Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №18/2008


Из первых рук

Д.Б. Богоявленская:
«Для великих достижений
надо отрешиться от суеты»

О проблемах детской одаренности мы решили побеседовать с известным ученым, специалистом в области интеллектуальной активности, творчества и одаренности, ответственным редактором «Рабочей концепции одаренности», доктором психологических наук, профессором, руководителем группы диагностики творчества Психологического института РАО Д.Б.Богоявленской.

 

Диана Борисовна, почему вас заинтересовал именно этот феномен? Вы в детстве были одаренным ребенком?

Я не была одаренным ребенком, просто у меня была очень хорошая память, которая к тому же часто не служила мне на пользу. Мне стоило посмотреть на текст, и я его запоминала, поэтому учеба давалась мне легко. Зато у меня не вырабатывались работоспособность и усидчивость.

Но я очень благодарна своим родителям за то, что они мне разрешали не ходить в школу, когда я читала. А читала я очень много. Первое, что я взяла в руки, – был томик Гоголя. До седьмого класса я прочитала всю русскую классику, которая имелась у нас в доме. Я привыкла читать собраниями сочинений, поскольку поняла, что при таком способе чтения появляется второй «пласт», когда ты начинаешь общаться с самим писателем. Я видела, как развивается замысел автора, как он реализуется в сюжете. Став постарше, я начала ходить в Библиотеку имени В.И.Ленина и там продолжала читать классиков. И пока я не одолевала очередное собрание сочинений, в школу не приходила.

Получается, что вас всегда отличал творческий подход к учебе? Ведь вы разработали собственный способ получения знаний, который отличается от традиционного школьного обучения.

Да, и он сложился эмпирически. А школе я очень благодарна, потому что она это приняла.

Когда я училась в школе, меня спрашивали по всем предметам, и я всегда знала пройденный материал. Моя студенческая жизнь состояла из бесконечных бесед в коридорах и пропусков занятий. В библиотеку, в читальный зал я заходила, когда мне надо было кого-то найти. Сессию я сдавала фактически экстерном, ведь такая привычка сформировалась у меня еще в школе.

Кстати, своим выбором будущей профессии я тоже обязана одному из классиков русской литературы – Л.Н.Толстому. В пятнадцать лет я находилась под сильным влиянием его идей, и у меня появилось чувство, что нет ничего более прекрасного, чем красота мысли. А философия представлялась мне вершиной человеческих возможностей. И я пошла отдавать документы на философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Удивительно, что и в университет я поступила тоже благодаря Льву Николаевичу, поскольку вступительное сочинение было на тему «За что я люблю Л.Н.Толстого». В это время я совершенно не представляла, кем я буду работать, свою будущую специальность.

Я и поступала на философский факультет для того, чтобы понять жизнь, свое предназначение. Поскольку я была очень недисциплинированным учеником, не работающим систематически, весь период моей студенческой жизни прошел в поиске: нравственных принципов, смысла жизни. На четвертом курсе я поняла, что не смогу стать настоящим философом, поскольку мне сложно настолько глубоко познать эту науку, чтобы ее развивать.

В это время у нас начал читать курс лекций П.Я. Гальперин, которым я была буквально очарована. И как потом выяснилось, не я одна. Десять профессоров перешли на психологический факультет с философского именно под его влиянием.

Я тогда проявила настойчивость, и мне разрешили учиться на двух факультетах одновременно.

Диана Борисовна, чему были посвящены ваши кандидатская и докторская диссертации?

Еще учась на четвертом курсе философского факультета, я начала работать над проблемой интеллектуальной активности. Именно тогда было положено начало изучению различных аспектов одаренности.

Но окончательно я приблизилась к этой проблеме во время работы над кандидатской диссертацией: наступил такой период, когда я вынуждена была заняться оформлением литературы, что казалось мне делом очень скучным. И я решила сделать себе праздник и посвятить последний день эксперименту. Именно во время этого последнего эксперимента я и «напала» на феномен, который мне был непонятен и который впоследствии стала изучать. Так появились метод креативного поля и понятие интеллектуальной активности.

Теперь традиционный вопрос: является ли способность к творческому видению врожденной?

