Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2010


Газета в газете

ДОШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ № 1(26)

 

Марина ПЕРМИНОВА,
педагог-психолог
адаптационных групп
кратковременного пребывания,
ГОУ детский сад № 328,
Москва

 

Как Кис и Тяф стали друзьями,
или Простые правила коммуникации

По какой бы программе ни занимался ребенок в детском саду, в его жизни обязательно должна присутствовать сказка. Сказка, которая развлекает, утешает, обучает и даже лечит.

Предлагаю познакомиться с частью цикла игровых коррекционно-развивающих занятий с использованием сказок, помогающих детям адаптироваться к условиям детского сада.

 

Рис. Е. Медведева

Цикл игровых коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии предназначен для работы с детьми двух-трех лет.

Одним из условий успешной адаптации ребенка к детскому саду (и к жизни в обществе в целом) является усвоение им правил общения с людьми. Эти правила очевидны для взрослых, однако ошибочно предполагать, что они равным образом ясны ребенку. Как известно, в этом возрасте ребенок впервые в своей жизни начинает проявлять интерес к взаимодействию со сверстниками, и именно в ситуации игры, как ведущей деятельности этого возрастного периода. В зависимости от того, на какой эмоциональной волне пройдут эти первые контакты, и сложится отношение ребенка к дальнейшему общению с себе подобными.

Разрабатывая занятия, я преследовала ряд задач:

1. Обучить конструктивным поведенческим реакциям.

2. Научить ребят осознавать собственные эмоции и вызвать у них сочувствие к другим людям. “Через общение к концу дошкольного возраста формируется такое важное новообразование, как эмоциональная децентрация — умение принимать во внимание чувства и мысли других людей. А пока, в раннем возрасте, впервые начинает формироваться первичная внутренняя саморегуляция как отсрочка немедленного удовлетворения потребностей и первичная эмпатия как способность почувствовать состояние другого и пожалеть его” (О.В. Хухлаева. Тропинка к своему Я).

3. Снять деструктивные элементы в поведении, напряжение.

4. Развивать позитивную самооценку.

5. Помочь освоить элементы релаксации.

Занятия составлены в соответствии с принципами построения сказкотерапевтических занятий.

Все занятия имеют общую структуру, соответствующую структуре коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия, разработанной Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, за исключением небольшой авторской модификации, необходимой для адаптации занятия для детей раннего возраста.

Занятия включают:

• ритуал “входа” в сказку — коллективное сплачивающее упражнение, помогающее детям оказаться в сказке;

• повторение — педагог вместе с детьми вспоминает содержание предыдущего занятия (“путешествия”);

• сказка — педагог рассказывает детям новую сказку;

• обсуждение прочитанного — педагог обсуждает с детьми рассказанную сказку, ее содержание, героев, чувства, которые вызывает произведение;

• игры, упражнения — проводятся различные игры и упражнения, связанные с содержанием сказки, которые решают коррекционно-развивающие задачи;

• подведение итогов — обсуждается и обобщается то, что происходило на занятии, что нового узнали дети, как содержание занятия можно связать с реальной жизнью;

• ритуал “выхода” из сказки — повторение ритуала “входа” в сказку.

Для занятий используются различные материалы и оборудование. Некоторые из них — неотъемлемый атрибут каждого занятия: “Кошкин дом” — складной детский домик, в котором живет Бабушка Кошка (ее роль исполняет психолог), игрушки: котенок по имени Кис и щенок по имени Тяф. Занятия, каждое по 10–15 минут, проводятся не менее трех раз в неделю в групповой комнате для занятий, где создается “сказочная” обстановка (реквизит, украшения). Количество детей в подгруппе: 4–6. Использованные в занятиях цикла сказки разработаны на основе рекомендаций М.А. Панфиловой по написанию коррекционных сказок.

Данная часть цикла состоит из 21 игрового коррекционно-развивающего занятия (в данном материале представлено только три).

Темы занятий данной части цикла:

• Не хочешь — не делись, но тогда и не бери чужого.

• Брать чужое можно только с разрешения владельца (в переводе на “детский” — спроси: “можно?”).

• Твое тебе обязаны вернуть, но и ты должен всегда возвращать чужое (поиграй и отдай).

• Нельзя отнимать у других, но и другие не имеют права отнимать у тебя (договорись, попроси, скажи “пожалуйста”).

• Понравилась чужая игрушка — поменяйся или жди своей очереди: хозяин наиграется и даст поиграть тебе ( поменяйся, играйте по очереди).

• Не начинай драку, если тебе что-то не нравится, старайся словами объяснить (скажи, как надо делать).

• Если тебя несправедливо обидели — отняли игрушку без твоего разрешения или ударили, ты имеешь право требовать свое (и в самом крайнем случае дать сдачи).

Наблюдения за детьми двухлетнего возраста показали, что конфликты во время игры провоцируют:

• физическую агрессию детей, в основном направленную на сверстников, на неодушевленные объекты;

• понижение эмоционального фона;

• замыкание ребенка в себе, отказ от общения.

