в собственных силах. Использование педагогом приемов «авансирования» дает ему возможность продемонстрировать свою уверенность в успехе детей, в их способности преодолеть трудности.

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина "Зоритрав". Мыло ручной работы, настойки на травах, сиропы, сборы трав и фиточаи, натуральная косметика, фитосвечи с прополисом, фитокомплексы, масляные бальзамы и экстракты с доставкой по РФ. Посмотреть полный каталог магазина, цены, контакты и сделать заказ Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.zoritrav.ru/.

Таким образом, содействие формированию социализации детей в процессе игровой деятельности включает в себя целевое конструирование социально ориентированного содержания игры, педагогическое обеспечение социально развивающего общения детей, создание социализирующей игровой среды и позволяет достигнуть позитивной динамики уровня социально значимых качеств и уровня социализированности в целом.

Результаты изучения уровня социализации младших школьников выявили положительную динамику основных показателей социализации на 17%. Индивидуальный подход и целенаправленная работа с учащимися младших классов, показавших низкий и средний уровень социализации, привели к положительным результатам.

Юлия КОБАЗОВА,
педагог-психолог
Лариса ШАРОВА,
логопед-дефектолог,
МОУ «Гимназия № 1 г. Нерюнгри»,
Республика Саха (Якутия)

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — СПб., 1977.

Выготский Л.С. Психология искусства. — М., 1977.

Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. — М., 1981.

Шипицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. — СПб., 1998.

Эльконин Д.Б. Психология игры. — М., 1999.

Юнг К.Г. Феноменология духа в сказке. — М., 1996.