Вопрос этот даже для меня очень сложный. Чем больше я живу, тем больше понимаю, насколько у человека много врожденного. Основные параметры интеллекта наследуются. Но это не фатально, поскольку среда развивает то, что человек получает по наследству.

При этом высокой мотивацией достижения, любознательностью, альтруизмом, стремлением бескорыстно делать что-то может обладать только человек с определенной структурой личности. Об этом великолепно говорил В. Франкл: «Чем больше я отдаю себя делу, тем в большей степени я являюсь человеком, тем в большей степени я становлюсь самим собой». Таким образом, человек может реализовать себя лишь в той мере, в какой он не думает о себе и забывает про себя.

А здесь мы выходим на такие понятия, как система ценностей, мировоззрение. Поэтому, когда Б.М.Теплов говорил, что великим музыкантом может стать только духовно богатый человек, это не красивые слова. Для великих достижений надо отрешиться от суеты.

То, что я называю интеллектуальной активностью и инициативой, не синоним деятельности или интенсивности этой деятельности. Мотивационными признаками одаренных детей являются высокий уровень познавательной потребности, огромная любознательность, страстная увлеченность любимым делом, наличие ярко выраженной внутренней мотивации. С раннего детства одаренные дети проявляют удивительную способность к концентрации внимания на интересующем вопросе и даже своего рода одержимость.

Поскольку об одаренности ребенка нередко судят по его достижениям, и прежде всего в учебе, то по перечисленным особенностям можно отличить одаренного ребенка от просто очень способного и хорошо обученного, у которого определенный объем знаний, умений и навыков превышает средний уровень.

Не зря Бетховен говорил, что «новое, оригинальное рождается само собой, без того, чтобы человек об этом думал. Как только я начинаю думать о том, что мне надо что-то сотворить, ничего не получается».

Диана Борисовна, сейчас и психологи, и педагоги стараются развивать у детей креативность. Нужно ли этим заниматься?

К сожалению, это примета нашего времени. Сейчас все хотят «войдя в каморку, заглянуть за холст» и найти там «золотой ключик» от творческих способностей, повернув который можно ребенка «сделать» творческим.

Если мы действительно хотим развивать это качество, надо заниматься формированием личности в целом. Высочайший интеллект еще не гарантирует творчество. В моих экспериментах участвовали крупные ученые, достигшие определенных высот в науке. И часто и они не могли преодолеть барьер начала творчества. Мозг человека сопротивляется: вот если бы за это что-то было…

Поэтому одно развитие интеллекта не открывает пути к творчеству. Хотя творчества без интеллекта также не может быть. Те случаи, когда отличные оценки имеются у ребенка с невысоким интеллектом, говорят о силе его мотивации и усердии, но говорят ли они об одаренности этих детей? Таким же образом, высокие умственные способности сами по себе еще не обеспечивают творческого уровня деятельности, но почему мы тогда должны признать такое явление одаренностью? И может ли творческий человек быть необучаемым?

И если у меня низкий интеллект и я не справляюсь с данными мне заданиями, начинаю уходить от них, начинаю искать оправдания, почему я не хочу этим заниматься, то начинается деформация личности. Это самое страшное. При этом ребенок с невысоким интеллектом, рядом с которым мудрый взрослый, может стать творческим. Он может выбрать себе профессию по своим возможностям и проявлять там творчество.

А сочетание высоты интеллекта с деформацией личности порождает только карьеристов. Или людей, которые хорошо решают конкретные, поставленные перед ними задачи. Это неплохо, но творчества здесь никогда не будет.

По поводу развития креативности и дивергентного мышления. При проведении тренингов в прогимназиях педагоги и психологи столкнулись с последствиями, которые не скоро проходят: дети, придя в начальную школу, не справляются с программой, не могут решать тестовые задачи. Их фантазия развивается во время проведения «тренингов креативности» (часто через закрепление необычных ассоциаций), а само мышление не развивается. Они не могут анализировать условия заданий с позиции требования учителя.

А что действительно способствует развитию творческого видения у детей?

