Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2010


Личный опыт

Портфолио как средство мониторинга

Форма для психолога

Портфолио сегодня широко применяется в школьной практике для анализа и оценки результатов деятельности учащихся и учителей-предметников. Однако диапазон его применения постоянно расширяется: от детского сада и начальной школы до высшей школы; портфолио появляется на рынках труда. Активно используются новые формы, основанные на информационных технологиях, например электронный портфолио, а также формы, ориентированные на новые образовательные цели, — “паспорт компетенций и квалификаций”. Характерным явлением современности стало создание единых образцов портфолио (“Европейский языковой портфолио”).

Портфолио является формой аутентичного оценивания результатов деятельности по продукту, созданному в ходе образовательного, творческого процесса, или в ходе процесса социализации и профессиональной самореализации. Стало быть, такая форма соответствует идеологии практико-ориентированного подхода в образовании.

Существенное значение здесь имеет планирование и самооценивание как учащимися, так и самими педагогами собственных результатов профессионального развития.

В соответствии с разными задачами использования портфолио строится система его оценивания:

— неформальное оценивание, экспертная оценка коллектива педагогов, родителей, учеников;

— стандартизация критериев оценивания, согласованных с общепринятыми показателями.

Итак, портфолио — это одна из современных альтернативных форм оценивания результатов деятельности.

Возможно ли эту форму использовать для мониторинга результатов профессиональной деятельности психолога?

Может ли появление этой формы в системе оценивания помочь психологам определить то, что долгие годы определить не удавалось, — критерии оценки результативности работы и способ представления этих результатов?

Опыт проведения конкурса профессионального мастерства “Портфолио психолога” в рамках нашего методического объединения позволяет положительно ответить на этот вопрос.

Основные цели и задачи конкурса:

мотивация психологов на профессиональное развитие и повышение профессиональной компетентности;

— выявление и стимулирование специалистов, проявивших высокий уровень профессиональной активности.

В конкурсе принимали участие педагоги-психологи различных типов образовательных учреждений. Они представили материалы, отражающие их деятельность за последние пять лет.

Большинство специалистов района охотно участвовали в конкурсе. Каждый из них понимал, что информация, которая собирается в портфолио, понадобится для прохождения аттестации, представления к различным видам поощрения.

В связи с переходом на новую систему оплаты труда возникает проблема определения критериев оценивания работы психолога для стимулирующих выплат. Портфолио может стать одним из инструментов оценивания той части спектра деятельности психолога, которая вносит существенный вклад в развитие учреждения и повышение качества образовательных услуг.

Эти подходы определи структуру и содержание портфолио психолога.

Содержание

Столкнувшись с необходимостью разработки содержания, мы не смогли найти конкретных рекомендаций. За основу была принята структура портфолио учителя-предметника. Такие разделы, как “Общие сведения о психологе”, “Образовательная и воспитательная деятельность”, “Научно-методическая деятельность”, по сути, перекликаются с тем, что обычно представляют в портфолио учителя. Хотя в разделе образовательно-воспитательной деятельности была отражена специфика работы психолога: результаты участия в психологических акциях, организация и проведение Недели психологии, арт-проектов, проведение психологических тренингов и циклов занятий.

В разделе “Научно-методическая деятельность” акцент сделан на представлении авторских и модифицированных коррекционно-развивающих программ, психологических памяток и рекомендаций. Психологам важно представить результаты участия в научно-практических конференциях, чтениях, конкурсах профессионального мастерства, исследовательской деятельности, показать использование инновационных технологий и наличие промежуточных результатов их эффективности.

Особенность работы психолога заключается в ее разноплановости. Эти специалисты проводят семинары, практикумы, мастер-классы для разных категорий и на различных уровнях, поэтому важно наглядно представить эту деятельность психолога в портфолио, отразив мнение участников мероприятий в рефлексивных отзывах. Авторские разработки могут быть представлены в приложении.

Название раздела “Работа с родителями и педагогами” также совпадает с разделом в портфолио учителя, однако содержательную сторону мы предлагаем несколько иную. На наш взгляд, здесь важно отразить реализацию активных форм работы с родителями (тренинги, практикумы, мастерские), они формируют осознанное родительское отношение и конструктивные навыки взаимодействия, то есть то, что востребовано сегодня. Как психолог работает на расширение информационного поля, на мотивацию родителей к взаимодействию? Ответы на эти вопросы могут быть отражены в этом разделе. Должна быть также информация о рефлексивных отзывах и степени удовлетворенности родителей деятельностью психолога.

