Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №24/2009


Из первых рук

Массовое распространение интернет-технологий открывает широкие возможности для развития различных форм сетевого взаимодействия педагогов-психологов. Эти технологии позволяют привлекать к совместной работе и других участников образовательного процесса: педагогов, родителей, учащихся. О том, как можно эффективно использовать интернет-сервисы для психологического сопровождения образования, мы беседуем с федеральным консультантом проекта «Социальное образование» («СоцОбраз»), руководителем сетевого методического объединения психологов образования, педагогом-психологом гимназии № 13 г. Красноярска Н.А.БОЛСУНОВСКОЙ.

 

Надежда, а что такое «СоцОбраз»?

«СоцОбраз» — это проект, направленный на внедрение новых интернет-технологий в работу психологов, социальных педагогов, классных руководителей, педагогов дополнительного образования. Он разрабатывается в рамках федерального проекта «Создание и развитие социально-педагогических сообществ в сети Интернет (учителей, методистов, социальных педагогов, психологов, специалистов дополнительного образования и родителей), ориентированных на обучение и воспитание учащихся на старшей ступени общего образования» Федеральной целевой программы развития образования РФ. Над его реализацией работают Национальный фонд подготовки кадров и Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций «Информика».

На первом этапе проект реализуется в 16 регионах, а с 2010 года будет охвачено еще 20 регионов.

Присоединившись к сетевому сообществу на сайте поддержки «Социального образования» (http://wiki.openclass.ru), можно бесплатно пользоваться предоставленными ресурсами. Сетевое сообщество — это группа людей, которые поддерживают общение и ведут совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств. Это и своеобразная интерактивная площадка для обмена опытом и повышения квалификации учителей, методистов, школьных психологов, социальных педагогов, классных руководителей, педагогов дополнительного образования.

Мы стремимся показать, как использовать возможности Интернета и по-новому выстраивать общение с родителями с использованием сервисов web 2.0.

А каковы возможности сервиса web 2.0?

Если в формате web 1 на сайте просто размещалась статичная информация, то web 2.0 позволяет обсуждать, вносить изменения, обновлять информацию, взаимодействовать, совместно работать. Это блоги, форумы, чаты, социальные сети, сервис интернет-документов Google, сервисы типа FriendFeed.

FriendFeed — это интернет-сервис, который позволяет создавать свою новостную ленту, куда можно собирать информацию из разных источников: блогов, рассылок, фото- и видеосервисов, других каналов FriendFeed. (Подробнее см. на )

Многие родители, не говоря уже о школьниках, хорошо знают эти сервисы, а многие педагоги используют их для организации уроков и внеурочной деятельности

Что предлагается психологам в рамках проекта «СоцОбраз»?

Для психологов, участвующих в проекте, приоритетной является работа с родителями, включающая их дистанционное консультирование, дистанционные тренинги, создание совместных детско-родительских проектов с использованием сервисов Интернета, рассылок и библиотеки полезных материалов, ведение блога психолога для родителей и др. Все это дает возможность перевести работу с родителями на качественно новый уровень, сделав их активными участниками образовательно-воспитательного процесса.

Приведу пример. В нашей гимназии недавно прошло родительское собрание в 8-м «Г» классе, где мы проверили возможность использования технологии FriendFeed. Темой собрания была поддержка мотивации детей к учебе, которая, к сожалению, снижается в средних и старших классах. Мы поставили перед собой задачу — понять, что могут сделать родители, школьные учителя и психолог, чтобы сохранить и даже усилить мотивацию у детей.

Сначала мы провели беседу, где рассказали родителям о роли мотивации в учебном процессе, познакомили с данными анкет детей, где те высказали свои ожидания по оптимальной организации учебной деятельности. Затем началась проектная интерактивная работа. Мы разделили родителей на три группы, у каждой был свой компьютер с установленной на нем программой FriendFeed. Результаты деятельности каждой из групп выводились на большой экран, что позволило обменяться наработками, а затем воспользоваться ими с домашнего компьютера.

Любой человек может принять участие в этом проекте?

Конечно, при этом неважно — из пилотного региона специалист или нет. Сначала нужно пройти дистанционный обучающий базовый тренинг, рассчитанный на 18 часов. По окончании выдается документ о повышении квалификации от Национального фонда подготовки кадров.

Сейчас тренинг существует в двух вариантах: индивидуальном и командном. Участники индивидуальной программы могут проходить его в том темпе, в котором им удобно, главное, чтобы к определенному времени все формы работы были освоены. Особенность этого тренинга заключается в том, что он начинается и заканчивается в скайпе. Мы обсуждаем варианты интернет-деятельности психолога, объясняем, как можно использовать возможности проекта в профессиональной работе.

