Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2009


Газета в газете

 

ДОШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ № 5 (25)

Вячеслав БУКАТОВ,
доктор педагогических наук

О ситуации поражения
и ее воспитательной роли

Хорошо, когда побеждает дружба. Но вот на уроке учитель затевает очередную дидактическую игру, построенную на соревновании. Допустим, что в классе потихоньку «страсти накаляются». И чем ближе к концу, тем больше усилий приходится прикладывать учителю, чтобы соревнование закончилось вничью. Чтобы он мог объявить классу: дескать, победила дружба.

В результате не только на занятиях в детских садах, но и на уроках в начальной школе формулировка «победила дружба» звучит так часто, что возникает подозрение: дело тут в чем-то другом. А именно в страстном желании взрослых оградить детей от ситуации поражения. И если это действительно так, то очень жаль.

Обратим внимание, что большинство естественно бытующих игр построено на том, что кто-то выигрывает, а кто-то остается в проигрыше. И это является важным воспитательным и психотерапевтическим моментом в жизни каждого ребенка: будь он мальчиком или девочкой, гиперактивным или заторможенным, дошкольником или старшеклассником.

Но педагоги почему-то — прямо-таки сговорившись! — стараются ситуации проигрыша как можно чаще сглаживать или даже не допускать вообще. И не смущает их, что следом за ликвидацией проигрыша расшатывается и сама ситуация выигрыша. А там и игровая ситуация начинает хромать, чахнуть или перерождаться…

Педагоги замечают такие моменты, но вынуждены идти на это потому, что изо всех сил стремятся избежать более страшного — детских обид, горьких слез, внезапных истерик проигравших. И действительно, каждый педагог может припомнить пару случаев, когда обида от проигрыша у какого-нибудь слабонервного ребенка раздувалась до размеров почти что разрушительного тайфуна.

Но почему в дворовых играх, спонтанно и естественно возникающих среди детей, вышедших погулять на улицу, проигрыш не входит в резонанс, а наоборот, оказывает психотерапевтическое влияние на развитие психики ребенка, тогда как игровой проигрыш на уроках в школе (или на занятиях в детском саду) иногда оказывается весьма разрушительными?

Обстоятельный ответ занял бы уйму страниц. Коротко же можно ответить так: негативные характеристики проигрыша возникают как расплата взрослых за многочисленные ошибки, допущенные ими и в организации игры, и в организации режиссуры урока (или занятия). Не утруждая читателей перечнем возможных ошибок, сразу перейду к описанию трех универсальных способов их предотвращения, исправления или возможной профилактики.

I. О первом универсальном способе
реанимации игрового проигрыша

Начнем с того, что сама игросоревновательная деятельность должна быть компактной и мобильной. Тогда дети смогут провести несколько конов, выясняя объективность и (или) случайность каждого проигрыша-выигрыша. Именно возможность нескольких повторений включает один из механизмов детской игровой психотерапии.

Тогда как учителя (а за ними следом и детсадовские воспитатели) в погоне за программой стремятся нагрузить свой урок не столько повторами игровых конов того или иного задания-соревнования, сколько разнообразием самих этих заданий-соревнований, но при однократном предъявлении детям каждого из них. В результате ситуация соревновательности сильно ужесточается, и в конце концов любая очередная (и по сути неизбежная) случайность может привести к эмоциональному взрыву одного из неуравновешенных детей.

И наоборот, если в каждом из соревновательных заданий будет несколько конов — минимум три (а то и все пять!), то и процессу научения детей (их тренировке), и процессу их воспитания (обретению ими контроля над своими реакциями) это пойдет только на пользу.

Если обратиться к рассказам о занятиях, присылаемых в письмах-отчетах, и с точки зрения повторяемости конов глянуть на рассказываемое, то мы легко сможем увидеть «неиспользованные ресурсы». Например, передо мной рассказ воспитательницы детского сада.

Письмо-отчет М.И., воспитательницы детского сада «Огонек» (экспериментальная площадка социоигровых технологий обучения) с ответными репликами-комментариями научного руководителя доктора педагогических наук В.М. Букатова.

Как зима с весной встречаются, и кто же кого победит?!