Коллаж В. Евладенко

Разделы “Приоритетные направления психолога” и “Положительная динамика результатов психологического сопровождения по направлениям, которые определены как приоритетные в деятельности психолога” — это та часть, которая является специфической и существенно отличается от портфолио других специалистов образования. Разноплановость деятельности затрудняет оценку эффективности работы психолога, и поэтому, на наш взгляд, очень важно выделять приоритетные направления и аргументировать этот выбор. Кроме того, необходимо, чтобы приоритетное направление работы психолога соотносилось с проблемой, над решением которой работает учреждение.

Мы считаем целесообразным в портфолио психолога представить, как отражаются направления его работы в планах образовательного учреждения.

Имеет смысл показать количество детей, охваченных различными формами психологического сопровождения, положительную динамику коррекционно-развивающих занятий, аналитические данные мониторингов, которые проводятся в рамках приоритетных направлений работы.

Структура портфолио

Таким образом, структура портфолио психолога включает в себя следующие разделы:

• Общие сведения о психологе.

• Приоритетные направления деятельности психолога.

• Положительная динамика результатов психологического сопровождения по направлениям, которые определены как приоритетные в деятельности психолога.

• Образовательная и воспитательная деятельность.

• Работа с родителями и педагогами.

Безусловно, это один из вариантов структуры, которая может изменяться в зависимости от особенностей деятельности специалиста и целей представления результатов работы.

В рамках конкурса профессионального мастерства портфолио психолога может оцениваться по следующим критериям:

• Степень профессиональной активности.

• Степень доказательности материала, его иллюстративность.

• Полнота представленных компонентов портфолио.

• Практическая ценность и возможность распространения опыта.

• Уровень представления материалов (город, район, край).

• Качество и эстетичность оформления.

В наше нестабильное время, когда никто не застрахован от необходимости представлять себя как специалиста на рынке труда, портфолио может быть полезным в качестве формы самопрезентации.

Вариант индивидуального портфолио

Представляем вам возможный вариант структуры портфолио психолога.

1. Общие сведения о психологе

• Ф.И.О., год и место рождения.

• Образование ( что и когда окончил, специальность и квалификация по диплому)

• Стаж работы по специальности.

• Сведения об аттестации и повышении квалификации (дата последней аттестации, присвоенная категория; название образовательного учреждения, где проходил курсовую подготовку, год, месяц, проблематика курсов, количество часов).

• Награды и звания (название, № удостоверения).

• Дипломы различных конкурсов.

2. Приоритетные направления деятельности психолога

• Выделение приоритетных направлений, обоснование их выбора.

• Отражение направлений в планах, циклограммах ОУ.

3. Положительная динамика результатов психологического сопровождения по направлениям, которые определены как приоритетные в деятельности психолога

• Количество детей, охваченных различными формами психологического сопровождения.

• Положительная динамика коррекционно-развивающих занятий.

• Аналитические данные мониторингов.

• Положительная динамика в индивидуальной работе с детьми (уменьшение количества повторных нарушений поведения, дезадаптации, стабилизация отношений в семье и пр.), отраженная в отзывах и характеристиках родителей, педагогов, справках КДН и ЗП.

• Положительная динамика результатов психологического сопровождения по направлениям, которые определены как приоритетные в деятельности психолога.

4. Образовательная и воспитательная деятельность

• Результаты участия в мероприятиях на уровне ОУ: акциях, социально значимых инициативах, проектах; днях открытых дверей.

• Реализация программ факультативов, кружков, секций, элективных курсов и др.

• Организация и проведение психологических мероприятий (Неделя психологии, арт-проектов и др.).

• Проведение психологических тренингов и циклов занятий с данными рефлексии участников.

5. Научно-методическая деятельность

• Участие в психологических, педагогических конференциях, чтениях.

• Результаты участия в конкурсах профессионального мастерства.

• Использование инновационных технологий, наличие промежуточных результатов их эффективности.

• Участие в исследовательской деятельности и ее результаты.

• Работа в методическом объединении, проблемных группах, творческих коллективах.

• Организация и проведение семинаров, открытых занятий, круглых столов, мастер-классов (категория участников, тема, уровень: ОУ, район, город, край; дата проведения).

• Разработка авторских программ, научно-методических материалов (рекомендации, памятки и др.).

• Публикации в методических журналах, брошюрах и пр.

6. Работа с родителями и педагогами

• Реализация активных форм работы (тренинги, семинары-практикумы, мастерские) — указать тему, категорию, уровень, дату проведения, возможно наличие рефлексивных отзывов.

• Организация и проведение конференций, круглых столов.

• Выпуск газеты, оформление папок-передвижек.

• Увеличение количества запросов на индивидуальное консультирование (данные за последние 5 лет).

Татьяна ГАЛАЙКО,
Наталья ГУЗЕВИЧУТЕ,
психологи Межшкольного
методического центра,
г. Оса, Пермский край