Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №20/2008


Книжный шкаф

Профориентация

В.Г. Степанов
М.: Академический проект,
2008

Среди многообразных направлений деятельности, которыми приходится заниматься школьному психологу, работа по профориентации учащихся, возможно, и не стоит на первом месте. Однако, если основной его контингент — старшеклассники, то рано или поздно с неумолимой неизбежностью психологическая помощь в профессиональном самоопределении подростков становится его обязанностью.Книга В.Г. Степанова может оказаться полезной психологу при осуществлении такой помощи.

Следует сразу подчеркнуть, что в силу жанра книги (это учебное пособие для вузов) здесь вы не найдете подробных описаний технологии профориентационной работы, конкретных алгоритмов и сценариев. Автор ставил перед собой иную задачу — изложить и связать факты фундаментальных научных исследований с практическими проблемами выбора профессии и трудовой подготовки школьников и взрослых. При этом раскрыть взаимосвязь функциональной асимметрии мозга с выбором профессии, оценить роль этого психофизиологического фактора в подготовке к выбору, освоению и совершенствованию профессии человеком.

Оказывается, что у большого количества старших подростков отмечается высокая положительная корреляция их непосредственных профессиональных предпочтений с характером латерализации психических функций. И, между прочим, успешность в целом ряде профессий теснейшим образом связана с право- или леворукостью. Так, например, как показывают исследования, леворукость сильно мешает летчикам: аварии, в которых главную роль сыграл человеческий фактор, происходят чаще по вине леворуких летчиков.

Книга состоит из четырех частей, три из которых носят не вполне традиционные для учебных пособий названия: «пропедевтическая», «экспериментально-теоретическая», «психолого-практическая». Интересно, что пропедевтическая часть занимает почти половину весьма внушительного тома. Важной для читателя может оказаться информация об основных когнитивных стилях (стратегиях), реализуемых человеком, поскольку учет этих стилей позволяет решить сложные задачи профориентации. Автор предлагает некоторые методы и приемы развития когнитивных стилей учащихся, рекомендуемых для применения в профориентационной работе.

Акцентируя внимание на общих закономерностях функциональной асимметрии головного мозга и способах решения проблем профориентации в школе, автор прекрасно осознает необходимость учета в этой работе и других индивидуальных и личностных особенностей, однако для него было важным указать именно на особенности латерализации, поскольку зачастую они остаются без должного внимания при выборе профессии.

При всей информационной насыщенности книги в ней, к сожалению, остались недостаточно освещенными исследования в области функциональной асимметрии последних лет — например, не рассматриваются работы известного специалиста в этой области Марьяны Безруких. Вместе с тем педагог-психолог, который считает важным постоянно пополнять багаж научных знаний, а не только копить методические разработки, сочтет эту книгу полезной для себя.

Олег ЗЕМСКОВ

Статья опубликована при поддержке центра лечения в Израиле. Центр представляет ведущие клиники и лучших докторов страны для экономии Вашего времени и денег. Акушерство и роды, дерматология, нейрохирургия, офтальмология, гастроэнтерология, ортопедия, эндокринология, неврология, пластическая хирургия и многое другое. Посмотреть полный список программ лечения, цены, отзывы пациентов, получить консультацию и узнать контакты центра Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://isr-clinic.com/.