В первой половине февраля в старшей группе (8 человек) провели досуг «Как зима с весной мерялись». Перед досугом была проведена предварительная беседа, где я рассказала детям, что 15 февраля впервые зима с весной встречаются. На улице в этот день принято было с утра заклички солнцу кричать, проводить игрища, зимоборы.

Заучили заклички, пословицы. По вашему методу этого делать нельзя, а в детском саду без предварительной работы ребенок как чистый лист. (см. реплику-комментарий 1. — В.Б.)

«Давайте и мы весну позовем!»

В начале урока я напомнила детям, что мы сегодня будем играть, веселиться, солнышко зазывать, потому что мы отмечаем праздник Сретенья. Зима с весной встречаются и борются, кто кого победит. Даже пословицу народ сочинил: «Весна встретилась с зимой, словно кафтан с шубой». По деревням распевались веснянки — зазывные песенки о весне.

— Давайте и мы весну позовем к нам, для нее веснянку споем.

Дети встали в хоровод и спели:

Весна, весна красная,
приди, весна, с радостью
(поднимают руки, как бы протягивая их к солнцу),
с радостью великою,
с милостью богатою,
со льном высоким
(встают на носочки и высоко поднимают прямые руки),
с корнем глубоким,
(слегка наклоняются и, опустив руки вниз, показывают на землю),
хлебом обильным.
Весна, весна красная,
на чем пришла-прибыла? (разводят руки в стороны)

— Ребята, как вы думаете, на чем приедет весна?

Были разные варианты ответов: на лошади, машине и др.

— А в старину говорили, на сошечке, на бороночке (показываю картинки). Ребята, а вам зима не надоела? (Кто говорит «нет», кто говорит »да».) А весну ждете? Ну а зима еще не хочет уходить. Давайте про зиму хоровод исполним.

Мелодия «А мы просо сеяли». Воспитатель в кругу: «Я зима студеная, вьюжная» (дети идут по кругу). Дети: «С ледяными ветрами дружная». Дети: «А мы вышли с санками погулять» (дети по парам берутся за руки, «едут на санках» — один ребенок впереди, другой сзади). И т.д.

«Солнышко» против «Снежинки»

— На Сретенье появлялись сосульки, поглядим, чья команда больше собьет сосулек.

Игра «Сорви сосульку». Взрослые держат скакалки на высоте, по сигналу игроки подпрыгивают и срывают сосульки. Побеждает та команда, у которой было название «Снежинка» (как дети выбирали названия своим командам, в письме-отчете ничего не было сказано; может быть, это не случайно? — В.Б.). У них шесть сосулек, а у «Солнышка» — пять. Награда — настоящая сосулька (конфета).

— А теперь, ребята, кто больше загадок отгадает. А загадки будете сами друг другу задавать.

Команда «Солнышко» загадала загадку: «Что висит вниз головою, не летом, а зимою» (сосулька). Команда «Снежинка» загадала загадку «В новой стене, в круглом окне, днем стекло разбито, за ночь вставлено» (прорубь).

Я уже писала, что загадки заучили заранее. Каждая команда загадала по три загадки, победила дружба. (См. Реплику-комментарий 2. — В.Б.) А в награду получили воздушные шары.

— А теперь отгадайте мою загадку «Не зверь, не птица, под снегом таится. Весна придет — победит, запоет» (ручей). Молодцы!

Сугробы из простыней и нарисованный подснежник

Потом играли в «ручейки». Участвовали две команды по четыре человека. Перед командами на полу разложили по три «сугроба» из простыней. Дети встали друг за другом и положили руки на плечи впереди стоящего. По сигналу команды-«ручейки» обегали змейкой «сугробы» и возвращались на прежнее место (см. Реплику-комментарий 3. — В.Б.). Победила команда «Солнышко» (у них на один шарик стало больше).

— Ребята, как только начинает таять снег, какие цветы появляются первыми? Как они называются? (Показываю.) Правильно, подснежники. (См. Реплику-комментарий 4. — В.Б.)

Две команды играют в игру «Подснежники». У каждого участника команды какая-нибудь часть цветка (стебелек, листок, лепесток и пр.). На расстоянии 3–4 м от команд лежали обручи. По сигналу дети по очереди подбегали к обручу и выкладывали из деталей подснежник. Победила команда «Снежинка». Очень старался Данила М.

