Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №6/2010


Психолог у доски

Связь с реальностью внутри нас

Использование художественных произведений на уроках психологии

Использование психологами на занятиях текстов художественной литературы — дело благодарное и чрезвычайно интересное. Работу с художественными текстами можно организовать по-разному в зависимости от того, какую цель мы ставим перед собой.

Приведу пример одного типа работы с художественным текстом. Он используется мной на занятиях со студентами-психологами в курсе “Методика преподавания психологии”. Многие студенты, отправляясь на педагогическую практику в школу, предлагают учащимся 7–9-х классов такой вид занятий.

В основе лежит методика по развитию критического мышления, разработанная Р. Бурстом. Преподаватель психологии сначала предлагает учащимся некий текст, и в группе проводится работа с ним по определенному плану. Очень важно тщательно подойти к выбору текста. Он должен затрагивать учащихся своей проблематикой, быть для них эмоционально насыщенным.

ПЛАН РАБОТЫ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ

I. Стадия вызова

Ее цель — активизировать учащихся, вызвать интерес к определенной теме. Учащиеся работают в мини-группах. Они либо придумывают рассказ, сказку или притчу с ключевыми словами из текста, которые им предложил преподаватель, либо делают рисунки на определенную тему. Можно придумать любое творческое задание, каким-то образом связанное с текстом, который будет предложен.

Затем каждая группа представляет свою работу. Хорошо, если одна группа придумывает с заданными словами сказку, другая — стихотворение, третья — басню и пр. Но даже если все группы придумали тексты одного жанра (например, рассказы), то они все равно будет отличаться один от другого.

Представление различных текстов, рисунков способствует осмыслению учащимися процесса группового творчества, плюсов и минусов этого процесса. Это все можно обсудить при необходимости (так как цель работы все-таки не эта). Но иногда случается, что кто-то решает написать текст самостоятельно или погруппа делится на мини-группы, которые не договариваются между собой об общей линии работы. Вот в этом случае просто необходимо обсудить такие групповые механизмы, как “фасилитацию” — повышение продуктивности индивида при работе в группе и “ингибицию” — торможение творческой активности человека при работе в группе, отметить индивидуальные предпочтения в организации творческой работы. Это важно сделать, чтобы не появилась негативная реакция в отношении “отделившихся”. Но такие случаи бывают все-таки нечасто. Обычно царит атмосфера радостного творчества.

II. Стадия индивидуальной работы

После того как представлены результаты коллективного творчества, каждый учащийся получает распечатку текста. Когда невозможно сделать распечатки для всех учеников, можно читать текст вслух, однако при такой форме работы снижается уровень погруженности учащегося в собственные мысли и чувства.

В процессе работы с текстом учащиеся выписывают три вида цитат:

1) Ассоциативные. С какой ситуацией, произведением, картиной, фильмом и др. у них ассоциируются определенные выдержки из текста. Обычно выписывают от двух до пяти таких цитат.

2) Проблемные. Какие отрывки из текста хотелось бы обсудить в группе? Это может быть связано с непониманием каких-то фраз, их смысла или с особым интересом к мнению других людей по этому поводу.

3) Смысловые. Каждый пишет в этом блоке, какие цитаты, по его мнению, являются наиболее значимыми. Ради каких слов, по его мнению, был написан автором текст? В каких словах автор отразил смысл, который хотел донести до читателя?

III. Стадия обсуждения (рефлексии)

Эта стадия опять связана с коллективной работой. Теперь желающие зачитывают и объясняют выписанные ассоциативные цитаты, идет обсуждение проблемных и смысловых цитат.

По данному плану на следующих занятиях уже сами учащиеся предлагают свои тексты, которые, по их мнению, будут интересны для обсуждения в группе. Перед выходом к аудитории они сами прорабатывают тексты — пишут пояснительную записку, а также работают с цитатами по индивидуальному плану. В пояснительной записке к тексту учащиеся отмечают, какой группе людей данный текст важно прочитать. Значимость художественного произведения может быть связана с возрастом человека, его состоянием (болезнь, трудности в каком-то деле), жизненной ситуацией (развод родителей, нарушение отношений с одноклассниками, неразделенная любовь) или с особенностями характера (застенчивость и др.). По ходу занятия докладчики отмечают особенности обсуждения текста их товарищами.

Приведу примеры работ учащихся.

