Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2008


Газета в газете

Наталья БАРИНОВА,
педагог-психолог Центра развития ребенка
«Детский сад № 69»,
г. Москва

 

Ярмарка эмоций

Праздник для детей старшего
дошкольного возраста и их родителей

В работе педагога-психолога особое место занимает эмоционально-волевое развитие детей.   Профилактика психосоматических заболеваний, знакомство детей с базовыми эмоциями, помощь в формировании эмоциональной децентрации — важнейшие задачи в нашей деятельности. В настоящее время существует несколько программ по эмоциональному развитию детей. В нашем детском саду проводятся психологические занятия с детьми 6–7 лет по программе О.В. Хухлаевой. Ярким завершением занятий по эмоциональному блоку программы становится праздник «Ярмарка эмоций».

По моему мнению, по какой бы программе эмоционального развития ни занимался психолог с детьми, обязательно нужен праздник для ребят, их родителей и воспитателей. Пусть в наших детских садах будет на одно радостное событие больше!

Праздник готовится во взаимодействии психолога с воспитателями и музыкальным руководителем.

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА

Музыкальный зал оформлен в стиле русской народной ярмарки.

Дети входят в зал под русскую народную мелодию, родители — зрители.

Воспитатель:

Девочки — подружки,
Веселушки, хохотушки,
И мальчишки молодцы,
Что за шум, что за гам?

Дети:

Едет ярмарка к нам! (хором)
Внимание! Внимание! (1-й ребенок)
Народное гуляние! (2-й ребенок)
Торопись, честной народ,
Всех сегодня праздник ждет! (3-й ребенок)

Воспитатель:

Эй! Дорогие родители,
Детских праздников любители!
Вы не стойте у дверей,
Проходите поскорей!

Звучит музыка «Эх, полным-полна моя коробочка», входит психолог в русском костюме с горкой коробок, как коробейник.

Психолог (поет песню):

Эх, полным-полна моя коробочка,
В ней загадок до краев,
Приглашаю всех ребят отгадывать –
И девиц и пареньков!
Приглашаю всех ребят отгадывать –
И девиц и пареньков!

Здравствуйте, мальчики! Здравствуйте, девочки! Здравствуйте, уважаемые мамы и папы! У нас сегодня особенная ярмарка — ярмарка эмоций, а у меня в коробках и лежат эти эмоции, только вот беда: коробки-то не подписаны, придется нам угадывать — в какой коробке какая эмоция! А поможет нам в этом музыка!

Психолог открывает первую коробку, слышится флейта (печальная мелодия, например русская народная песня «Степь да степь кругом…»).

Психолог:

Отгадай, честной народ,
Какая же эмоция тут живет?

Дети: Грусть!

Психолог вынимает сделанную заранее на занятиях с детьми пиктограмму эмоции грусти.

Психолог:

Как верно вы, ребята, угадали,
Да и вы, родители, нам помогали!

Только слышите, ребята, — грустная мелодия опять звучит! Кто же так грустно играет на флейте?

Открывается занавес — сидит девочка-пастушка с флейтой, плачет.

Психолог:

Сидит пастушка, скучает,
А всяк ее поучает:

Дети (подбегают к пастушке по одному):

— Займись делом, порисуй мелом! (ребенок с мелком)

— Возьми лопатку, вскопай грядку! (ребенок с лопаткой)

— Позвони Косте, позови в гости! (ребенок с телефоном)

— Попрыгай, пастушка, не сиди как старушка! (ребенок с прыгалками)

Пастушка:

Оставьте меня в покое,
У меня настроенье такое!

Психолог: Ну, ребята, давайте тогда поиграем, ведь мы-то знаем, что игра — лучшее средство от грусти и печали. А пастушка, может быть, захочет к нам присоединиться и тогда наверняка развеселится!

Дети играют в игру «Пойдем с бабушкой на базар». Пастушка постепенно включается в веселую игру.

Пастушка: Спасибо, ребята, развеселили вы меня!

Психолог: Знаешь, пастушка, мы с ребятами давно заметили, что если тебе грустно, надо о своей грусти рассказать другу, или маме, или папе, и они тебе обязательно помогут.

А мы помогли тебе нашей игрой! Хорошо мы поиграли, ребята, можно посидеть, отдохнуть, а я пока открою вторую коробочку.

Психолог открывает коробочку, слышится мелодия «Разноцветные стекляшки». (Дети знают эту песенку и танец из предыдущих музыкальных занятий, в ней звучат слова: «А теперь глаза открой и удивись!»)

Психолог:

Отгадай, честной народ,
Какая же эмоция тут живет?

Дети: Удивление!

Психолог вынимает пиктограмму эмоции удивления.

