Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2010


Методическая копилка

Инесса КОЧУБЕЙ,
педагог-психолог,
МДОУ ДС КВ № 134,
г. Братск,
Иркутская область

 

Дружная семейка

Использование технологии конструктивного изменения поведения в работе с родителями детей дошкольного возраста

Развитие ребенка в дошкольном возрасте — залог успешного воспитания и обучения его в последующие годы.

Начав работу в дошкольном учреждении в качестве педагога-психолога около 15 лет назад, я сразу же столкнулась с необходимостью решать различные проблемы психического развития детей. Однако вскоре я заметила, что ряд проблем, прежде всего эмоционально-личностного характера, мало поддаются коррекции.

Устойчивость данного рода нарушений связана с тем, что эти особенности формируются преимущественно в семье и отражают стереотипы семейных взаимоотношений, которые в силу их устойчивости изменить очень непросто. Даже когда родители знают, что и как делать, они поступают в соответствии со своими прежними, неэффективными стереотипами воспитания.

Вам знакома эта ситуация?

Как повлиять именно на поведение? На мой взгляд, ответ на этот вопрос дает технология конструктивного изменения поведения Л.М. Митиной [7].

Алгоритм работы по этой технологии включает в себя четыре стадии:

1 — подготовка (мотивационная);

2 — осознание (когнитивная);

3 — переоценка (аффективная);

4 — действия (поведенческая).

Я хотела бы познакомить с формами работы, которыми я наполняю каждую стадию.

Стадия 1 (мотивационная)
ПОДГОТОВКА

На этой стадии определяется степень готовности родителя к изменениям, изучаются значимые стимулирующие факторы, создается положительная мотивация.

На стадии подготовки важно понять степень готовности родителя к изменениям: один идет на консультацию уже с конкретным запросом, а другой полагает, что общение с психологом ему не нужно и может даже чем-то повредить, третьему мешает неуверенность, четвертому — занятость.

Оценить готовность к саморазвитию, узнать, каковы значимые факторы у каждого, можно с помощью, в частности, личной встречи, анкетирования, конструктивной беседы, общения через “Почтовый ящик” или дискуссии на тематической консультации.

В качестве дополнительной мотивации выступают: убеждение, наглядный показ, например с использованием технических средств, положительный пример, апелляция к ценностям, готовность приобрести новый опыт, а также выпуск информационных листков, предшествующее использование активных форм работы с родителями и др.

Результаты моего небольшого исследования показали, что использование активных форм работы с родителями повышает интерес к мероприятиям в ДОУ, улучшает отношение к учреждению в целом.

Стадия 2 (когнитивная)
ОСОЗНАНИЕ

Она направлена на увеличение информации через консультации, наблюдение, обсуждение и др., что, в свою очередь, приводит к осознанию возможностей альтернативного поведения, необходимости и возможности личностного роста.

Как дать информацию родителям? Можно прочитать лекцию, дать рекомендацию или даже провести семинар.

Просветительская работа с родителями позволила мне сделать ряд открытий. Открытие первое: родители сейчас знают очень много. А так как психологический факультет есть во многих вузах, то часть родителей имеет еще и психологическое образование. Они могут не воспринять мою информацию, потому что все им “известно и так”, “ничего нового”, “легко вам говорить… а вот попробуйте сделать”.

Но это наблюдение привело и ко второму открытию: знания не облегчают проблем, а иногда даже их создают. Порой родители так и говорят: “Прочитала много книг и совсем запуталась. Что мне делать-то теперь? В некоторых книгах ведь и совсем противоречиво пишут”. “Накричу, а потом думаю, что нельзя так делать. Иду, жалею. А он на шею еще больше садится”. “Мне кажется, что я неправильно воспитываю ребенка. Вроде все делаю, как в книгах пишут…”

Следовательно, работу нужно организовывать таким образом, чтобы родители получали информацию не от меня, а друг от друга, имели возможность поговорить, высказать свое мнение, услышать мнение других родителей. Это, с одной стороны, позволит им разобраться в собственных взглядах на воспитание, а с другой стороны — чужой родительский опыт воспринимается легче, чем беседы психолога, даже если у него большой опыт работы с сотнями чужих детей и со своими тоже. Поэтому на встречах с родителями я стараюсь прежде всего побудить слушателей активно делиться своими знаниями, мнениями, предположениями. Для этого использую разнообразные формы и методы: дискуссии, ССВУ (cилa, cлaбocть, вoзмoжнocти и yгpoзы), социоигровые в микрогруппах.

