Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №20/2008


Методическая копилка

Г. МИНАЗИТДИНОВА,
педагог-психолог,
руководитель
школьного театра

 

Психологический театр в школе

Человек, занимающийся творчеством, проецирует на него свои глубинные проблемы и ищет ответы на свои вопросы. Все эти искания воплощаются в результат — произведение, представляемое на суд зрителя. И этот плод творчества, увиденный и услышанный, становится, в свою очередь, базой для дальнейшего развития, пищей для размышлений и новых поисков. Вот он, вечный двигатель, — искусство!

Многие аспекты деятельности педагога-психолога в нашей школе основаны на синтезе театра и психологии. Все дело в том, что педагог-психолог школы является еще и руководителем театральной студии. Необходимость совмещения этих видов деятельности, анализ литературы по данным направлениям, случайные, как раньше казалось, терапевтические эффекты и привели к появлению в школе психологического театра. Он включает в себя индивидуальные и групповые подготовительные занятия с применением различных психотехник и упражнений в актерском мастерстве. Вот и получается своеобразный коллаж, драмотерапия, где используются и ассоциативное серийное рисование, и пластические эмоциональные этюды, и моделирование ситуаций, упражнения на взаимодействие, сочинение сказок, стихов, диалогов…

Из этих кирпичиков впоследствии складывается цельное сценическое действие, раскрывающее ту или иную проблему. С помощью проблемных спектаклей проводятся обсуждения в кругу учащихся, педагогов, родителей. Так были проведены психопрофилактические мероприятия: «Отцы и дети», «А если это любовь?», «Суицид: твоя точка зрения», «Твой взгляд на проблему зависимости», «Буллинг. Как помочь ребенку?» и др.

В предлагаемой вашему вниманию разработке мероприятия по профилактике насилия, агрессии среди школьников использован драматический материал автора.

 

Как помочь ребенку в ситуации запугивания

Психолог. Добрый день всем присутствующим в этом зале! Я рада очередной нашей встрече. Тема нашего разговора сегодня — буллинг. Что скрывается за этим термином? Как вы думаете? Друзья, для ответа на этот вопрос я предлагаю посмотреть постановку старшей театральной труппы «МЫ» под названием «Ляля-Лошадь, или ЧП в школе».

 

Ляля-Лошадь, или ЧП в школе
Почти невыдуманная история

 

Действующие лица:

Ляля, Пшенка, Муха, Люся, Моська, Сушкин, Жора, Альфред — одноклассники.

Директор школы.

Колба — учитель химии, классный руководитель.

Действие происходит в кабинете химии, в школе проходит встреча с выпускниками, звучат школьные песни, входит Жора.

Жора. Школа, школа, сколько лет прошло, а пройдешься по ее этажам, и будто не было их… Мой родной кабинет! Здесь и не изменилось ничего, те же парты, шкафы, колбочки, та же доска и учительский стол. За этим столом сидела Колба — наша классная. А вот и моя парта. О, даже надпись сохранилась! А за этой партой сидели самые красивые девочки нашего класса — Люся и Муха! Это парта Альфреда. Ну и доставал же он меня! Интересно, какая у него судьба? А здесь, здесь сидела Ляля… Да, этот кабинет перевидал многое, вот как сейчас помню…

Музыка звучит громче, затем микшируется, звенит звонок. Начало урока, учителя еще нет, в классе шум-гам. Входят учитель химии — классный руководитель Елена Петровна (Колба) и директор школы.

Колба. Это что тут такое, неужели нельзя молча посидеть! Тем более такое дело…

Директор. Так, успокойтесь! Сегодня у вас незапланированный классный час.

Все дети. А почему? А что случилось?

Колба. У нас ЧП.

Директор. Это неслыханное происшествие! Столько лет в школе, но такое?..

Все дети. Что стряслось? Кто-то умер?

Колба. Я умираю! Вы меня убиваете!

Муха. А что мы? Мы же ничего!

Директор. Да, вы ничего не делаете, совсем ничего, только кошельки воровать и умеете!

Колба. Последние деньги! Изверги! Ничего оставлять нельзя!

Директор. Ну-ка, признавайтесь, кто последним в субботу заходил в кабинет?

Все дети друг другу. Ты? Ты? Ты?

Альфред. Я!

Все. Ты?

