Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2010


Конкурс

НОМИНАЦИЯ:

“Оригинальные решения: игры, тренинги, индивидуальные и групповые занятия — по-новому”

 

 

Ольга ВЫДРА,
педагог-психолог,
МДОУ “Детский сад —
центр развития ребенка “Аленушка”,
Усть-Абакан, Республика Хакасия
(Фото автора)

 

На что похожа ласка?

Пытаясь разнообразить детскую деятельность, сделать процесс вхождения ребенка во взрослый мир более интересным и увлекательным, педагоги все чаще обращают свой взор на использование в своей деятельности нетрадиционных способов рисования, и это возможно не только на занятиях по изобразительной деятельности. Применение нетрадиционных техник рисования поможет также и педагогу-психологу, ведь с их помощью есть возможность обогатить внутренний мир ребенка, развить и скорректировать эмоциональную сферу: справиться с тревожностью, избавиться от страхов, немотивированной агрессии.

Как это сделать?

Самое простое (и я уверена, что это использует каждый педагог, а не только психолог) — попросить детей нарисовать свое настроение на мокром листе бумаги. Получается здорово и эффективно, так как, кроме детской радости, взрослый получает возможность продиагностировать общий эмоциональный настрой каждого ребенка.

Рисовать волшебными кисточками — пальцами можно все, что угодно. А почему бы не попробовать рассказать о своем характере, тем более если он похож на чудо-цветок, придуманный ребенком? А прикосновения к мягким краскам, воде, шершавой на ощупь бумаге помогут преодолеть негативные эмоции, такие как злость, раздражение, ведь их портреты получаются совсем не симпатичными.

Чудо-кисти – пальчики – у нас есть, но есть у нас с собой и чудо-листочки! Проведем кисточкой по ладошке. Щекотно? Вот и готов Смешарик!

Попросите ребенка обвести ладошки карандашом на листе бумаги и одну превратить в Страшилку, а другую в Смешилку. Интересно, кто понравится им больше?

Забавными получаются рисунки, которые дети выполняют по кругу: один начинает, через определенное время меняется с соседом, который дорисовывает какую-то деталь. Обычно, когда рисунок возвращается к хозяину, тот его уже с трудом узнает. Ну а если есть еще возможность сочинить историю…

Вы помните, какую радость в детстве доставляли мыльные пузыри? Ничего не изменилось! Берем воду, гуашь, немного жидкого мыла, все смешиваем, надуваем восхитительную шапку из пузырей и прикладываем к ней лист бумаги. А дальше детская фантазия поможет, подскажет, что можно нарисовать, чтобы получилась Радость, и на что она похожа!

А бабушкин теплый свитер? Мягкая шерсть, яркий рисунок! Если несколько отрезков шерстяных нитей опустить в баночку с краской, а потом, зажав их между двумя листами бумаги, вытянуть за один конец, то в получившемся рисунке, пофантазировав, можно увидеть, на что похожа Ласка.

Попробуем соль на вкус. Бр-р-р! А ведь именно такие эмоции вызывают ссоры и конфликты с близкими и друзьями. Но мы не будем переживать, а соленое превратим в “сладкое” — нарисуем солью подарок: сначала наносим контур подарка, затем намочим его водой и присыпем солью. Когда вода высохнет, раскрасим наш подарок яркими цветами. И можно смело идти мириться!

Неоценима роль рисования в преодолении детских страхов. Попробуем нарисовать свои страхи ватными палочками или поролоновыми тампончиками, сделать которые не составит труда. Даже на ощупь они приятные, и нам уже не так страшно рисовать свои Страхи. А если мы еще их порвем, да к тому же сожжем, от них не останется и следа.

Со страхом темноты поможет справиться техника “высветления”: на черном листе бумаги обычным ластиком рисуются предметы, которые могут прятаться в темноте. И вот уже не страшно заходить в темную комнату, так как там все привычно и знакомо.

Страх вызывает, как правило, все непонятное и странное. Вот нарисованные соседом каракули – вроде ничего не понятно… А если присмотреться? Да еще и дорисовать! Разве страшно?! А вот злой волшебник заколдовал Любовь, закрасил ее черной краской (применяется техника граттажа), и только смелые, добрые, чуткие дети смогут ее спасти: нарисовать на “заколдованных” листах домик, где Любовь может жить.

Закрепить у детей знания об эмоциях можно с помощью следующего приема: рисуем свечой или восковым мелком белого цвета контур изображения той или иной эмоции и просим детей зарисовать этот контур красками. В проявившемся изображении и нужно узнать загаданную эмоцию.

Техник работы великое множество, было бы желание и любовь к детям!

Еще можно сделать прекрасный групповой коллаж. Здесь в ход пойдет все, что есть под рукой: фантики от конфет, фольга, фотографии, цветная бумага, перышки, бусинки, воск, пластилин и даже макаронные изделия. Тема и содержание могут быть разнообразны.

Действительно, спектр применения нетрадиционных техник рисования ограничивается только фантазией педагога и детей. Такие занятия, конечно, не сделают всех художниками, но ощутить радость творчества помогут каждому.

ТВОРИТЕ И ПОЛУЧАЙТЕ РАДОСТЬ!