Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2009


Игротека

 

Часы

Сказкотерапевтическая игра

Игра предназначена для работы с педагогическими коллективами школ, сотрудниками психологических центров и других организаций с целью сплочения коллектива. Ее можно использовать также в работе со студенческими и школьными группами.

Основные задачи:

• обучение навыкам самопознания;

• осознание своих сильных и слабых качеств;

• предоставление опыта межличностного взаимодействия в необычной ситуации игры;

• развитие коммуникативных навыков, открытие новых форм сотрудничества;

• развитие эмпатии;

• закрепление дружеских отношений между членами коллектива;

• командообразование.

Необходимые материалы:

• по два листа формата А4 на каждого участника;

• ручки, цветные карандаши, фломастеры;

• стулья (по количеству участников).

ХОД ИГРЫ

Приветствие

Ведущий приветствует всех участников занятия, представляется и просит каждого назвать свое имя и охарактеризовать себя одним предложением, отметив качество, которым он отличается от других. Например: «Меня зовут Елена, и я здесь одна в красной блузке» или «я единственная здесь, кто преподает математику».

Составление правил группы

Под руководством ведущего группа знакомится с правилами сказочной жизни, которые являются примерно такими же, как и правила психотерапевтической группы, а именно: конфиденциальность, доверие, Я-высказывания, возможность сказать «нет», активность и пр.

Разминка

Ведущий предлагает участникам представить себе любые часы: их форму, цвет, размер — и выбрать, какой деталью в этих часах они хотели бы быть (1–2 минуты). Затем он просит участников нарисовать эти часы и изобразить на рисунке выбранную деталь (5–10 минут). После того как рисунки будут готовы, участники по очереди показывают их другим членам группы и называют деталь в часах, которой они могли бы быть.

Введение в сказку

Ведущий. Сегодня вы познакомитесь со сказкой «Часы». В часах было много разных деталей, похожих на те, которые назвали вы, и первое время детали почти не обращали внимания друг на друга, но затем… Итак, послушаем, что же с ними произошло.

Рис. Е. Медведева

 

Среди них выделялись одни — очень изящные часики. Яркий циферблат, блестящие стрелочки и сияющий корпус привлекали внимание многих покупателей.

— Сейчас нас купят, — гордо говорил Циферблат, увидев, как внимательно смотрит на них очередной покупатель. — И все потому, что я своим ярким цветом затмеваю всех конкурентов.

— И вовсе не поэтому, — возражали ему Стрелочки. — При чем тут ваш цвет, если из-за нашего блеска его все равно не видно? Это мы своей красотой и изяществом так привлекаем покупателей.

— Ну и фантазерки вы, — смеялся Корпус. — Где это вы у себя нашли изящество? Вот я — другое дело, я — само совершенство. Только посмотрите на меня.

И он подвигался ближе к самой яркой лампочке.

Упражнение «Моя ценность»

Ведущий предлагает участникам вспомнить свою деталь в часах и рассказать, почему они выбрали именно ее, что в ней есть важного, ценного и значимого, незаменимого.

Участники по очереди, начиная с ведущего, идентифицируются с выбранной ими деталью и рассказывают о ее назначении и важности места, занимаемого в часах.

Например: «Я — часовая стрелка. Без меня невозможно узнать, который сейчас час. Я точна, несгибаема и надежна».

Продолжение сказки

Итак, в часах было очень много важных деталей, но покупатели смотрели куда-то вверх, с сожалением вздыхали и разочарованно уходили.

— Как жаль, — говорили они, — такие красивые часы и такая неприятность.

— Что происходит? — встревожился Циферблат, после того как очередной покупатель не захотел их купить.

— Не знаем, — сказали Стрелочки и тоже посмотрели вверх.

Над прилавком висели Большие часы.

— Уважаемые, что вы такое делаете, что все отказываются нас покупать? — недовольно спросили у них Стрелочки.

— Мы показываем точное время, — ответили Большие часы. — А ваше с ним, к сожалению, не совпадает. Вы так заняты своими спорами, что постоянно отстаете.

— Мы отстаем? — удивились Стрелочки. — Да мы сейчас обгоним всех!

И они начали крутиться так быстро, словно стремились обогнать само время.

— Торопитесь, торопитесь, спешите, — подбадривал их Циферблат. — Покажем всем, чего мы стоим.

— И нас сразу купят, — поддерживал Корпус и подвигался еще ближе к яркой лампочке.

Игра «Броуновское движение»

Ведущий предлагает участникам походить внутри круга, не сталкиваясь друг с другом, в своей обычной манере. При этом можно встречаться взглядом с теми людьми, с которыми хотелось бы встретиться, и постараться отметить свои чувства и понять их (2 минуты).

Затем ведущий дает команду:

— Ходите быстрее, но не сталкивайтесь… еще быстрее… теперь медленнее… еще медленнее… А теперь встаньте по три человека, кто с кем хочет. Можете сесть и поговорить о тех чувствах, которые вы испытали в ходе выполнения этого упражнения, и ответить на следующие вопросы:

— что было для вас неожиданным?

— кто нашел свой шаг?

— какой темп явился для вас более комфортным?

— с кем было приятно встретиться взглядом? Что у вас общего?

Продолжение сказки

Вот так быстро крутились и вертелись все детали, как вдруг Корпус вскрикнул:

— Ой, у меня что-то кольнуло в боку!

— Ой, — воскликнули вслед за ним Стрелочки и безвольно повисли на винтике, вокруг которого крутились.

— Ну и работнички, — хмыкнул Циферблат. — То отстают, то спешат, а сейчас и вовсе упали и шевельнуться не могут.

— Что с нами? — спросили Стрелочки у Больших часов.

— Ваш механизм расстроился, — сказали те. — Вы его совсем загоняли.

— Какой механизм? — удивленно спросил Циферблат.

— Тот, что спрятан в Корпусе, — пояснили Большие часы.

— Ах, этот, — безразлично сказал Циферблат, вспомнив про невзрачные шестеренки и пружинку. — Ну и что?

— А то, что без него часы не пойдут.

— Наши часы не пойдут из-за каких-то шестеренок? — удивились Стрелочки. — Да вы шутите, уважаемые. Всем известно, что часы идут потому, что двигаемся мы.

И Стрелочки важно подняли вверх свои носики.

— Ну что же, идите, — сказали Большие часы и отвернулись.

Как Стрелочки ни старались, им не удалось сдвинуться с места даже на одно деление.

— Я всегда знал, что не вы здесь самые главные, — сказал Циферблат и, посмотрев на Большие часы, спросил: — И что же нам теперь делать?

— Надо вызвать Мастера, — ответили Большие часы и громко зазвонили.

Упражнение «Без других я не смогу»

Ведущий предлагает участникам продолжить фразу: «Без других я не смогу…»

Говорить следует от имени своей детали.

Например: «Я браслет. Без других я не смогу сообщить людям о точном времени и моя функция будет совершенно иной — только украшение».

После того как все участники озвучат свои предложения, ведущий предлагает им проанализировать, какое отношение непосредственно к ним имеют высказывания из двух упражнений: «Моя ценность» и «Без других я не смогу».

Ирина СТИШЕНОК,
психолог Гомельского городского центра
социального обслуживания семьи и детей,
Республика Беларусь

(Окончание следует)