Альфред. Да, я знаю, кто был последним в кабинете! Я забыл шапку в гардеробе, и пришлось вернуться. Вот я и увидел, как Лошадь запирала кабинет.

Директор. Что еще за Лошадь?

Колба. Да Ляля это Конева. Кстати, а где она?

Жора. Не знаю. Не пришла. Может, Пшенка знает?

Пшенка. Я ее утром не видела. Не знаю!

Директор. Так, Елена Петровна, необходимо выяснить, что делала Конева в кабинете и почему ее нет сегодня.

Колба. Ну первое и выяснять не надо, я сама ее оставила газету праздничную повесить.

Директор. Ах да, сегодня же 8 марта! Девочки, поздравляю вас!

Колба. Да уж, поздравили! Да еще и подарочек преподнесли. Но неужели это Конева могла такое вытворить?

Директор. Ну обвинять еще рано. Сегодня в школе будут работать следователи, мы их уже вызвали. Вот и посмотрим, какие результаты они нам предоставят. Но вам, ребята, думаю, стоит это происшествие обсудить и как-то наказать виновного.

Колба. Вся зарплата! Последние деньги! Ох, паразиты! Узнала бы, руки-ноги повыдергала.

Директор. Пойдемте, Елена Петровна, успокойтесь. Я думаю, дети и без нас решат, что делать! (Уходят.)

Альфред. Ну и Лошадка! Ничего себе тихоня!

Жора. Да уж, точно — в тихом омуте черти водятся!

Муха. Ну и что будем с ней делать?

Пшенка. А почему с ней? Может, это и не она вовсе? Она никогда чужого не берет, скорее свое отдаст.

Моська. Ну не скажи! Она всегда была странной.

Сушкин. Может, снова ей «темную» устроить? Как в прошлом году, помните?

Муха. Походит неделю в синяках и все забудет.

Люся. А потом еще поколотим.

Альфред. Не-а, знаете, что я придумал? Это покруче синяков будет. Машка рассказывала, что в детстве смотрела фильм один. Это, как ее? О, «Чучело»!

Люся. Сам ты чучело!

Альфред. Во дура! Это фильм так называется. Там еще эта, с носом, «Мир, в котором я живу» поет. Так вот, там одной «шизе», типа нашей Лошади, весь класс бойкот объявил.

Все. А как это?

Альфред. А так, с ней никто не разговаривал. Представляете? Это же круто!

Жора. А че, давайте! Только вот кто потом домашку у нее спрашивать будет?

Муха. А зачем спрашивать? Сами будем брать из портфеля.

Люся. Не, а одевается-то, ужас! Платье такое… Интересно, из какой помойки она эту тряпку вытащила?

Жора. Говорит, что эту школьную форму еще ее мама носила (кривляется). А фартук вообще умора!

(Входит Ляля в школьной форме с косичками.)

Ляля. Здравствуйте! А что, урока снова нет? Что вы на меня так смотрите?

(Проходит к своей парте. Ее молча пропускают. Она готовится к уроку.)

Альфред. Пшенка, пересядь! Пшенка, тебе говорю, хочешь, чтобы и тебе бойкот объявили?

(Пшенка пересаживается.)

Ляля. Странные вы все сегодня какие-то! Может, хоть кто-нибудь скажет мне, в чем дело?

(Входит Колба.)

Колба. Эта воровка еще не появилась? (Заметив Лялю.) А, ты здесь, а что так рано? Да уж, вообще-то наша зарплата небольшая. Там тебя следователь ждет. Давай, пошевеливайся, идем! (Уходят. Жора подходит к портфелю Ляли, вытряхивает на парту содержимое, достает тетрадь.)

Жора. Вот и домашку сейчас скатаем, налетай! (Все подбегают, затем Альфред вырывает тетрадь.)

Альфред. Знаете что, давайте ей сюрприз устроим. (И методично рвет тетрадь на мелкие части, к нему присоединяются все остальные. Входит Ляля, подходит к парте.)

Ляля. Ну зачем вы так! За что? Хоть тетрадь верните!

(Все бросают в нее обрывки тетради.)

Альфред. Вот тебе тетрадь, воровка!

Люся. Много чего купила?

Жора. Хоть бы одежду себе приобрела!

Моська. Понацепила идиотские банты!

Муха. Кикимора!

Люся. Тварь болотная!

Жора. Пугало огородное!