Обычно родители сами проговаривают свои проблемы по определенной теме, выделяют наиболее злободневные и сами же их решают, разрабатывая свод рекомендаций или шуточных советов для других родителей. В результате они не только обмениваются опытом, но и начинают больше доверять себе, своей компетентности, уходят с новыми идеями и повысившейся самооценкой.

На этом этапе важно знать, что может препятствовать восприятию или освоению новой информации, чтобы параллельно преодолевать эти преграды. Такими факторами могут быть: неумение планировать время, нерешительность, отсутствие поддержки в семье. Возможно, здесь потребуется дополнительная консультативная помощь, проведение диспута, семинара-практикума, деловой или имитационной игры и др.

Собственно, уже по мере участия в различных мероприятиях родители осознают необходимость изменить некоторые стереотипы поведения. Это свидетельствует о постепенном переходе на следующую стадию. Через тренинги, деловые игры и другие активные формы родители осознают свою способность изменить некоторые стереотипы поведения.

Статья подготовлена при поддержке интернет-магазина «PRIME LASHES». Если Вы решили приобрести качественный набор для наращивания ресниц, который сможет подчеркнуть красоту ваших глаз, то оптимальным решением станет обратиться в интернет-магазин «PRIME LASHES». Перейдя по ссылке: «пинцеты для наращивания ресниц», вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать необходимые материалы для наращивания ресниц по выгодным ценам. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.Primelashes.Ru.

Стадия 3 (аффективная)
ПЕРЕОЦЕНКА

На стадии переоценки целесообразно использовать разнообразные методы стимулирования — как для повышения активности родителей, так и для сохранения положительных результатов. Здесь надо воспользоваться теми методами, к которым наиболее восприимчив каждый конкретный человек. На этой стадии важно предоставить родителям возможность активно “проиграть” и пережить новый опыт. Высокой активности способствуют такие формы работы, как: семинар-практикум, дискуссия, круглый стол, имитационные игры, детско-родительский тренинг, деловые игры, психотехнические игры, баллинтовские группы.

Необходимой поддержкой для родителей выступают: пример других родителей, собственные достижения, улучшение отношений с ребенком, положительные эмоции на тренинге и после него, памятки, а также различные дипломы, сертификаты, приглашения на консультацию.

Поскольку эта стадия ориентирована в основном на чувства, хотелось бы рассказать еще о некоторых открытиях.

Родители и дети разговаривают на разных языках. В век информационных технологий родители перестают понимать детей. Ребенок разговаривает с родителями на уровне чувств, а папа с мамой воспринимают лексику, грамматику, но никак не чувства. Вербализацией пронизаны отношения даже с детьми ясельного возраста. Ну как тут объяснить, почему я укусил Машу и почему я должен отдавать свою игрушку Саше?

Часто родители не могут передать даже свои чувства или загоняют их так далеко, что просто перестают замечать их. Поэтому я стараюсь обращать внимание участников встреч именно на то, что чувствует ребенок. В этом мне помогают игровые массажи. Они не только привлекают внимание взрослых, но и помогают наладить контакт с ребенком на уровне ощущений. Нет контакта, и ребенку неприятно прикосновение мамы. И тогда мама сама учится поглаживать более мягко. Начинает прислушиваться к тому языку, на котором с ней разговаривает ее ребенок.

Еще одному моему открытию я нашла подтверждение в технике краткосрочного позитивного психотерапевтического консультирования. Оно заключается в том, что родителям легче, чем любому психологу, найти подход к своему ребенку. Важно помочь найти этот подход, используя наблюдательность, опыт и творчество самих папы с мамой.

Иногда для этого бывает достаточно задать несколько вопросов.

Скажем, ребенок капризничает. Можете ли вы предугадать появление очередного каприза? Бывает ли, что вам удается справиться с начавшимся капризом? Представьте, что капризов больше нет, что помогло избавиться от них?

И очень провокационный вопрос: а если ребенок не будет капризничать, что изменится в вашем отношении к нему? Будете ли вы уделять ему столько же внимания? Понравится ли ребенку такое изменение отношения?

И пожалуй, последнее, но не менее важное: открытие, с которым я хотела бы вас познакомить. для достижения результата самым быстрым часто бывает не прямой путь, а в обход. Так, увлечение вышиванием может помочь развить усидчивость, рисование по манной крупе — подготовить руку к письму.

Дорога к результату у разных детей редко бывает одинаковой — это побуждает меня разрабатывать все новые интегрированные и комбинированные занятия и программы как для детей, так и для родителей.

