Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2010


Наши дети

Психолог на перемене

Перемена... Это слово ассоциируется у школьников и педагогов с отдыхом, возможностью расслабиться, свободно подвигаться и поговорить о чем хочешь. Действительно, перемена является таким счастливым временем для ребят и взрослых. Но только не для психологов. Для них эти 10–15 минут — очень важный рабочий момент, в течение которого нужно так много успеть сделать, за который очень трудно отчитаться. Казалось бы, занимался какой-то ерундой: ну подошел к Васе, поговорил с Машей. Какой смысл во всем этом?

Мы попытались выделить основные направления воздействия психологов в отношении учащихся на перемене, а также формы этого воздействия. Свели их в таблицу. Это позволит психологу, с одной стороны, планировать свои воздействия на перемене, с другой, грамотно отчитаться за них, если, конечно, в конце дня кратко записывать свои результаты.

Важнейшее направление, которое всегда находится в поле зрения психолога, — содействие улучшению самооотношения учащихся.

Почему именно его мы ставим на первый план? Оказывается, сниженное самоотношение или, как иногда его называют, самоуважение, мешает успешно учиться и проявляться в человеческих отношениях.

На что еще оно может влиять? На состояние здоровья. Эксперименты показали, что действия, вызывающие снижение самоотношения, приводят к ослаблению иммунной системы и, как следствие, к большей уязвимости, к возможности возникновения болезней. Были открыты и более сложные связи, правда при исследовании обезьян. На их основании сделано предположение, что у людей с повышением самооценки увеличивается в организме количество серотонина — определенного биохимического элемента. Получается, что изменение самооценки имеет физиологический эффект.

Но я думаю, что никого убеждать не следует. Наверное, все замечали, как ситуации, способствующие повышению самооценки, вызывают прилив сил, хорошее самочувствие. И наоборот, к примеру, после разборок с родителями наступает усталость, у кого-то начинает болеть голова, у кого-то повышается давление.

Спонсор публикации статьи – компания "Гидромеханика-ZIP" предлагает рукава высокого давления (РВД), производимые опрессовкой на немецком оборудовании из шлангов "Parker Hannifin Corporation" и "Manuli Rubber Industries", что гарантирует высокое качество. Компания произведет изготовление рукавов по клиентским размерам под заказ. РВД рукав высокого давления, изготавливаемый компанией, проходит испытание на стенде и сертифицирован по ГОСТ 6286-73 и ГОСТ 25452-90. Продукция реализуется в Москве и области.

К сожалению, в нашей культуре слишком мало внимания уделяется самоотношению и необходимости его улучшения как профилактике болезни, снижения учебной и профессиональной активности. Однако сегодня все больше и больше специалистов соглашаются с тем, что у человека есть потребность столь фундаментальная и столь существенная, удовлетворив которую мы приводим все остальное в гармонию. Когда она удовлетворена, человек будет здоров, он будет счастлив как личность. Эта потребность — высокая самооценка, ощущение собственной ценности или, как иногда говорят, любовь к себе, радостное принятие себя.

В связи с этим один из психиатров нью-йоркской психиатрической клиники утверждал, что, если бы люди вместо самоуничижения и уверенности в том, что ни на что ни годны, имели бы любовь к себе, нагрузка на их психику уменьшилась бы наполовину. Другой психиатр, уже из Клиники душевного здоровья при Калифорнийском университете, говорил, что основная их работа — помочь пациентам найти все хорошее, что в них есть. И как только пациент начинает думать о себе лучше, он начинает лучше себя чувствовать.

Как содействовать улучшению самоотношения ребенка в режиме кратковременных воздействий, которые возможны на перемене? Следует опираться на типологию “поглаживаний”, описанную Е. Сидоренко. Под “поглаживаниями” понимаются комплименты или какие-то действия, которые могут быть приятны человеку.

Можно согласиться с тем, что у людей со сниженным самоотношением присутствует одна или несколько проблемных зон, связанных с “поглаживаниями”, — это неумение принять “поглаживание” (“Я хуже, чем обо мне думают”), попросить о них (“Сам справлюсь, иначе покажусь слабым”), дать их самому себе (“Не буду хвалить себя, иначе покажусь нескромным”), дать “поглаживания” другому (“Решат, что мне от них что-то надо”). Поэтому психолог на перемене во взаимодействии с ребенком со сниженным самоотношением может точечно воздействовать на его проблемные зоны, к примеру принимая “поглаживания” от ребенка. И тогда становится понятным, почему ребенку так приятно угостить психолога конфетой или яблоком. Он чувствует себя при этом значимым, умеющим не только что-то брать от окружающих, но и давать им. Даже если давать он будет яблоко или конфету.

Помимо самоотношения ребенка, важным направлением работы можно назвать содействие формированию у учеников эмоциональной рефлексии. Это необходимо ребенку, да и любому человеку, для профилактики психосоматики. Неумение человека осознать свои эмоциональные переживания и адекватно выразить (явление получило название алекситимия) — “светлый путь” в психосоматику. Поэтому важно помогать ребенку проявлять чувства и осознавать их.

Что в этом плане может сделать психолог? Самое простое и такое необходимое действие — помочь ребенку выплеснуть те или иные негативные чувства, которые возникли у него на уроке:

• Не спросили, когда хотел, а вызвали по вопросу, который недоучил...