Моська. Чучело! (Строят рожи, тыркают, срывают одну лямку фартука, треплют волосы, рвут ее книги, тетрадь. Звонок.)

Жора. Ура, домой!

Ляля (остается одна, опустив голову на парту). Ну за что? Господи! За чьи грехи? Откуда такая ненависть и злоба? Ну не похожа я на них, но ведь не должны же быть все одинаковыми. Господи, ну что плохого в том, что я пишу стихи, люблю Ахматову и Цветаеву. Что плохого в моих косичках? (Собирает клочки бумаги в сумку и уходит.)

(Звонок. Входит весь класс, в руках одного из учеников портфель Ляли.)

Моська. Давай быстрее! (Одноклассники перебрасывают друг другу портфель Ляли.)

Сушкин. Сюда, сюда кидай!

Жора. Доставайте тетрадь по геометрии. Может, Лошадь сделала эту чертову задачу. (Достают тетрадь, падает фотография.)

Муха. Во «шиза»! Давайте что-нибудь приделаем.

Альфред. Потрясная мысля! Дай ручку. Я ему сейчас усы приделаю и бороду…

Жора. …и рога! Во черт получился! Ха-ха-ха!

Муха. Теперь они друг другу пара!

(Входит Ляля, в руках тетрадь. Говорит шепотом).

Ляля. Отдайте фотографию, прошу вас, отдайте.

Моська. А что, если не отдадим, чмырю своему пожалуешься?

Люся. На, на, полюбуйся (издеваясь). Ах ты, дорогой, любимый Лошарик!

Ляля. Отдай! (Вырывает фото, замахивается тетрадью, Альфред отбирает тетрадь сзади. Ляля в слезах убегает.)

Пшенка. Ну и твари же вы! Это же ее брат! Он в Чечне без вести пропал. А вы! Правильно говорят: «Чем больше знаю я людей, тем больше нравятся собаки». Они хоть друг друга в клочья не рвут, как это делаете вы. Ляля, подожди! Я с тобой!

(Все приуныли. Альфред выходит на первый план.)

Альфред. Чего приуныли, ну и что, что брат, ну и что, что пропал. Вы смотрите, что у меня есть. (Показывает тетрадь. Начинает, кривляясь, читать.) «Здравствуй, дневничок! Я снова пишу на твои белоснежные страницы. Сегодня маме стало еще хуже, врачи говорят, что долго не проживет. Мама просила принести магнитофон и записи Штрауса. Может, это ей поднимет настроение…» (Смеется, кто-то другой вырывает дневник).

Жора. «Известий от брата никаких, да еще вдобавок в школе неприятности: у Елены Петровны кошелек украли и почему-то все решили, что это я. Ну и я хороша, ведь видела, на столе лежал коричневый кошелек, нет чтобы убрать в шкаф или еще куда-нибудь. Нет, оставила, и вот теперь… Все мои тетради и книги в клочья…»

Люся. «Сегодня в гардеробе кто-то лезвием исполосовал мое пальто. Что же теперь носить? На следующую зиму придется ходить в куртке. Надеюсь, она еще мне впору…» (Моська вырывает дневник, читает).

Моська. «Прошел месяц после ЧП. Травля еще идет, вор не найден. Зато сегодня нашла свой портфель в мусорной корзине. Сколько можно терпеть? А тут еще вдобавок снова приходил следователь. Просил точное описание кошелька. Я сказала, что кошелек был коричневый, но он настаивал на том, чтобы я рассказала, какой был рисунок. А я ведь видела кошелек лишь сверху. И даже в руки его не брала, откуда я могу знать, что с другой стороны было нарисовано…»

Альфред. Ой, вот врет, а! Не брала! Небось, еще полчаса рассматривала девицу в обалденном прикиде, что там была нарисована.

Муха. А ты откуда знаешь?

Моська. Что-то очень странно!

Жора. Может, ты был последним в классе?

Альфред. Вы что не знали, ну в дневнике ведь написано, что был рисунок!

Люся. Но лошадь не описала сам рисунок!

(Вбегает Пшенка в панике).

Пшенка. Ляля! Там Ляля! Я за ней, а там дорога! Я кричу. А она не слышит, бежит как чумная. А тут машина. Ляля ее не заметила или не хотела замечать! И она теперь там! Может, скорую надо? А?