Работа по рассказу А.П. Чехова “Размазня”
(студентки Московского гуманитарного института Е. Боаге)

Пояснительная записка “Почему я считаю этот текст значимым для работы на уроках психологии?”

Рассказ А.П. Чехова “Размазня” может быть очень полезным для застенчивых людей, которые боятся или не умеют отстаивать свою правоту. Читая этот рассказ, человек может выйти на понимание того, как важно в жизненной ситуации, где имеют место несправедливость и притеснение прав человека, уметь хоть немного постоять за себя.

I. Стадия вызова (работа в группе)

Нарисовать образы сильного и слабого человека. Объяснить особенности изображений. Написать ассоциации к терминам “сила” и “слабость”.

II. Стадия индивидуальной работы

Цитаты Пояснения
Ассоциативные

1. “Юлия Васильевна вспыхнула и затеребила оборочку, но… ни слова!”

2. “— Десятого января вы взяли у меня десять рублей…

— Я не брала, — шепнула Юлия Васильевна.

— Но у меня записано!

— Ну, пусть… хорошо”

3. “— Я пошутил над вами, жестокий урок дал вам… Я отдам вам все ваши восемьдесят!”

1. Вспомнила, как на обвинение учителя в списывании вела себя так же

2. Ассоциация с Остапом Бендером, который все долги Кисы Воробьянинова записывал

3. Слово “пошутил” вызвало ассоциацию с рассказом А.П. Чехова “Шуточка”. Там тоже урок, но, по-моему, горше

Проблемные

1. “— Я поглядел ей вслед и подумал: легко на этом свете быть сильным!”

Хочется обсудить в группе эти слова героя. Что такое — быть сильным за счет других? Но на силу найдется другая сила…
Смысловые

1. “— Но разве можно быть такой кислятиной? Отчего вы не протестуете?

Разве можно на этом свете не быть зубастым? Разве можно быть такой размазней?”

Автор подводит читателя к пониманию того, как важно уметь отстоять свою правоту. Я думаю, что в этих вопросах смысл рассказа: чтобы люди задумались о своем достоинстве

III. Стадия обсуждения

В ассоциативных цитатах в основном вспоминали ситуации из собственной жизни — в школе, в магазине, в столкновении с хулиганами.

Обсуждали пределы скромности, безответности, а также требовательности и напористости; говорили о том, какие обстоятельства жизни могут привести к такой забитости человека.

Работа по притче “Лягушка, дошедшая до цели”
(студентки ННГУ В. Востоковой)

Пояснительная записка

Я выбрала этот текст, потому что он мне показался очень интересным и ярко отражающим сущность одного психологического явления — силы убеждения. К сожалению, часто убеждение направлено не в позитивную сторону и не способствует развитию личности человека, а вызывает у него лишь сомнения в собственных силах, снижает самооценку, формирует негативные установки и представления о себе и мире, которые потом тормозят его деятельность и в результате мешают человеку достигать своих целей.

На примере этого текста можно показать, как важно обладать уверенностью в своих силах, не бояться ставить “грандиозные” цели и добиваться их исполнения. Бывает, что человека не устраивает какая-то жизненная ситуация, но активных действий он не предпринимает, боясь потерять то, что уже есть, поддаваясь убеждениям окружающих: “Это невозможно! Все так живут!” — то есть опасаясь неудачи и не веря в свои силы.

I. Стадия вызова

Придумать рассказ со следующими словами: горы, пруд, привычка, цель, трудность, компания, болото, дорога.

II. Стадия индивидуальной работы

Ассоциативный блок

Данный рассказ вызывает во мне следующие ассоциации:

• с рассказами К. Паустовского, в которых много описаний природы (“болото”, “горы”, “чистый большой пруд”);

• с песней, которую исполняет Дима Билан “Невозможное возможно” (в притче есть слова: “Лягушка не слышала, что это невозможно”);

• с пословицей “Всяк кулик свое болото хвалит” (слова жабы: “Уж лучше сидеть в своем болоте!”);

• с людьми, которые не хотят жить в своем “болоте”, а хотят переделать его в “большой и чистый пруд”.

Проблемный блок

1. Проблема возможного и невозможного (нет четких, раз и навсегда установленных границ — то, что казалось невозможным когда-то, сейчас воспринимается как самая нормальная вещь, наука не стоит на месте — каждый год делаются все новые и новые открытия, таким образом, представления о возможном и невозможном постоянно изменяются).

2. Проблема воздействия убеждения одних людей на других (может быть не только позитивным, но и оказывающим деструктивное влияние на личность человека).