Участники представляются, пишут свои ожидания, затем учатся осваивать различные программы, узнают, как можно организовать работу психолога с родителями на школьном сайте или форуме. Они ищут ссылки в Интернете, создают свою профессиональную библиотечку.

На втором этапе обучения участники осваивают дистанционное консультирование, деятельностные подходы к работе с родителями. Они получают материалы, которые анализируются и прорабатываются, а затем проходят «полевую практику» на сайте www.kras.mama.ru, где должны проконсультировать кого-то из родителей. Эта деятельность идет под контролем супервизора.

В качестве итоговой работы участники должны предложить свой интернет-проект. Это может быть родительское собрание, семинар или акция для родителей. У нас разработана единая форма презентации проекта, которую участники заполняют. Затем осуществляется экспертиза, в ходе которой консультанты и тренеры оценивают плюсы и минусы каждой работы, указывают, что необходимо доделать. В завершение участники должны реализовать свой проект и представить отчет о реализации.

Кроме индивидуальной формы обучения, есть и командная, когда для осуществления проектной деятельности собирается группа из психологов, педагогов, социальных педагогов, руководителей. Эти специалисты могут либо представлять одну школу, либо объединяться для общего дела, находясь в разных уголках России.

Как психолог может использовать интерактивные технологии в индивидуальной работе с родителями?

Не секрет, что при работе с проблемными детьми необходима постоянная обратная связь с родителями. Причем не только психолога, но и педагогов, классного руководителя. Полноценно реализовать такие контакты раньше не представлялось возможным. Интерактивные технологии позволяют сделать настоящий прорыв. При необходимости психолог может ежедневно консультировать родителей при помощи эсэмэс, ай-си-кью, скайпа или доступных социальных сетей (таких, как «ВКонтакте»).

Правильно ли я поняла, что любой родитель может задать интересующий его вопрос школьному психологу и оперативно получить на него ответ?

Да, в моей школе такая практика широко применяется. На родительском собрании я раздаю памятки, где написаны номера моего мобильного телефона, «аськи», адрес блога.

Я веду блог школьного психолога для родителей (http://schoolpsycholog.blogspot.com/), и мои сообщения регулярно приходят всем желающим на электронную почту. Таким же образом любой психолог может общаться с родителями, обсуждать с ними различные проблемы, оповещать о предстоящих мероприятиях.

Насколько готовы учителя, родители, психологи к таким формам работы?

Безусловно, вначале требуются определенные усилия со стороны участников. Но эта работа дает много преимуществ.

Например, используя новые технологии, можно легко и оперативно проводить анкетирование с дальнейшим обсуждением его результатов, делать рассылки полезных материалов. Возможности Googlе позволяют за несколько минут создать любую анкету.

У нас в школе проводился мониторинг с 1-го по 11-й класс удовлетворенности детей и родителей процессом обучения, в нем были задействованы 1200 детей и столько же родителей. Представляете, сколько времени заняла бы ручная обработка?! А электронная анкета Googlе позволила буквально за пять минут провести обработку и представить готовые проценты, графики, диаграммы.

У нас в проекте участвует школа села Середка Псковской области, где ИКТ-технологии используются очень активно.

Несмотря на то что в селе проживает всего 4000 человек, родители и дети участвуют в сетевых проектах. Родители общаются дистанционно, налажена система рассылок, проводятся родительские собрания с использованием Интернета, а отдельные учителя ведут блоги. Там понимающий директор, увлеченная команда. Родители общаются с психологом и педагогами через мобильную связь, выходят в Интернет через модемы.

Для психолога интернет-технологии — новый мир, который открывает большие возможности. А проектная деятельность в рамках «СоцОбраза» направлена не только на получение новых знаний, но и на развитие умения творчески и нестандартно мыслить, формирование профессиональной рефлексии и профессионального проектного мышления психолога.

На сайте можно освоить азы новых компьютерных технологий, которые используются в проекте, ознакомиться с опытом других школ, рассказать о собственном опыте, принять участие в мероприятиях. Здесь есть материалы, которые могут пригодиться специалистам.

Подготовила
Ольга РЕШЕТНИКОВА

Публикация произведена при поддержке компании «Климавита». Компания «Климавита» предоставляет услуги продажи и монтажа климатического оборудования от ведущих мировых производителей. К Вашим услугам большой выбор кондиционеров различных марок и видов, а установка кондиционеров от компании «Климавита» - это работа опытных профессионалов, которые произведут качественный монтаж оборудования, обеспечив его надежную и бесперебойную работу. На всю приобретенную технику распространяется гарантия 3 года. Подробнее ознакомиться с каталогом товаров и предлагаемыми услугами можно на сайте компании «Климавита», который располагается по адресу http://climavita.ru/