(Все с криком: «Лошадь! Конева! Ляля!» — выбегают из класса.)

Альфред (один). Ляля! Машина! Ну и черт с ней! (Кривляясь.) «Может, ты был последним?» Да, был, и что? Хотел отомстить этой Колбе, идиотке! (Он говорит и не замечает, как в класс входят все его одноклассники, они занимают полкласса, скапливаются у двери и слушают.) Ведь контрольные у нас с Лошадью были одинаковые. Я ведь у нее списал! А результат? Ей «5», а мне «3». Вот и взял кошелек. Что, думаете — из-за денег? Да зачем они мне нужны! Я в порядке. А тут дай, думаю, возьму, пусть побесится. Во, потеха! «Мои последние деньги! Вся зарплата!..» Не, а Лошадь я здорово подставил! Вот только тетрадь ее не надо было читать! Сам виноват! (Поворачивается к одноклассникам.) Чего уставились? Тоже, небось, судить да наказать хотите? А? (Дети разворачиваются и потихоньку уходят.)

(Кто-то говорит: «Поздно!»)

Альфред. Чего поздно? Вы куда? Я не хочу один…

Пшенка. Ляле не помочь! Поздно!

Альфред. Я не хотел, чтобы вот так…

(Звучат школьные песни, входит «взрослый» Жора.)

Жора. Сразу после случившегося семья Альфреда переехала в другой город. А у нас в классе начались разбирательства, обсуждения, следствие… Да, всем тогда было нелегко. Эта история повлияла на каждого из нас, а как и в какой степени — это уже другая история…

Психолог. Большое спасибо актерам труппы «МЫ»! Что ж, друзья, думаю, после просмотра этого спектакля вы можете и сами раскрыть ту проблему, которая скрыта под термином «буллинг». (Предположения зрителей.)

Совершенно верно, это проблема насилия, давления одного человека или группы людей на того, кто не похож на остальных. В этой жизненной драме есть очень много ролей: «жертвы», «зачинщики», «преследователи», «равнодушные зрители», «защитники» и др. Какую из этих ролей играете вы? Попробуйте для себя ответить на этот вопрос.

Представьте себя «жертвами». Что вы испытываете?

(Ответы зрителей: боль, обиду, разочарование, одиночество, бессилие или, наоборот, желание отомстить и др.)

Итак, несмотря на все наши различия в роли жертвы наши чувства схожи. И чувства эти имеют негативный, можно сказать, деструктивный характер. А теперь попробуйте представить себя «преследователями». Почему, по какой причине вы им стали?

(Ответы зрителей: «Чтобы самого не «гоняли»; «все измываются, и я заодно»; «мы же просто так шутим».)

Как вы считаете, что может сделать взрослый человек: учитель, родитель, тот, на чьих глазах разыгрываются те или иные акты этой трагедии? Попробуйте представить себя на месте родителей жертвы, какие чувства вы испытываете? Чем и как вы могли бы помочь своему ребенку? А если ваш ребенок является зачинщиком преследования? Какие чувства вы бы испытывали? Ваши действия для конструктивного разрешения критической ситуации. (Вместе с детьми психолог обсуждает ситуации и вырабатывает рекомендации по преодолению проблемы.)

Спасибо за активную работу. Мне хотелось бы рассказать вам притчу.

Притча

Жили в городе Хитрец и Мудрец. Решил как-то Хитрец перехитрить Мудреца. поймал он на лугу бабочку, позвал соседей с собою, пошел к Мудрецу и спрашивает:

— Скажи, Мудрец, что у меня в руках — живое или мертвое?

А сам думает: если Мудрец ответит «живое» — я сожму пальцы и бабочка умрет, а если ответит «мертвое» — я разожму пальцы и бабочка полетит…

Все вокруг с нетерпением ждали ответа мудреца. А он посмотрел на протянутый кулак Хитреца и ответил:

— Все в твоих руках!

Как справляться с агрессией

Психолог. Итак, какой бы сложной ни была ситуация, разрешение ее всегда зависит от нас, от наших помыслов, действий, поступков. И в подтверждение этого — следующая постановка старшей театральной труппы «МЫ».

Метаморфозы

Действующие лица:

поэт (а также голос поэта, озвучивающий его мысли, ощущения). Светлая половина души. Темная половина души (ее текст выделен полужирным курсивом).