— А теперь, ребята, давайте посчитаем, сколько у нас шаров и сосулек, чья команда лучше справилась.

Победила дружба. Дети все вместе спели песню о весне «Веснянка» с движением.

— Хоть и весна уже близко, все равно еще холодно, но уже тает снег, появились ручейки, первые проталины. Уже солнце на лето, зима на мороз поворотилась. Хоть и злится зима, а весна уже входит в свои права. Ждем ее с радостью, мы готовы ее встретить. Давайте на прощание споем «Вот уж зимушка проходит».

Все встают в хоровод и поют песню…

Реплика-комментарий 1

Как же детям запоминать слова?

Неужто и впрямь «по моему методу» ребенку суждено оставаться «чистым листом»? Все дело не в том — можно «заучивать» или нет, а в том — как, когда и зачем. Цитирую: «…Мы сегодня будем играть, веселиться, солнышко зазывать, потому что мы отмечаем праздник Сретенья». Но ведь получается, что вы на предыдущих занятиях не играли, не веселились, потому что ждали, когда же наступит Сретенье. И вместо игр в поте лица заучивали заклички и пословицы? Не так ведь, конечно.

Воспитателям давно пора осознать, что из любого заучивания можно сделать свой малый праздник, который не будет помехой для ПРАЗДНИКА основного, последующего, календарного. А как сделать «малый праздник» из заучивания материала, предусмотренного той или иной программой? Напомню ответ — с помощью одного или нескольких из «трех китов» социоигровых технологий:

I — движение,

II — вариативность,

III — работа малыми группками.

Приведу возможные варианты.

I «кит». Все дети, повторяя заучиваемый текст пословицы или заклички, шагают по камушкам (листочкам, разложенным на полу). Каждый слог — новый камушек (забыл — остановился). Кто дальше уйдет?!

II «кит». Каждый ребенок произносит текст голосом то мышки, то медведя, то ежика, то гномика, то великана, то волка, то зайчика… У кого какой голос лучше получается? (Понятно, что по ходу бесконечных добровольных проб и вслушиваний в голосовые импровизации своих соседей заучиваемый текст в памяти каждого ребенка уложится довольно основательно.)

III «кит» + II «кит». Каждая группка одновременно и самостоятельно тренируется к конкурсу «дружных команд»: кто сможет тише всех (то есть шепотом, но дружно!), а кто — громче всех (но тоже дружно!) проскандировать одну и ту же закличку (поговорку, стишок, куплет), ни разу не сбившись!? (То есть один за всех и все за одного!)

III «кит» + II «кит» + I «кит». Малые группки детей (по 3–4 человека) одновременно и самостоятельно репетируют (каждый в своем уголке комнаты) «лесной хоровод»: сказочные зверюшки (кто именно — выбирают сами) водят дружный хоровод (каждый шаг — слог заклички). Через пять минут все группки собираются в центре комнаты. Начинаются взаимные показы. Зрители по характеру голосов и особенностям движений отгадывают «сказочное животное» каждой команды (текст заклички у всех, разумеется, один и тот же).

Приведенные варианты не идеальны, и я уверен, что интуиция каждой из воспитательниц может подсказать вариации и получше. И если они в своей работе эти варианты осуществят, то потом в письме-отчете, уж конечно, не удержатся и об этом расскажут в первую очередь.

Поэтому, когда я вижу, что воспитательница о том, как дети работали над запоминанием текстов, нужных для предстоящего праздника, упоминает вскользь, то невольно мои брови хмурятся: ну сколько же можно повторять. И по этой нахмуренности некоторые воспитатели делают неверный вывод, что, дескать, «заучивать нельзя». А это не так. (Поэтому можете учиться на этой моей ошибке: если педагог позволяет себе проявления — пусть невольные! — своей слабонервной нетерпимости, то обучаемые им дети могут сделать какие-нибудь не совсем правильные выводы.)

И еще вот о чем. Эта моя реплика, уважаемая М.И., была о запоминании слов закличек и загадок потому, что вы сами эту тему затронули. А вот как дело обстояло с заучиванием и песенных диалогов, и танцевально-хороводных движений — в вашем рассказе молчок! Значит, и мне, видимо, про это лучше помолчать, дожидаясь, когда созреет ваш интерес к «социоигровой режиссуре» подобной деятельности детишек на занятиях в детском саду.