Для развития умственных способностей достаточно проблемного обучения, усвоения суммы необходимых операций. Для развития дивергентности используются, как правило, тренинги. В какой деятельности развивается креативность личности?

Мы исходим из того, что это качество развивается в творческой деятельности. Такой деятельностью является познание в рамках развернутой исследовательской деятельности. Здесь развитие одаренности проходит наиболее эффективно.

Возникает вопрос: почему исследовательская деятельность является путем к развитию творческих способностей и одаренности? На наш взгляд, исследовательская деятельность является познавательной. Это значит, что она не имеет четко определенных границ. Познание в этом случае происходит свободно: есть только объект и нет четких рамок, ограничивающих его познание.

По существу, ответ на этот вопрос дан уже век назад. У С.Л. Рубинштейна мы читаем, что «субъект не стоит «за» своими деяниями, не выражается и проявляется в них, а в них порождается». Поэтому осуществление исследовательской деятельности порождает исследователя.

Есть ли опасность в погоне за «всеобщей одаренностью»?

Сегодня все большее распространение получает призыв к воспитанию конкурентноспособных людей, стремление к ранним достижениям, высокому рейтингу, победам в разного рода конкурсах. Поэтому хочется, чтобы все делалось осознанно, поскольку первый шаг к гибели одаренности – демонстрация достижений ребенка. Известно, что и для взрослого человека испытание властью и славой является одним из самых трудных. Прошедшие «огонь и воду» ломаются на «медных трубах». Что же говорить о детях? Следует понимать, что действительно «конкурентной» может быть только состоявшаяся личность.

Стремление к достижениям любой ценой ее деформируют. Нам могут возразить: пусть одаренный человек эгоистичен, тщеславен, даже жесток. Но если он умен, умеет побеждать, то общество только выиграет от плодов его таланта. Увы! Толстой считал, что «звезды, вспыхнувшие в атмосфере отравленной ядом исключительности и тщеславия, гаснут». Известный физик, академик М.А.Мигдал с сожалением отмечал, сколько талантов погибло для науки из-за безудержного стремления к самоутверждению и погони за эффектными результатами.

Насколько я поняла, вокруг проблемы детской одаренности до сих пор не утихают споры. А как в этом разобраться практическим психологам, которые ежедневно работают с такими детьми?

Чтобы как-то помочь психологам-практикам, я некоторое время назад предложила разработать «Рабочую концепцию одаренности». Ведь специалисту, работающему с детьми, опасно надеяться только на себя: на то, что где-то что-то прочел или услышал. Второе, расширенное и переработанное издание «Рабочей концепции одаренности» является обобщением современного состояния знаний в области психологии одаренности. В ее разработке приняли участие Российское психологическое общество, Институт психологии РАН, Психологический институт РАО, факультет психологии МГУ. Разработка и издание Концепции осуществлены по заказу Министерства образования и науки РФ в рамках и на средства федеральной целевой программы «Одаренные дети».

Концепция дает единую теоретическую базу для решения ключевых проблем одаренности: раскрытие ее понятия на основе теоретических положений отечественной психологии, определение основных принципов в решении задач выявления, обучения и развития одаренных детей.

Представление об одаренности, изложенное в Концепции, в значительной степени расходится с привычным представлением об одаренности как высоком уровне развития конкретных (прежде всего умственных) способностей ребенка: одаренность трактуется нами как системное качество, характеризующее психику ребенка в целом. При этом именно личность, ее направленность, система ценностей «ведут» за собой развитие способностей и определяют, как будет реализовано индивидуальное дарование. Такой подход делает приоритетной задачу воспитания, а не просто обучения одаренного ребенка. Этим определяется и гуманистическая направленность Концепции, в которой особое внимание уделено бережному отношению к одаренному ребенку, предполагающему понимание не только преимуществ, но и трудностей, которые несет с собой его одаренность.

Я уверена, что без осознания, без фундаментального освоения науки невозможно работать на практике. Знание одних технологий без понимания того, какие механизмы они «запускают», недостаточно. Более того, они могут принести большой вред. И те психологи, которые любят детей, постоянно занимаются саморазвитием.

Беседовала
Ольга РЕШЕТНИКОВА