Голос.Ночь. Небо, потерявшее свой покой, гоняло разорванные в клочья, тучи. Нет, не было никакого ветра, было лишь беспокойство, во всем, решительно во всем не было покоя…

Поэт. Терзает все,
Терзает все во мне
Дух творчества,
Он рвется на свободу,
Бросает в жар меня
И в океан безумства
И просит, просит слова!
Как быть?
Как быть мне с ним.
И нет уж сил бороться!
Пусть он владеет мной!
Но что за музыка? Откуда она льется?!

(В глубине комнаты появляется теневой силуэт девушки, который через несколько мгновений исчезает.)

Что за видение? Кто ты? Подожди! Постой!..
Не покидай меня… поговори со мной…
Утешь меня! Не смешивайся с пустотой!
Исчезла….
О, разум мой! Не оставляй меня во власти злого рока!
Дай мне прожить всю жизнь мою до срока…

(Вновь появляется силуэт девушки.)

Душа. Ну что ж, живи и делай выбор!

Поэт. Я, кажется, схожу с ума…
То сон иль явь… она иль не она…

Душа. Твоя частичка я твоя душа,
А если быть точнее, ее тень.
Бываю разной я,
Как ночь и день!
Как шахматное поле
Черно-белой,
Трусливой иногда и смелой,
Бываю лживой я,
Бываю и правдивой,
И своенравной, и строптивой,
Послушной и коленопреклоненной,
Бываю чудной я… и так — обыкновенной!
Ну в общем, все зависит от тебя!
Поэт.
Так вот какая ты, моя душа,
Та, что в теле моем томится!
Давай же побеседуем с тобою не спеша,
И этот разговор поможет мне забыться
И выгнать этот дух за дверь,
И больше не творить…
Не созидать,
А просто жить!
Как все другие, просто жить!

Душа. О, этот дух! Он мне знаком, поверь!
Он просто так людей не отпускает.
И если в комнате твоей он обитает,
То уж в тебя он обязательно ворвется!
И вот тогда вся боль твоя сорвется
С пера на лист!
Словами будет капать…
Когда свеча будет плясать и плакать!..

Поэт. Все, замолчи! Я так устал!
Мне тяжек этот пьедестал!
Хочу я повседневной суеты,
Обычной человеческой мечты!
Я разве многого прошу? Скажи?
Ну почему вокруг лишь муляжи и маски?
И даже ты — как героиня сказки!
Ты — тень моей души!
Но что это творится?
В моих глазах все начало двоиться!

Душа. Ты мечешься! Меня ты этим разрываешь
На составные части! Знаешь,
Одна из нас несет в себе добро!
Другая — зло!
Кто будет рядом и с кем тебе творить –
Зависит от тебя!
Как сделаешь ты выбор, так тому и быть…
Подумай, что сеешь ты вокруг
Порок, раздор и смуту?
Или добро, любовь и красоту?
И кто с тобою рядом: враг иль друг?
Всмотрись в себя, вглядись в глаза свои,
Что, нашим зеркалом являясь, поведают тебе о многом!

(При звучании голоса персонажи на сцене замирают — «стоп-кадр», затем действие продолжается.)

Голос. В комнате как-то странно ярко горела свеча. Пламя ее освещало непроглядную тьму комнаты и, видимо, пыталось осветить тьму моей души.

(Поэт рассматривает себя в зеркале, отворачивается, услышав голос, поворачивается к зеркалу вновь и видит вместо своего отражения девушку в черном.)

Душа. О, мой Поэт!
Как долго я ждала минуты этой
Нашего свидания!
Гляди в мои глаза,
Иду к тебе из Вечности в Реальность!
А вот и я! Перешагнула мирозданье!

(Девушка перешагивает черту, которая очерчена по желанию и возможностям постановщика, в нашем случае это была натянутая целлофановая пленка.)

Я здесь, с тобой,
Мой Бог и мой Герой!
Ну, что ж ты отвернулся?
Всмотрись в меня, ведь я — твоя частичка!

Поэт. О, ты красива, это правда!
Как может быть красиво только Зло!

Душа. Что ж, кажется, с тобой мне повезло!
И ты меня прекрасно знаешь!

Поэт. Отстань! Ты что, не понимаешь,
Что я певец Любви!

