Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2008


Конкурс

НОМИНАЦИЯ:

«Работаем в команде: сотрудничество психолога
с учителями-предметниками и другими специалистами»

 

Педагогическая ситуация

Методическая разработка педагогического совета

 

Необходимое оборудование к проведению педсовета:

— телевизор, видеомагнитофон, экран, компьютер, магнитофон;

— магниты;

— список литературы по проблеме педсовета;

— таблички: «Сложная педагогическая ситуация» — 1 шт.; «Методы и приемы коррекции» — 1 шт.; «Ожидаемый результат» — 1 шт.; «Эксперты» — 1 шт.; «Координатор» (руководитель группыпродуктивно­деловой игры «Педагогическая ситуация») — 4 шт.; «Спикер (руководители групп проблемно­деятельностной игры «Анализ деятельности — проблема — путь решения» — 4 шт.

Цель: мотивация деятельности педагогического коллектива по проблеме девиантного поведения.

Задачи:

1. Отразить положительный опыт работы педагогического коллектива по проблеме отклоняющегося поведения.

2. Сформировать банк информации (формы, методы, приемы, способы и др.) по коррекции девиантного поведения обучающихся.

3. Обозначить наиболее актуальные проблемы педагогического коллектива школы и пути их решения, способствующие новому качеству управления.

4. Способствовать выявлению и реализации профессионализма и личностной индивидуальности каждого педагога.

Повестка дня:

I. Теоретическая часть «Формирование приемлемого поведения».

• Причины отклоняющегося поведения у детей по мнению родителей и учащихся (на основе анкетных данных). Выступление педагогапсихолога школы.

• Организация досуговой деятельности как одно из важных условий формирования приемлемого поведения. Выступление заместителя директора по воспитательной работе.

• Эффективность педагогического труда учителя — средство коррекции девиантного поведения. Выступление заместителя директора по учебновоспитательной работе.

II. Продуктивноделовая игра «Педагогическая ситуация». Ответственные — педагоги школы.

III. Проблемнодеятельностная игра «Анализ деятельности — проблема — путь решения». Ответственные — администрация школы.

 

ХОД ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

I. Теоретическая часть «Формирование приемлемого поведения»

Выступление заместителя директора по учебновоспитательной работе «Эффективность педагогического труда учителя — средство коррекции девиантного поведения».

Сначала — три ситуации.

Учитель вошел, подошел к своему столу, выдержал паузу, с улыбкой посмотрел каждому в глаза, сказал:

— Сегодня урок будет необычный, — и добавил: — у нас сегодня будет очень интересный урок. Я сейчас каждому раздам листочки бумаги, на которых в конце урока поставите оценку мне, себе и самому уроку, то есть выскажете свои впечатления об уроке. Итак, мы начинаем…

Учитель вошел, весело поприветствовал детей и заметил:

— Я хочу, чтобы вы запомнили этот урок, сегодня я расскажу вам что­то очень интересное и важное, и пусть чудо тихо постучится в ваши души, я расскажу вам о судьбе одного поэта — о нашей с вами судьбе.

Учитель появился в классе с опозданием. Вошел строгой походкой, собранный, четкий, решительный. Класс в это время шумел и был где угодно, но только не на уроке. Учитель поздоровался, кто­то ответил ему, кто­то — нет. Стараясь перекричать класс, он сказал, что начинает опрос. К доске пойдет Ваня, а остальным надо внимательно слушать.

Но в классе продолжался шум.

Сложность формирования мотивов учения, возбуждения познавательного интереса у учащихся, повышение эмоционального настроения обучающихся с нарушением поведения беспокоит наших педагогов постоянно.

Нам, педагогам, очень важно помнить об организационнопсихологическом моменте для самих себя. Настрой, с которым учитель приходит в класс, фактически определяет характер взаимодействия, линию успеха в общении с детьми, степень вовлечения учащихся в урок, дисциплину на уроке, успешность процесса обучения как для обучающихся, так и для самого учителя, а самое главное — результат урока, то есть достижение целей.

Хочу сказать о работе отдельных педагогов школы, которые применяют наиболее эффективные методы и приемы обучения, способствующие коррекции поведения.

