Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2010


Книжный шкаф

Психологическое сопровождение подростков

Cистема работы, диагностика, тренинги

Е.В. Федосенко
СПб.: Речь, 2008

Книги, изданные в серии “Психологический практикум”, как правило, рассчитаны на психологов, занятых в практике. Данное издание, судя по его содержанию, исключением не является: в нем речь идет об одном из аспектов деятельности психолога образовательного учреждения. Причем если в первой и последней главах поднимаются общие вопросы психологической службы — организационные и собственно инструментальные (диагностическая и коррекционная работа), то в других затрагиваются психологические проблемы подросткового возраста.

В этой связи не совсем понятно, почему издание отнесено автором к категории монографий: как соотносятся между собой психологический практикум и монография? Традиционно монографией называют научный труд, посвященный исследованию какого-либо одного вопроса. В данном случае издание носит сугубо практический характер, что нисколько не умаляет его достоинств.

Хочется выделить группу практических психологов, для которых это небольшое издание окажется особенно полезным, — это специалисты, работающие с так называемыми трудными подростками. Довольно большой раздел книги посвящен описанию системы работы с учениками, склонными к девиантному поведению. Кроме того, автор решается на обсуждение такой сложной проблемы, как суицидальное поведение в подростковом возрасте.

Предлагаемые автором диагностические и коррекционные формы работы не бесспорны, но внимание к обозначенным проблемам — факт, безусловно заслуживающий только положительной оценки. Следует сказать и о том, что все изложенное в пособии является обобщением собственного опыта работы, а это в значительной степени повышает доверие к советам и рекомендациям. В книге приводится “Авторская программа психологической службы” (профессиональный лицей), которая может быть использована практикующими психологами при разработке собственной с учетом специфики другого учебного учреждения.

Статья подготовлена при поддержке проекта «Планета Работы». Если Вы решили устроиться на работу, но не знаете, как правильно её искать, то оптимальным решением станет обратиться на проект «Планета Работы». Проект «Планета Работы» создан для поиска работы и сбора данных о недобросовестных компаниях. Как правильно оформить резюме или начать поиск работы читайте тут. Проект «Планета Работы» постоянно обновляется, поэтому вы всегда сможете найти новую вакансию.

Наибольший практический интерес представляет глава “Психологический практикум”. В него вошли “Программа профилактики нарушений” (18 занятий) и “Тренинг повышения самооценки у учащихся” (10 занятий). Что касается последнего, то заслуживает специального внимания вопрос о правильности постановки проблемы: а всегда ли нужно повышать самооценку? не исключено, что у нерадивого ученика с самооценкой все в порядке, а если работать над ее повышением, то вряд ли удастся добиться сдвигов в успеваемости. В этой же главе приводятся тексты опросников, диагностическая и тем более прогностическая ценность которых все-таки сомнительна, именно поэтому они могут быть рекомендованы к использованию только в сочетании с другими способами психологического обследования подростков.

Обращение автора к вопросам семейного воспитания свидетельствует о всестороннем подходе к психологическим проблемам подросткового возраста, но жаль, что говорится об этом достаточно скупо — это, по-видимому, отражает сложность данного направления работы практического психолога.

Марина СТЕПАНОВА