СКАЗКА
“Как Кис не хотел давать мячик”

Часть 1-я. Кису подарили мячик. Вот такой: круглый, разноцветный, маленький мячик. Хлопнешь лапкой, а мячик скок-скок-скок — и покатился! А ты беги — догоняй! Или притаись… а потом — цап-царап и поймал! Вот весело Кису!

Тяфу тоже понравился мячик:

— Дай мне! Я тоже хочу играть! — просит он Киса.

А Кис говорит:

— Нет! Я играю…

Грустно вздохнул Тяф и отошел.

Часть 2-я. Еще поиграл Кис и устал. Надоело бегать.

А что делает Тяф?

Тяф копает гараж для машины. Вот это да! И Кис стал свой гараж копать.

— Тяф, дай и мне машину в гараж завезти!

— Нет! Я играю! — ответил Тяф.

ЗАНЯТИЕ 1

Ритуал “входа”

Звенит колокольчик. Психолог говорит детям, что отправляется поезд в сказочную страну, где их уже ждет Кошка (персонаж, знакомый детям по предыдущим занятиям), которая везде гуляет и много сказок знает. Дети становятся друг за другом — они “вагончики”, психолог или педагог — “паровоз”.

— Едет, едет паровоз, две трубы и сто колес!

Если паровозик едет, как гудит он, кто ответит?

— Ду-ду-ду-ду! В гости в сказку я иду!

Дети “подъезжают” к Кошкиному дому. Психолог превращается в Кошку (надевает на голову шапочку с кошачьими ушками), встречает детей, каждого ласково называя по имени (упражнение “Кто у нас хороший?”, знакомое детям по предыдущим занятиям).

Время: 2–3 минуты.

Сказка “Как Кис не хотел давать мячик”,
часть 1-я

Дети рассаживаются на стульчики, которые расставлены вокруг стола. Кошка достает из корзинки с крышкой игрушки — Киса и Тяфа. Дети здороваются с ними за лапку, говоря: “Здравствуй, Кис, здравствуй, Тяф”. Кошка рассказывает и показывает первую часть сказки про котенка Киса.

Время: 3 минуты.

Обсуждение 1-й части сказки

• Кто играл с мячиком?

• Кису весело было играть с мячиком?

• Кто еще хотел поиграть с мячиком?

• Кис дал Тяфу мячик?

• Кис не дал мячик. Тяфу весело или грустно?

Все ответы детей повторяются и проговариваются психологом. Пример: “Грустно Тяфу, конечно, грустно, Кис не дал мячик, а Тяф так хотел!”

Время: 1 минута.

Сказка, часть 2-я

Кошка продолжает рассказывать сказку.

Время: 1 минута.

Обсуждение 2-й части сказки

• Кто устал играть с мячиком?

• Что делал Тяф?

• А Кис копал гараж?

• Тяф дал Кису машинку?

• Тяф не дал машинку. Кису весело или грустно?

Все ответы детей повторяются и проговариваются психологом.

Время: 1 минута.

Упражнение “Котята играют”

Кошка просит детей стать котятами и дает каждому котенку мячик. Каждый из котят играет мячиком как хочет. Кошка подсказывает, как можно играть (можно бросить и догонять, можно катать, можно бросить в стену, можно пинать ногами). Кричать не запрещается. Звучит бодрая музыка. Кошка подчеркивает, что котятам весело.

Время: 2 минуты.

Релаксационное упражнение “Котята спят”

Кошка говорит котятам, что они от души повеселились и устали. Звучит спокойная музыка. Дети удобно ложатся на маты. Кошка показывает, как котята потягиваются, несколько раз зевают, закрывают глазки и засыпают. Отдохнули, потянулись ручками и ножками. Сели — потянулись. Встали на лапки — потянулись.

Время: 1 минута.

Подведение итогов

Проговаривается последовательность всего, что происходило на занятии.

Как много мы сегодня успели: послушали сказку, поиграли, отдохнули. Узнали, что если не давать свои игрушки, как Кис, то и тебе никто игрушку поиграть не даст. У нас все детки добрые. Все дают поиграть своими игрушками. Вася даст поиграть деткам своего котика? Молодец, Вася! А Маша? (Спрашивают у каждого ребенка.) Какие добрые, хорошие детки. Весело было играть с Кошкой? Приедете в сказку еще раз?

Время: 1 минута.

Ритуал “выхода”

Повторяется ритуал “входа” в сказку. Звенит колокольчик. Дети машут Кошке (пока-пока!). Собирается и уезжает волшебный поезд.

Время: 1 минута.

ЗАНЯТИЕ 2

Ритуал “входа”

Тот же, что и на первом занятии.

Время: 2–3 минуты.

Сказка
“Как Кис не хотел давать мячик”

Дети рассаживаются на стульчики, которые расставлены вокруг стола. Кошка достает из корзинки с крышкой игрушки – Киса и Тяфа. Дети здороваются с ними за лапку, говоря: “Здравствуй, Кис, здравствуй, Тяф”. Кошка напоминает и показывает сказку про котенка Киса.

Время: 3 минуты.