Реплика-комментарий 2

«В поддавки» или на самом деле?

Во время занятий параллельно обучению детей происходит их воспитание. И если обучение по какой-то из причин отсутствует, то процесс воспитания при этом все равно продолжает протекать. Как, например, в моменте, связанном с загадками, мы видим явную демонстрацию результатов воспитания и подавление процесса обучения.

Читаю: «…загадки заучили заранее. Каждая команда загадала по три загадки, победила дружба». Понимаю, что обучение на занятии-празднике если и было, то «кот наплакал». Какой смысл отгадывать загадки, которые накануне учили всей группой? Но «победила дружба»! В чем? В умении играть с воспитательницей «в поддавки», демонстрировать свой конформизм.

Сразу подчеркну, что детям и «в поддавки» со взрослыми нужно уметь играть, и в разумных пределах свой конформизм нужно уметь демонстрировать. Иными словами — быть социализированными в соответствии со своим возрастом. (Иначе ребенок будет каким-то аутистом.)

Итак, описываемое мероприятие было в основном направлено на демонстрацию достигнутой детьми социализации. А можно ли подобное занятие повернуть и на обучение? Социоигровая режиссура отвечает: вполне. То есть на любом занятии-досуге, занятии-празднике или «открытом занятии» можно заниматься не только воспитанием конформизма детей, устраивая «выставку их достижений», но и реальным обучением (напомню, что параллелизм воспитания и обучения является реальным залогом их прочной эффективности).

Перейдем к примерам.

Представим, что на предыдущем занятии, когда дети заучивали загадки, допустим, им было дано такое «ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ»: узнать у мамы ее любимую загадку. (Когда родители придут забирать детей, то воспитательнице, конечно, нужно бы сообщить об этом задании и взрослым. Но все равно часть детей ничего не узнает. Но кто-то «мамину загадку» все-таки принесет. И какой бы эта загадка ни была — простой или заковыристой, известной или новой даже для воспитательницы, народной или авторской — для педагогического сопряжения процесса обучения и воспитания на занятии ситуация может возникнуть замечательная…

И вот на самом празднике каждая малая группка может загадывать другим три загадки: 1) из тех, что учили накануне, 2) любую из «любимых маминых», 3) из своих любимых, быть может даже собственного сочинения. (Вспоминается, как однажды в подшефном детском саду во время открытого занятия три пятилетние девочки, давясь от смеха, загадали загадку собственного сочинения о кошке, которую тогда никто (!) не смог разгадать: кто по полу бегает и хвостом махает?)

Реплика-комментарий 3

Язык до Киева доведет!

В рассказе вашем, уважаемая М.И., отдельные места меня очень радуют. Особенно про сугробы из простыней. Здорово! А можно ли «круче»?! Конечно. Если знать, каким образом эту самую крутизну можно обеспечить.

Кто-то надеется достичь желаемой крутизны за счет бархатных костюмов. Но к социоигровой стилистике это отношения особого не имеет. Большинство же способов, которые реально могут обеспечить продвижение в социоигровой педагогике, связаны с теми подсказками, которые воспитатель может извлечь из своего родного языка. Для этого в значение того или иного слова, случайно выуженного из собственной профессиональной речи, воспитателю нужно «вдуматься» и через ракурс его буквального значения попробовать взглянуть на свою деятельность.

Взять, к примеру, все тот же СУГРОБ. Простыни — замечательная находка! А если пойти дальше? С помощью обычной буквальности. То появится идея, чтобы сугробы были настоящими!

— Да может ли такое быть? Ведь занятия проходят в помещении!

А на улице занятия вести разве нельзя? Все — и психологи, и методисты — в один голос вам скажут, что еще как можно! Практически во всех учебных программах можно найти рекомендации-пожелания хотя бы изредка проводить занятия на свежем воздухе (даже зимой!).

Да и раньше на Сретенье заклички пели и хороводы водили не в теплых и душных комнатах, а на улице, на морозце. И тогда все, что на самом деле имеет отношение к фольклору, будет блистать еще сильнее (например, игра «Ручеек» с сугробами). А что-то естественным образом скукожится (как, скажем, песенно-хореографический диалог под мелодию «А мы просо сеяли», исполняемую на расстроенном фортепьяно).