3. Проблема “глухоты” — в какой степени нужно быть “глухим”, чтобы не поддаваться негативному влиянию, но при этом остаться человеком, способным воспринимать новую информацию, слышать мнения других людей. Скорее всего, “глухота” должна быть очень избирательной и хорошо продуманной.

Смысловой блок

На мой взгляд, суть данной притчи заключена в следующих словах: “Лягушка не слышала, что это “невозможно”. Не слышала, как ее отговаривали, и поэтому она легко добралась до своей цели”.

Очень часто человеку мешают достичь цели сомнения в ее достижимости, они отнимают много времени и сил, не давая сосредоточиться на главном, сконцентрироваться на работе, из-за чего вероятность неудачи значительно возрастает. Поэтому так важно при постановке целей иметь еще и уверенность в их достижимости, позитивный настрой и установку на успех.

III. Стадия обсуждения

Обсуждение сказки было связано с выяснением роли негативных установок и представлений. Они могут не осознаваться человеком, но при этом оказывать прямое воздействие на его жизнь. А действительно ли надо уходить из “своего болота”? Только глухие не слышат, что “где родился, там и пригодился”.

Работа по рассказу Р. Брэдбери “Осенний день"
(студента ННГУ В. Волкова)

Пояснительная записка

Многие люди часто не замечают, упускают из виду огромное количество событий и предметов в своей жизни. Они живут в строго упорядоченных ситуациях (например, дом > работа > кафе > дом), которые повторяются изо дня в день, из года в год. Такая монотонность жизни приводит к усталости, нарастанию напряжения. Сознание людей становится суженным, ригидным, они не могут смотреть на мир и на самые простые вещи с разных интересных позиций, видеть необычное в обычном и получать от этого удовольствие.

Мир воспринимается в черно-белых красках, снижается эмоциональная чувствительность к ощущениям, возникает эмоциональная атрофия, появляется эмоциональный голод. Старые смыслы жизни уходят, новые не производятся, и начинается экзистенциальный вакуум. Человек сосредоточивается на своем отрицательном или положительном прошлом или будущем, уходя от реальности.

Осмысление данного рассказа помогло бы человеку сознательно относиться к каждому моменту своей жизни, расширять свои интересы, обращать внимание на собственные ощущения, замечать происходящее вокруг, получать удовольствие от разнообразия мира, выражать свои эмоции.

Рассказ затрагивает и детско-родительские отношения. Родители, основываясь на своем жизненном опыте и ошибках, пытаются ограничить детей в каких-то действиях, лишая их определенных переживаний, что сдерживает рост и развитие личности ребенка. Родители, прочитав рассказ, смогут понять, что у детей есть право на собственный опыт, переживания и ошибки.

I. Стадия вызова

Вспомните 10 радостных событий в вашей жизни на прошлой неделе. Вспомните, что красивого вы видели сегодня (растения, животные, люди, пейзажи, различные предметы, интересные ситуации). Нарисуйте на листе бумаги то, что вам хотелось бы сегодня получить (все что угодно — от вкусного блюда и прогулки по аллее до красивого подарка и полета на самолете).

II. Стадия индивидуальной работы

Ассоциативный блок

Цитата Объяснение
“Не люблю октябрь” У меня день рождения в октябре, я люблю октябрь
“Не нравится мне, как деревья становятся голыми, а небо каким-то выгоревшим” Воспоминания об осени дома, на Колыме
“Мне нужно поработать на чердаке” Я люблю рыться на чердаках, в кладовых и находить там интересные вещи
“Я собиралась заняться этим еще весной, — пробормотала она. — А теперь уже и зима не за горами, и не хочется думать, что я так и не справилась с этой грудой хлама” Иногда ставишь перед собой цели и не можешь их достичь в течение долгого времени из-за своей лени
“Пахнуло осенней свежестью” Очень яркая, живая фраза
“Мисс Элизабет долго смотрела на видневшееся сквозь ветки яблони маленькое личико своей племянницы” Интересное сравнение: личико племянницы сквозь ветки яблони похоже на яблоко

Проблемный блок

Цитата Объяснение
“Он закончился, еще не начавшись” Как это может быть?
“За газетами последовали старые манекены с проволочной арматурой, птичьи клетки и пыльные энциклопедии” Откуда на чердаке манекены? Чем занималась раньше мисс Элизабет?
“Ну и денек!” Что это значит? Что день был ужасным или прекрасным?

