Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №16/2009


Книжный шкаф

Что такое одаренность. Выявление
и развитие одаренных детей

Классические тексты

Под ред. А.М. Матюшкина,
А.А. Матюшкиной
М.: ЧеРо;
Омега-Л; МПСИ, 2008

Около пятнадцати лет назад английская исследовательница Дж. Фримен опубликовала обзорную статью, посвященную анализу современных исследований в области одаренности детей. Она, в частности, обратила внимание не невозможность однозначно сказать, что такое одаренность: по ее данным, насчитывается более ста (!) определений одаренности.

За прошедшие годы ситуация принципиально не изменилась. Разработанная по заказу Министерства образования РФ «Рабочая концепция одаренности» является обобщением современного состояния знаний в области психологии одаренности и в качестве приоритетной выдвигает задачу обучения и воспитания одаренного ребенка. Таким образом, «Рабочая концепция» выступает основанием для организации практической работы с одаренными детьми, но при этом по-прежнему актуальной остается задача разобраться в существующих научных подходах к проблеме одаренности. Для этого необходимо обратиться к первоисточникам, а начать можно с данного издания, которое не случайно имеет подзаголовок «Классические тексты».

В книгу, состоящую их двух разделов, вошли классические работы ведущих исследователей прошлого века.

В первый раздел «Феноменология и виды одаренности» включены работы зарубежных психологов и педагогов, а также статья А.М.Матюшкина. На последнюю хочется обратить особое внимание: она обращена к родителям, а значит, и к психологам, в задачи которых входит донести соответствующую информацию до родителей. Автор дает очень простой совет: на основе внимательного наблюдения за успехами и увлечениями ребенка в различных областях можно оценить уровни его талантов (талант понимается как сочетание способностей) в основных видах творчества и далее поощрять его успехи. Приводится анкета, состоящая из 10 шкал, которые соответствуют основным типам специальных способностей. Ответив на вопросы анкеты, родители получают возможность определить предпосылки проявления у своих детей общих и специальных способностей, с тем чтобы далее стимулировать их формирование.

Второй раздел «Выявление и развитие одаренных детей» представлен работами зарубежных и отечественных психологов: А.Бине, В.Меде и К.Пиорковского, В.М.Экземплярского (кстати, один из ярых сторонников специальных школ для одаренных детей), Ф.Гальтона.

Завершает книгу «Приложение», куда вошли отрывки из работы Ч.Ломброзо и Г.И.Россолимо.

Публикацию отрывков из книг предваряют краткие сведения об авторе и его вкладе в развитие научных представлений об одаренности. Однако отсутствие вводной или заключительной статьи, в которой была бы представлена история и логика развития изучения одаренности, не способствует формированию у читателя обобщенного знания о феномене одаренности. В этой связи следует признать, что данное издание рассчитано на подготовленного читателя, настроенного не на получение готовых советов и рекомендаций, а на формирование собственного профессионального взгляда.

Марина СТЕПАНОВА