Стадия 4 (поведенческая)
ДЕЙСТВИЕ

Конечно, на тренинге, имитационной игре или практикуме родители смогут проиграть новую роль, приобрести новый опыт… Но будут ли они пользоваться приобретенными навыками в повседневной жизни? Это можно проследить по отзывам самих родителей, изменениям их взаимоотношений с ребенком и изменениям поведения ребенка.

Технологию конструктивного изменения поведения можно с успехом использовать и при работе с педагогами, и при работе с детьми, как в ходе реализации долгосрочной программы, так и во время одного занятия.

“ЗДОРОВАЯ МАМА – ЗДОРОВЫЙ МАЛЫШ”

Предлагаю рассмотреть использование технологии конструктивного изменения поведения на примере интегрированной программы “Здоровая мама — здоровый малыш”. Полагаю, что именно интегрированные программы в наибольшей степени отражают вариативность современного образования [1; 2; 8].

Три года назад эта форма работы была использована мною и при работе с родителями с целью укрепления здоровья часто болеющих детей.

Изучение состояния здоровья детей в различных регионах России приводит к неутешительным выводам: не более 10 % детей раннего возраста признаются здоровыми (Л.Ф. Тихомирова, 2006). Анализ состояния здоровья в нашем дошкольном учреждении показывает, что с детей с I группой здоровья стабильно около 30%. Эти показатели говорят о кризисном положении со здоровьем нации, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья на всю последующую жизнь.

По мнению некоторых ученых, здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, на 20% — от климатических и экологических факторов; на 20% — от генетических; на 10% от качества и доступности медицинской помощи (Ю.П. Лисицын).

Педагогика оздоровления оформляется сегодня на стыке физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии. Одним из ее зачинателей является отечественный ученый-педиатр и педагог Ю.Ф. Змановский. Он же рекомендовал широкое применение психолого-педагогических средств для достижения оздоровительных эффектов. К таким средствам он относил: индивидуальные беседы воспитателей и психологов с ребенком и родителями, подвижные, сюжетно-ролевые и особенно режиссерские игры, музыкотерапию, соответствующим образом организованные продуктивные виды деятельности, а также отдельные приемы рациональной психотерапии и технику мышечной релаксации, он также писал о необходимости использования психогимнастических упражнений. В настоящее время разработаны различные варианты психогимнастических комплексов (Дж. Морено, Д. Джекобсон, А. Вернон, Г. Юнова, А.И. Захаров, М.И. Чистякова и др.). Их широко используют педагоги, психологи, психотерапевты.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников во многом определяется взаимоотношениями, которые складываются у ребенка с окружающими его близкими людьми. И мы вновь возвращаемся к стереотипам.

Все родители понимают, что здоровье — важнейшая ценность, однако отношение к здоровью часто носит формальный характер. (Для примера: много ли людей делают утреннюю гимнастику из тех, кто знает о ее пользе для здоровья?) Без практического применения знаний, без формирования соответствующих повседневных навыков знания бесполезны. Поэтому народная мудрость “Учи показом, а не рассказом” была взята за основу тренинга для родителей “Здоровая мама — здоровый малыш”.

Структура и форма проведения соответствовали структуре и форме психологического тренинга, в то время как содержание включало в себя не только психологические, но и медицинские, физические, логопедические подходы к сохранению и укреплению здоровья. При этом теоретический и практический материал был адаптирован к форме тренинга (проблемное обсуждение, деловые игры, психотехнические упражнения, практические упражнения). Встречи с родителями проходили в течение месяца, три раза в неделю по 40–50 минут.

Цель именно такой формы работы:

формирование ответственности родителей за гармоничное развитие своих детей;

расширение представлений о возможностях использования психологических и педагогических знаний и технологий в семейном кругу и развитие соответствующих навыков с помощью практических упражнений;

оптимизация родительско-детских отношений через обучение направленным эмоционально-положительным методам взаимодействия с ребенком;

преодоление узкодисциплинарного подхода во взглядах родителей на развитие ребенка за счет расширения представлений о значимости различных компонентов;

укрепление сотрудничества между родителями и педагогами по вопросам обучения и воспитания детей.

Форма тренинга позволяет оптимально формировать все компоненты, лежащие в основе отношения к здоровью (каждое занятие построено на основе технологии конструктивного изменения поведения):

• Перед родителями раскрывается значимость профилактических мероприятий для психофизического развития детей (ценностно-смысловой, мотивационный компоненты).

Родителям предлагается теоретический материал, а также иллюстрирующие его практические приемы, способствующие укреплению психофизического здоровья детей, родители обмениваются своим опытом в ходе дискуссий и обсуждений (когнитивный компонент).