Душа. Ха-ха! А как же это…
Любить тебя?
Мне чужды эти чувства!
Могу дарить я только Боль,
Ее ты хочешь? Что ж, изволь!

Поэт. То было так — сплошное рифмоплетство!

Душа. А мне понравилось сие творенье!
Не то что это вот стихотворенье!
Любовь моя, о, как прекрасны твои лики,
Что я встречаю там и тут.
Тебя я вижу в каждом блике –
В росинке, радуге, в цветах и детях, что растут!

Поэт. Зачем?
Зачем ты появилась тут?
В глаза мне смотришь и смеешься!

Душа. Скажи мне, милый, ты когда-нибудь заткнешься?
Ну хватит нюни распускать!
Бери перо!

Поэт. Не буду сочинять!

Душа. Ах, так! Бери перо!
Сегодня условия диктую я!
Ты, слышал? Я!

Голос. Свеча светом своим разрезала мое тело, и шаг за шагом проникала в меня, высвечивая все уродство моих чувств, мыслей, поступков. Пламя не знало жалости, уничтожало все, что считало ненужным…

Душа.

Отныне муза я твоя!
Пиши!
Мне надоели жизни краски,
Я Зла хочу увидеть пляску
И Ненависти торжество,
Ее я называю Божеством.

Поэт.

Что за убогие стихи?
За что мне это наказание?

Душа.

Еще спроси — за чьи грехи?!
Смерть прославлять — твое призвание!

Поэт. А как же жизнь? Надежда? Вера? И любовь?

Душа. Не говори при мне ты этих слов!
Забудь о ней! Не думай о Добре!

(В проеме зеркала появляется светлая половина Души Поэта.)

Голос. А где-то далеко-далеко зарождался новый день…

Душа. Ты мой Поэт! Я твоя Муза!

Поэт. Увы, я понял, для меня ты лишь обуза!

Душа. Ведь нам вдвоем с тобою хорошо!
Куда же ты? Куда же ты ушел?

(Поэт выводит за руку свою светлую половину Души в комнату)

Поэт.

Я ждал Тебя!
Я знал, что ты придешь!
Надеялся, что не оставишь одного!
И вот ты здесь, моя Душа!

Душа. Нет!!!

(Экспрессия — борьба. Финальная сцена — танец. Поэт, связанный черным и белым кусками полотна, на коленях смотрит на зрителей: слева от него Добро, справа — Зло).

Голос.Ночь. Небо, потерявшее свой покой, гоняло разорванные в клочья тучи. Нет, не было никакого ветра, было лишь беспокойство, во всем, решительно во всем не было покоя…

Поэт (освобождаясь от связывающих его полотен).

О, Боги! Что же происходит!?
Я сам себя на части разрываю!
Что делать мне?
Увы, не знаю!
Кем быть? И как мне дальше жить?
Быть может, все на жизненном пути
Ломать, крушить?
Иль созидать, творить?

Голос.Где-то далеко-далеко зарождался новый день…И в чьем-то сердце загорался огонь, который подарит мне новую ЖИЗНЬ!

Душа. Быть лучше созидателем на этой вот земле!
Уж точно не предателем!
Чтоб не гореть в огне
Стыда! И совести своей не изменить!
И просто – жить!
Верить, надеяться, любить!
«Кем быть?» Ответ на твой вопрос простой!
Ты постарайся быть самим собой!
Самим собой!

(Звучит лейтмотив Добра, обе половинки Души покидают сцену через зеркало, при этом каждая из половинок уносит по одной свече, Поэт медленно возвращается к своему рабочему столу, задувает оставшиеся свечи, опускает голову, сцена погружается в темноту. Занавес.)

Психолог. На мой взгляд, все точки над «i» расставлены, так как имеющий уши — услышит, имеющий глаза — увидит, а имеющий душу — воспримет!

Спасибо всем, кто был сегодня активным, мыслящим! Всем, кто делился своим мнением, всем, кто работал на сцене. И до новых интересных встреч!

ЛИТЕРАТУРА

Кипнис М. Драмотерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения. — М.: Ось-89, 2002.

Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. — СПб.: Речь, 2003.

Пезешкиан Н. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия. — М.: Генезис, 2004 (Позитивная психотерапия).

Мелло Энтони де. Зачем поет птица? Перев. с англ. О. Вишмидта. — М.: ИД «София», 2004.