Смысловой блок

Цитата Объяснение
“Я помню каждый его день”
“Я и сегодняшний день запомню, — продолжила Джульетта. — Сегодня дубовые листья начали желтеть и краснеть”
Когда человек обращает внимание на разнообразные вещи и события вокруг него, когда каждый день сопровождается какой-то важной ситуацией, когда эти ситуации открываются с необычных сторон, когда все это сопровождается ярким эмоциональным откликом, тогда человек начинает открывать для себя новые смыслы, запоминать мгновения и чувствовать жизнь, получая от нее удовольствие
“Хорошо, когда кто-то чем-нибудь занимается” Человек живет, пока хоть что-то делает. Бездеятельность убивает человека и в физическом, и в психологическом смысле, так как сначала происходит атрофия, а потом отмирание всех систем
“Конечно, детка, — сказала она. — Да-да, конечно!” Эту фразу должны говорить родители детям, признавая их право на собственный опыт, переживания и ошибки, способствующие развитию личности детей

III. Стадия обсуждения

Обсуждали наше восприятие времени, что мы фиксируем в своей памяти, а мимо чего проходим быстро, почти не замечая и уж точно не вспоминая. Насколько важно нам включать близких людей в свои воспоминания?

При выборе учащимися текстов проявляются их предпочтения, интересы в чтении. Нечитающие дети невольно втягиваются в процесс чтения, выбора, слушают более сложные произведения ребят начитанных.

Можно выделить разные аспекты в работе с художественными текстами:

1. Непосредственно смысловой аспект. В реальности человек опирается на субъективную определенность и никогда с точностью не знает, насколько она соответствует “правильной”. Рассмотрим пример, который приводит психолог Б.С. Алишев: “В литературоведении существует три трактовки романа Ф. Кафки “Процесс”, предложенные разными исследователями. И каждый из них считал, что его трактовка соответствует действительности. Почему вообще разные люди видят разный смысл в одном и том же? Можно считать действительным смысл, вкладывавшийся самим Ф. Кафкой, но он не оставил об этом сообщения, а самое важное то, что он сам выступал интерпретатором социальной действительности”.

Этот аспект помогает осознать полифоничность мира и нашего восприятия этого мира, событий, происходивших и происходящих. По правилам работы с текстом, не происходит дискуссии, идет постижение разноплановости восприятия и различного понимания событий, переживаний, взаимоотношений.

2. Развивающий аспект. Художественный текст помогает учащемуся перейти в зону ближайшего развития в личностном плане. Человек сталкивается с тем, что им еще не обдумано, не освоено, встречается с новыми понятиями, моделями поведения, переживаниями. Поэтому учителю психологии важно предложенными текстами задать некоторую планку, до которой надо дотянуться.

3. Межличностный аспект. Обсуждая художественные тексты, предложенные одноклассниками, учащиеся начинают по-другому воспринимать друг друга: “А я и не знал, что ты произведения этого автора читаешь! Хочешь, я тебе фильм по его книге принесу!”; “Надо же, у нас с тобой одни и те же смысловые цитаты, не ожидала!”

4. Аспект самопознания учащихся через сравнение с мыслями, переживаниями героев, а также через соединение сознательного с различными уровнями подсознательного, а это, по мнению Г. Юнга, позволяет сделать именно литература.

По словам французского философа Алена Финкелькраута, “чтение — это установление связи с той реальностью внутри нас, которая иначе бы от нас ускользнула и которая помогает нам осознать себя и развиваться... Могу сказать, что мое представление о любви сложилось в равной степени на основе личного опыта и под влиянием книг, которые помогли мне осмыслить то, что я переживал”.

Если данную работу с художественным текстом мы будем рассматривать как “осознанное, творческое, целебное изучение произведений литературы… для поиска, уточнения своего жизненного пути” (М. Бурно), то можем считать, что занимаемся на уроках психологии библиотерапией.

Статья подготовлена при поддержке санатория «Березки». Если Вы решили отдохнуть в санатории, чтобы отдохнуть и поправить свое здоровье, то оптимальным решением станет посетить санаторий Краснодарского края «Березки». На сайте, расположенном по адресу www.Sberezki.Ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, узнать цены и акции, которые предоставляет санаторий «Березки». Более подробную информацию Вы сможете найти на сайте www.Sberezki.Ru.

Алла ФОМИНОВА,
психолог,
Нижний Новгород