Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №6/2010


Книжный шкаф

Психологическое время личности

Е.И. Головаха, А.А. Кроник
2-е изд., испр. и дополн.
М.: Смысл, 2008

Если верить полученным психологами данным — а у нас нет оснований не доверять коллегам, — основной причиной стресса является постоянный дефицит времени. В этой связи одной из самых трудных задач, которые приходится решать в своей жизни человеку, является задача поиска золотой середины между бездумной тратой времени и стремлением продуктивно использовать каждый миг.

При этом для психолога поставленная задача усложняется по крайней мере вдвое. Он должен не только найти решение для себя, но и помочь окружающим людям предвидеть отдаленные последствия собственных поступков, научиться терпимо относиться к своему прошлому и бережно к будущему. Сказанное особенно верно для психолога образования, так как окружающие его люди — дети и их родители, педагоги и коллеги — постоянно чего-то не успевают, куда-то опаздывают, жалеют о потерянном времени. Очевидно, что “виновником” такого положения выступает сам человек. Можно ли иначе распределять время, тем более что число часов в сутках для всех одинаково?

В ходе решения этих и аналогичных задач создавались психологические концепции времени. Авторы книги показывают ограниченность предшествующих теорий и предлагают новую — причинно-целевую концепцию психологического времени. На первый взгляд название выглядит несколько громоздким, но знакомство с книгой позволяет понять, насколько точно оно отражает сущность развиваемого подхода.

По мнению авторов, недостаточно выделить те или иные временные переживания (возраста, сжатости или растянутости времени), необходимо еще понять, почему события для нас оказываются значимыми. В книге приводятся следующие факты. С одной стороны, чем больше причинных или целевых связей имеет событие, тем более значимо оно для личности. С другой стороны, чем более значимо событие для человека, тем в большей степени оно влияет на другие события или зависит от них, выступая по отношению к ним причиной или следствием. Незначимые жизненные факты, наоборот, мало связаны с другими событиями.

Данный подход позволяет авторам определить психологическое время как “форму переживания человеком структуры причинных и целевых отношений между событиями его жизненного пути”. Правда, необходимо вслед за авторами уточнить, что этот подход родился на основе исследований биографического масштаба человеческого времени, но пока остается непонятным, насколько он приложим к анализу ситуативных переживаний времени.

С понятием психологического времени тесно связано понятие психологического возраста личности. В книге приводятся интересные данные о соотношении паспортного возраста с психологическим, что позволяет вплотную подойти к проблеме измерения психологического возраста личности. Опираясь на хорошо известные факты о том, что человек может чувствовать себя значительно моложе или старше своих лет, авторы говорят о возможности психовозрастной саморегуляции. Если раньше мы об этом только догадывались, то теперь получили научное подтверждение.

Марина СТЕПАНОВА