• Вдобавок сосед по парте выкрикнул: “Ну ты, как всегда, тупишь!..”

• В конце урока была трудная работа, очень устал...

Причин появления негативных чувств много. И чтобы ребенок не “тащил” их дальше, на следующий урок, надо поговорить с ним: “Я вижу, ты огорчен...” Пусть он “отругает” учителя ли, соседа и с легким сердцем пойдет дальше. Всем ли это нужно? Далеко не всем и не в любом возрасте. Но в 5-м классе, к примеру — в первой четверти, очень полезно приходить на перемены к детям и просто присматриваться к ним. Сразу бывает видно, кому нужна помощь.

Иногда при посещении урока замечаешь, что ученик нарушает дисциплину, потому что старается выделиться, привлечь к себе внимание. Или, наоборот, всеми силами старается выполнить задание сам, не просит помощи учителя, когда ему это необходимо. Тогда психолог на перемене может обсудить с ним, чего он на самом деле хотел, насколько эффективно действовал для достижения своей цели и как можно было бы поступить по-другому. Если “не скатиться” в назидательность, то ребята пойдут на открытое, честное обсуждение своих действий.

Аналогично строится беседа, если ребенок оказался в ситуации, когда кто-то из окружающих — взрослый или сверстник — явно неправ. Первое, что приходит ему в голову, — обидеться, отомстить и пр. Мы же предлагаем ему понять человека: что послужило причиной того, что он так сорвался? Может быть, просто устал? Или что-то другое вывело его из себя? Тогда и реакция ребенка на ситуацию будет более мягкой и разумной.

Третье направление работы психолога на перемене — помощь ребенку в актуализации его эмоциональных и интеллектуальных ресурсов. Что мы понимаем под ресурсом ребенка? Возможности, результаты, которые он мог бы показать на уроке, но по каким-то причинам этого не сделал.

Это часто является следствием того, что ребенок либо устал, либо не испытывает в школе чувства эмоциональной безопасности. Педагоги, по-видимому, не получают в вузах знаний о “пирамиде” потребностей А. Маслоу, поэтому недооценивают важности удовлетворения физиологических потребностей и потребности в безопасности. Многие, даже хорошие учителя стараются так загрузить детей полезной информацией, как будто бы их урок в режиме дня является единственным.

Поэтому разговор психолога с ребенком о чем-то для него (ребенка) приятном — мультиках, вчерашней дискотеке, велосипедной прогулке — поможет ребенку отдохнуть, переключиться с процесса переработки информации на другие мыслительные действия.

С эмоциональной безопасностью, так необходимой ребенку, дело обстоит еще проще. Иногда сама фигура психолога, которому он доверяет, является ее гарантом. Психологу бывает достаточно зайти в класс, встретиться с ребятами взглядом, малышей потрепать по плечу и пойти дальше. А бывает, ребята сами просят перед уроком, на котором им небезопасно: “Приходите к нам, посидите на уроке”. Иногда их просьбу приходится удовлетворять.

Встречаются классы, в которых много эмоционально чувствительных детей, высокомотивированных к учебе, но сильно тревожащихся из-за контрольных мероприятий. Тревога может мешать им, снижать качество выполнения заданий. Психологу не мешает быть в курсе графика контрольных мероприятий школы и приходить в такие классы на перемене, чтобы дать детям необходимый настрой. Конечно, он для разных детей может быть разным. Кого-то надо воодушевить, продемонстрировать свою веру в его успех. А для кого-то, наоборот, несколько “обесценить” контрольную, чтобы снизить его тревогу.

Основные направления и соответствующие им формы работы психолога удобно свести в таблицу, которую можно повесить в своем кабинете. А в конце дня, имея списки классов, с которыми работаешь, под сегодняшним числом отметить краткими обозначениями свои действия рядом с фамилией тех детей, с которыми приходилось общаться. Например, Иванова СО4. К концу четверти будет собран большой материал по работе на перемене. И тогда в отчет можно включать, к примеру, такие данные: “Помощь в улучшении самоотношения осуществлялась Петрову, Ивановой...” Фамилий будет много, и важнейшая работа психолога на перемене может быть представлена администрации и родителям в убедительной форме.

СО1 Оказать поддержку Ты сегодня…
СО2 Предложить поддержку Вижу – огорчен, чем могу помочь?
СО3 Создать условия, чтобы ученик похвалил себя Как у тебя получилось…
СО4 Попросить или принять поддержку (помощь, комплимент, подарок) Мог бы ты мне помочь в…
Р1 Помочь проявить чувства, возникшие во время урока (обиду, гнев) Мне кажется, ты на уроке из-за чего-то огорчился?
Р2 Помочь осознать причины и последствия собственного поведения и другие пути достижения целей Чего ты хотел этим добиться?

Как можно было бы по-другому поступить?

Р3 Помочь осознать причины и следствия поведения других Почему она так поступила?

Могла бы поступить по-другому?

РЕС1 Вызвать чувство эмоциональной безопасности Спокойный взгляд или телесный контакт, открытая коммуникация
РЕС2 Помочь отдохнуть, переключиться Разговор по интересам
РЕС3 Настроить на урок, контрольную работу “Все получится” или “Не первая, не последняя…”
Ольга ХУХЛАЕВА,
доктор педагогических наук,
Москва