Уважаемые читатели, обращаю ваше профессиональное внимание вот на какую характерную особенность. Сам язык собственного повествования подсказывает рассказчице интересные варианты «методической режиссуры». Но она еще не позволяет себе эти подсказки расслышать. Но мы-то с вами некоторые из этих подсказкок можем своими глазами в тексте рассказа обнаружить.

Например, такую подсказку. Припомним-ка начало повествования: «В первой половине февраля в старшей группе провели досуг «Как зима с весной мерялись». Перед досугом была проведена предварительная беседа, где я рассказала детям, что 15 февраля впервые зима с весной встречаются. На улице в этот день принято было… играть, веселиться, солнышко зазывать, потому что… праздник Сретенья».

Итак, по словам рассказчицы — ДОСУГ, игры, веселье, праздник. А на деле что было? Авторские слова и тут нам дают довольно узнаваемую картинку: «В начале урока я напомнила детям…» Вот это да! Даже не занятие, а прям сразу урок! А как же — досуг, игры? И уж тем более — улица?

А если еще приглядеться, то обращают на себя внимание «взрослые», которые «держат скакалки на высоте». И тогда начинает закрадываться подозрение, а уж не об открытом ли занятии идет речь? И если это действительно так, то — только представьте себе — какая степень крутизны этого открытого занятия была бы, отважься воспитательница проводить его на морозце! Конечно, проблем было бы много (одно одевание детей сколько сил требует). Но зато именно решение «проблемных вопросов» и будет вынесено для показа на открытом уроке. Что может быть для современных детских садиков круче?..

Реплика-комментарий 4

Как мы невольно приучаем детей не доверять собственному опыту

Несколько слов о подснежниках. Когда я прочитал о том, что был задан вопрос: «Какие цветы появляются первыми?» — сразу вспомнилось свое детское недоумение, почему золотые пушистые лепешечки мать-мачехи у нас первыми цветами не называются. Ведь они распускаются не только первыми, но и когда на земле еще лежит снег.

А вот среди привозных цветов, которые «в срезке» сейчас продаются во всех цветочных магазинах, уже и не поймешь, какие из них «первые», а какие «последние». Потому что срезанные нарциссы и цветущие в горшочках цикламены могут продаваться одновременно с такими традиционными вестниками осени/зимы, как махровые хризантемы и огненные декабристы.

Сколько я помню себя, именно желтые цветочки мать-мачехи каждую весну неизменно вызывали у меня изумленное восхищение. Никак не блеклые подснежники, которые я вживую-то (а не на картинке) впервые увидел только в классе седьмом. И то на клумбе, когда снега вокруг уже и в помине не было…

Конечно, сейчас живые подснежники детям увидеть немудрено. Например, в виде «выгонки» в комнатных горшочках. Но все равно у многих детишек, живущих средней полосе, в качестве естественной реакции на вопрос: «Какие цветы появляются первыми?» — неизменно возникают воспоминания о мохнатых золотистых кругляшках, которые им так хочется назвать подснежниками…

Так может быть, воспитателям стоит с этим считаться и как-то по-другому формулировать свой «учебный» вопрос? Ну например, как люди называют эти малоприметные цветочки, которые зацветают, когда вокруг еще лежит снег (показывается картинка с изображением подснежника)? А вы сами видели какие-нибудь растения, которые цвели, когда вокруг еще лежал снег? Расскажите нам, чем они отличались от подснежников, которые изображены на этой картинке?..

Из текста письма-отчета ясно, что в задании «Составь подснежник» победила команда «Снежинки» (а проиграла — «Солнышко»). На этом задание закончилось, и детей вовлекли в новую игру. А зря! Командам нужно было дать возможность поменяться местами, чтобы разобрать сложенную соседями композицию и начать новый кон. Если в первый раз победила «Снежинка», то кто же победит во второй раз?

Правда, следует заметить, что в третий раз затевать подобное соревнование будет трудновато. Если только не прибегнуть к спасительной помощи второго универсального приема.

II. О втором универсальном способе реанимации
игровых проигрышей

Следующим способом предотвращения (профилактики) организационных ошибок взрослых является сменный состав игровых команд. Сразу отметим, что по ходу дворовых игр составы команд меняются: 1) легко, 2) часто и 3) самым что ни на есть органичным образом.