Обсуждение сказки

• Кто играл с мячиком?

• Кису весело было играть с мячиком?

• Кто еще хотел поиграть с мячиком?

• Кис не дал мячик. Тяфу весело или грустно?

• Кто играл с машинкой?

• Тяф дал Кису машинку?

• Тяф не дал машинку. Кису весело или грустно?

Все ответы детей повторяются, дополняются и проговариваются психологом.

Время: 1 минута.

Упражнение “Мне весело”

Дети стоят на ковре. Кошка поет песню: “Если весело тебе, то делай так…” и показывает движения (улыбаемся, хлопаем руками, прыгаем, кричим “ура!”).

Время: 1 минута.

Упражнение “Грустно–весело”

Кошка говорит, что Тяф загрустил. Кис не дал ему мячик.

Давайте пожалеем Тяфа. Не грусти, Тяф! (Дети и психолог гладят Тяфа.) Как Тяф грустит?

Покажите, как Тяфу грустно: опустил мордочку на лапки, сжался в комочек, тихо скулит: “У-у-у”, трет лапками глазки. Жалко Тяфа. И Кису Тяфа жалко. И Кис дал Тяфу мячик! Тяфу весело! Покажите, как Тяфу весело: прыгает, радостно и громко лает: “Ав, ав!”.

Затем все повторяется, но грустит Кис.

Время: 2 минуты.

Подведение итогов

Проговаривается последовательность всего, что происходило на занятии.

Как много мы сегодня успели: послушали сказку, поиграли, узнали, когда грустно и когда весело. Научились жалеть того, кому грустно. У нас все детки добрые. Все умеют утешать того, кто грустит.

Если Васе грустно, что мы ему скажем? А если Маше грустно? У нас и Вася, и Маша, и … (перечисляются все дети) умеют жалеть. И всем становится веселее. Интересно было играть с Кошкой? Приедете в сказку еще раз?

Время: 2 минуты.

Ритуал “выхода”

Повторяется ритуал “входа” в сказку. Звенит колокольчик. Дети машут Кошке (пока-пока!). Собирается и уезжает волшебный поезд.

Время: 1 минута.

ЗАНЯТИЕ 3

Ритуал “входа”

Тот же, что и на первом занятии.

Время: 2–3 минуты.

Сказка “Как Кис не хотел давать мячик”

Дети рассаживаются на стульчики, которые расставлены вокруг стола. Кошка достает из корзинки с крышкой игрушки Киса и Тяфа. Дети здороваются с ними за лапку, говоря: “Здравствуй, Кис, здравствуй, Тяф”. Кошка напоминает и показывает сказку про котенка Киса.

Время: 3 минуты.

Обсуждение сказки

• Кису весело было играть с мячиком?

• Кто еще хотел поиграть с мячиком?

• Кис не дал мячик. Тяфу весело или грустно?

• А давайте представим, что Кис дал поиграть мячик. На чуть-чуть. Тяф бы обрадовался?

• Поиграл Тяф и обратно Кису мячик отдал. Кису было бы весело?

• Веселый Тяф тогда дал бы Кису машинку? На чуть-чуть?

• Кису было бы весело играть с машинкой?

Все ответы детей дополняются и проговариваются психологом.

Время: 2 минуты.

Упражнение “Я возьму и тебе отдам”

Дети стоят на ковре по кругу. Звучит бодрая музыка. Кошка помогает малышам взять большой мяч у соседа слева и передать его соседу справа. Как только музыка останавливается, останавливается и процесс передачи мяча. Тот, у кого мяч оказался в руках, якобы “не хочет делиться”. Кошка вместе с детьми его уговаривают: “Пожалуйста, дай поиграть”. Затем музыка включается вновь и игра продолжается. (2–3 раза.)

Время: 2 минуты.

Релаксационное упражнение “Котята спят”

Кошка говорит ребятам, что они от души повеселились и устали. Звучит спокойная музыка. Дети удобно ложатся на маты. Кошка показывает, как ребята потягиваются, несколько раз зевают, закрывают глазки и засыпают. Отдохнули, потянулись ручками и ножками. Сели — потянулись. Встали на ножки — потянулись.

Время: 1 минута.

Подведение итогов

Проговаривается последовательность всего, что происходило на занятии.

Как много мы сегодня успели: послушали сказку, поиграли, Узнали, кто как грустит и как радуется. Если Васе не дали игрушку, он будет грустить? Как развеселить Васю? Что дать? Если Маша дала поиграть свою куклу, ей весело? У нас все детки добрые. Все дают поиграть своими игрушками. Вася даст поиграть деткам своего котика? Молодец, Вася! А Маша? (Спрашивают у каждого ребенка.) У нас в садике все детки дают поиграть друзьям своими игрушками и всем весело. Интересно было играть с Кошкой? Приедете в сказку еще раз?

Время: 1 минута.

Ритуал “выхода”

Повторяется ритуал “входа” в сказку. Звенит колокольчик. Дети машут Кошке (пока-пока!). Собирается и уезжает волшебный поезд.

Время: 1 минута.