Групповая форма работы дает возможность обсудить положительный опыт использования дома предложенных здоровьеобогащающих методов, дает положительное моральное подкрепление со стороны участников тренинга, способствует “эмоциональному заражению”, принятию решения продолжать использовать полученный опыт в повседневной жизни (эмоционально-волевой компонент).

• Практические упражнения неоднократно повторяются вместе с родителями, что при высокой частоте групповых встреч позволяет закрепить навыки; кроме того, постоянно обсуждается возможность и результативность использования предложенных методов в домашней обстановке; родители получают памятки практической направленности (формируется поведенческий компонент).

Каждое занятие проводится по следующей схеме:

1. Организационный момент: приветствие, обсуждение результатов практического использования дома рекомендаций предыдущего занятия (с целью рефлексии опыта, необходимой корректировки — уточнения, дополнения, обмена опытом). 5 минут.

2. Знакомство с новым теоретическим материалом по теме (с целью раскрыть значимость, дать информацию). 5–10 минут.

3. Изучение практических упражнений (с целью формирования навыка использования практических методов). 15–20 минут.

4. Релаксация (цель — закрепление навыков саморегуляции психического состояния). 10–15 минут.

5. Дегустация напитков (цель — познакомиться с различными травяными чаями, их назначением, пропаганда рационального использования витаминных напитков дома) с параллельным обсуждением содержания занятия (с целью получения обратной связи, рефлексии). 5–15 минут.

К завершению тренинга родители демонстрировали на занятиях навыки использования практических методов по укреплению здоровья, как своего, так и своих детей.

Результаты психологического тестирования до и после тренинга показали, что у родителей изменилось функциональное состояние: существенно повысилась работоспособность, улучшились самочувствие, настроение. Интересны высказывания родителей по итогам тренинга. Они отметили, что узнали очень много полезной информации. Практические упражнения, которые они стали использовать дома, понравились их детям (“сейчас я с ребенком играю и вижу, что ему нравится”), а это говорит о том, что родители нашли более благоприятные способы взаимодействия с ребенком. На занятиях папы и мамы узнали много нового не только от специалистов, но и от других родителей в процессе обсуждения. Многие расширили свой круг общения, который сохранился и после тренинга. После занятий родители стали чаще обращаться за индивидуальными консультациями ко всем специалистам.

Эксперты из аттестационной комиссии, проводившей в это время в ДОУ аттестацию, отметили программу и рекомендовали к широкому использованию в дальнейшем.

Программа “Здоровая мама — здоровый малыш” была утверждена методическим объединением педагогов-психологов города и директором городского информационно-методического научного центра Департамента образования города Братска, а также отмечена дипломом II степени на городском конкурсе вариативных, профилактических и коррекционно-развивающих программ.

Активными участниками тренинга “Здоровая мама — здоровый малыш” были родители детей раннего возраста.

Они вдохновили на создание следующего комплексного комбинированного тренинга для родителей детей раннего возраста “Дружная семейка”. Конечно, цели тренинга, упражнения, вопросы для дискуссий были другие, но сохранен алгоритм, соответствующий технологии конструктивного изменения поведения. В апреле 2008 года эта программа заняла первое место в городском конкурсе коррекционно-развивающих программ.

Но это только первые шаги. С каждым новым учебным годом в ДОУ приходят новые дети и новые родители. Богаче становится методологический инструментарий. Хорошим результатом и наградой психологу будет осознание: ты внес свою лепту в то, чтобы здоровье наших детей стало лучше, отношения между родителями и детьми — гармоничнее, а жизнь – нравственнее, чтобы дети росли духовно и физически здоровыми.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Валицкая А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора // Педагогика. — 1997. — №2.

2. Данилюк А.Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании // Педагогика. — 1998. — №2.

3. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. — М., 1989.

4. Змановский Ю.Ф., Лукоянов Ю.Е. С аттестатом здоровья. — М., 1981.

5. Иванова Е.В. Смысл болезни в контексте семейных взаимоотношений // Вестник МГУ. Серия “Психология”. — 1993. — № 1.

6. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.

7. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. — 1997. — №4.

8. Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? // Педагогика. — 1997. — №3.

9. Современные стратегии реализации дошкольного образования: Методическое пособие к курсам повышения квалификации воспитателей и педагогов ДОУ различных видов / Сост. Зайцева О.Ю., Даниленко Н.Г., Маркина Ю.Д. — Иркутск, 2006.

10. Тихомирова Л.Ф. Формируем у детей дошкольного возраста отношение к своему здоровью //Детский сад от А до Я. — 2006. — №4.