А вот на школьных уроках такое происходит ой как редко! Как в начале урока учитель команды создаст, так весь урок именно эти команды и соревнуются. И учитель постоянство это даже подчеркивает, подсчитывая в конце занятия итоговое количество баллов.

В детских садах воспитатели старательно воспроизводят подобные досадные заблуждения школьных учителей. В результате и у них на занятиях «игротехнические» ошибки, наслаиваясь друг на друга, растут как снежный ком, растопить который педагоги силятся с помощью подтасовок, передергивания и громогласных объявлений — дескать, «победила дружба».

В результате игровая ситуация киснет, что негативно начинает отражаться на всех последующих играх, затеваемых данным педагогом на занятиях.

В письме-отчете, приведенном выше, рассказывалось о детском утреннике, посвященном Сретенью. Так вот, из повествования ясно, что для проведения занятия дети были «разбиты» на две «рабочие группы». Разумеется, состав обеих групп был постоянным.

Так что для рассказанного занятия-праздника «зоной ближайшего развития» воспитателя являлась такая организация занятия, при которой каждый ребенок смог бы побывать и в команде «Снежинка», и в команде «Солнышко» (а там, глядишь, еще и в каких-то новых, ситуационно возникших командах — например, сначала «Сугроб», а затем  «Ветерок»…).

III. О третьем универсальном способе реанимации
игровых проигрышей

Ну а третий способ нейтрализации игровых ошибок взрослых связан со случайным составом игровых команд. И в этом вопросе воспитатели частенько равняются на школьных учителей, которые, слепо доверяя недалеким методическим рекомендациям, заранее продумывают состав каждой команды — чтобы силы были равны, чтобы все было «по справедливости».

Хотя сами играющие такую обязаловку воспринимают как жуткий произвол взрослых. И даже если они находят в себе силы с подобным произволом мириться, то при первой возможности не упустят случая отыграться по полной программе. А предлогом может стать любая из тех досадных случайностей, что то и дело возникают на занятиях вокруг них…

Как правило, педагоги считают, что им проще и быстрее назначать команды по своему усмотрению. Но если дети постарше, то это часто ведет к появлению оспариваний, недовольства, отказов работать. Помочь детям освободиться от подобных реакций — задача взрослого. И эту задачу он может с успехом выполнить, используя народно-педагогическую мудрость, содержащуюся в детских жеребьевках-гадалках-считалках.

Когда дети играют у себя во дворе, то они часто используют различные жеребьевки, позволящие им без споров, «по справедливости» разделиться на команды, выбрать того, кто будет водить, или определить очередность вступления в игру ее участников (и/или команд). Детей тешит ожидание решения не от разумного расчета, а от случая, от «воли судьбы» — справедливо отмечал еще в 1930 г. выдающийся фольклорист Г.С. Виноградов. В разрешении затруднений случаем он усматривал гениальный психотерапевтический прием народной педагогики.

Считая, что народные игры являются для ребенка своеобразной школой социализации, фольклорист В.П. Аникин особое значение придавал детским жеребьевкам. Именно они в условиях игрового пространства заставляют детей в равной степени подчиняться общей воле, являясь эффективным средством самовоспитания ребенка, средством приобщения его к соблюдению этических норм, правил общежития.

Ну и в заключение напомню, что я не раз писал в своих статьях о педагогических выгодах, возникающих от случайных (и часто неожиданных и для самих детей, и для их воспитателя) комбинаций детей в игровых командах. Страхи педагогов, что все пойдет насмарку, если в одной команде соберутся только слабые дети, — иллюзорны.

Кто не верит, не поленитесь открыть одну из моих брошюрок (например, «Групповая работа на уроке: Режиссура школьной повседневности в невыдуманных рассказах, неожиданных советах и нескучных рекомендациях» / В. Букатов, М. Ганькина. — М., 2006) или заглянуть на сайт ОТКРЫТЫЙ УРОК // www.openlesson.ru (например, в папке «Психология игры и игровой дидактики» раздела «Теория «режиссуры урока»). Думается, что это поможет заинтересованным читателям освобождаться от досадных «педагогических шор» и в собственных воспоминаниях об игровых ситуациях своего детства находить долгожданные подсказки для повышения эффективности своей профессиональной деятельности.