Психолог:

Как верно вы, ребята, угадали,
Да и вы, родители, нам помогали!
А у нас ребята знают такие стихотворения,
Которые вызовут у всех великое удивление!

Дети:

Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете,
Ехал дяденька верхом
В ситцевой карете. (1-й ребенок)

А за ним во всю прыть,
Прыгая шагами,
Волк старался переплыть
Миску с пирогами. (2-й ребенок)

Заяц на небо взглянул –
Там землетрясенье,
И из тучи на него
Капнуло варенье! (3-й ребенок)

Спит в речушке рыболов! (4-й ребенок)

Собирают сыр с кустов! (5-й ребенок)

С зайцами пасут коров! (6-й ребенок)

На лугу доят волов! (7-й ребенок)

В пляс пускается медведь! (8-й ребенок)

Тыквы стали песни петь! (9-й ребенок)

Косят косари леса! (10-й ребенок)

На снегу лежит роса! (11-й ребенок)

А луна нам утром светит! (12-й ребенок)

И конфет не любят дети! (дети хором)

Психолог:

Ну что, папы и мамы, удивили мы вас?
А теперь — пора нам в пляс!

Танец под песню «Разноцветные стекляшки».

Психолог: Спасибо, ребята, вам за танец, отдохните пока, а я открою следующую коробочку.

Психолог открывает коробочку, слышится гневная музыка.

Психолог:

Отгадай, честной народ,
Какая же эмоция тут живет?

Дети: Гнев!

Психолог вынимает пиктограмму эмоции гнева.

Психолог:

Как верно вы, ребята, угадали,
Да и вы, родители, нам помогали!

Упражнение с воздушным шариком на совладание с гневом.

Психолог: Ох, с гневом-то осторожно надо обращаться! Пусть ко мне подойдут Паша и Маша, мы покажем вам с помощью воздушных шариков, как это сделать.

Представьте, что воздушный шарик — это вы сами, а воздух в этом шарике — гнев, который в эту минуту вас так и переполняет. Что будет, если весь свой гнев, не раздумывая, сразу выпустить?

Надутый, но не завязанный шарик Паша сразу отпускает из рук.

Психолог: Как себя вел наш шарик?

Паша: Как бешеный! Он натыкался на стены и носился как сумасшедший! (Сохранена лексика реального ребенка.) Так и люди, если так будут поступать, могут обидеть кого-нибудь, да и себе набить шишки!

Психолог: А теперь Машина очередь показать нам свой шарик.

Маша выпускает воздух из шарика постепенно, и он осторожно сдувается.

Психолог: Как себя вел наш шарик?

Маша:

Мой шарик гнев выражает,
Но никого не обижает!

Психолог: Здорово! А сейчас мы вам покажем, как это делают жители одного лесного царства-государства.

Игра « Король-боровик»

Хоровод. В центре ребенок в шапочке гриба: король Боровик.

Король Боровик:

Шел король Боровик
Через лес напрямик,
Он ворчал и кричал
И ногами стучал.
Был король-боровик не в духе,
Короля покусали мухи.

(В. Приходько)

Дети (останавливаются и говорят Боровику):

— Эй, король Боровик!
Ты ж хороший старик,
Никого не обижай –
Свои чувства выражай!

Боровик (топает ногами):

— Ох, я злюсь, ох, я злюсь,
Очень сильно сержусь!

Дети (Боровику):

— Глубоко подыши (останавливаются, делают дружно два раза вдох-выдох),
Улыбнись от души! (улыбаются)

Психолог: Как хорошо, ребята, Боровика мы успокоили, научили его свои чувства выражать, никого не обижать. А теперь пришла пора открыть последнюю коробочку!

Психолог открывает коробочку, слышится радостная музыка (песня «Русский чай»).

Психолог:

Отгадай, честной народ,
Какая же эмоция тут живет?

Дети: Радость! Ура!!!

Психолог вынимает пиктограмму эмоции радости.

Все поют песню «Русский чай».

Психолог: Здорово вы, ребята, умеете эмоции узнавать! А какие органы чувств вам помогают узнавать эти эмоции?

Молодцы, ребята! Спасибо вам за песню и, конечно, за выставку «Мои эмоции», которую вы приготовили для нас.

Дорогие родители, выходите с нами в круг, поиграем вместе в нашу любимую игру «Море эмоций».

Игра «Море Эмоций»

Психолог: Море волнуется — раз, море волнуется — два, море волнуется — три, удивленная (виноватая, радостная, грустная, заинтересованная) фигура на месте замри!

Спасибо всем! До свидания! Желаем вам много-много радости!

Звучит мелодия песни «Эх, полным-полна моя коробочка».