Когда наиболее полно раскрывается учитель? Убеждена, что при изучении нового материала. Многие из нас бывали на уроках у (Ф.И.О. педагога). Она уже давно и очень успешно использует групповые средства обучения. Это позволяет ей при введении нового материала заставить каждого ученика думать, анализировать, рассуждать, искать ответ на вопрос. При таком подходе ученикам приходится добывать знания самим, но с четкой помощью, руководящей и направляющей, учителя. Такая учебная деятельность носит творческий характер: дети сами открыли для себя знания и выразили их посвоему. Здесь нельзя отвлекаться, так как работает группа и оценка ее деятельности будет зависеть от работы каждого участника, где один за всех и все за одного. Учитель таким подходом обеспечивает тройной эффект: более качественное усвоение знаний, развитие и коррекцию, воспитание активной личности, способной отстаивать свое мнение.

Да, на таком уроке можно слышать рабочий шум, но в том и эффективность обучения: работают все, а не один. Современная педагогика требует отхода от репродуктивных методов обучения.

Как известно, работоспособность учащихся на уроке не одинакова. Если учитель нерационально распределит учебное время, обязательно возникнут эмоциональные вспышки на фоне утомляемо­сти. Первые 10 минут фаза врабатываемости, затем 20 минут высокой активности. (Ф.И.О. педагога) на своих уроках это всегда учитывает. Она не перегружает этап, предшествующий введению новых знаний, а тщательно отбирает для него действительно необходимое, в первую очередь, для актуализации, тщательно готовит дидактический материал. Профессиональное чутье ей подсказывает, удалось ли сформировать внутреннюю готовность к освоению нового материала, каков общий уровень мотивации класса и можно ли уже приступать к изучению нового материала.

А главному этапу — введению новых знаний и первичному закреплению — отводится лучшее время урока. Педагог умело предупреждает наступление утомляемости, за урок проводит 3–4 физкультурные паузы и минутки, что способствует профилактике нарушений поведения, эмоциональных вспышек. Ее урокам всегда присущ деловой стиль, и самого педагога и детей, когда бы ты к ним ни зашел, никогда не увидишь скучающими.

Психологи утверждают, что люди различаются по ведущему анализатору: одни лучше воспринимают информацию зрительно, другие — на слух. Первых значительно больше, чем вторых, особенно среди наших учащихся. Выход из сложившейся ситуации очевиден: фиксировать на доске и одновременно в тетрадях новый материал, таким образом создавая зрительную опору в восприятии нового материала и помощь в подготовке домашнего задания.

Эффективность педагогического труда в применении опорных сигналов хорошо прослеживается в работе (Ф.И.О. педагога). Разновидностей опорных сигналов она применяет много: символы, схемы, таблицы, опорные слова и др. Задания по составлению опорных сигналов на ее уроках носят практический характер, при этом она умело использует индивидуальную и групповую работу с учетом возможностей ученика.

Оценивание ученического творческого продукта обычно идет на основе анализа, в каждой работе отмечается положительное, но говорится и о том, что можно было бы сделать подругому. Педагог успешно работает на создание ситуации успеха для каждого ученика, это побуждает учащихся к дальнейшей активной деятельности на уроке.

П.Я. Гальперин в разработанной им теории поэтапного формирования умственных действий указывал на необходимость формирования, прежде всего, мотива действий «Для чего я это делаю?». (Ф.И.О. педагога) посредством настроя на взаимодействие, сотрудничество с обучающимися, определенный уровень доверия и даже самостоятельность, направляет деятельность старшеклассников на достижение определенных целей и задач. Мысль, побужденная потребностью, становится регулятором поведения, у старшеклассников оно становится целенаправленным, критичным, личностно­мотивированным.

Как известно, навыки вырабатываются многократным повторением определенного действия: сделал 100 бросков в кольцо — научился, освоил то, что сразу никак не получалось. Разумеется, этапы формирования умений и навыков по своей сути репродуктивны, но их можно сделать занимательными и увлекательными, веселыми и соревновательными, а значит, эффективными в педагогическом процессе. (Ф.И.О. педагога) на своих уроках профессионально учит технике любой спортивной игры, удачным приемам работы по коррекции зрительно­моторной координации, распределению внимания, где необходимо рассчитать силу броска, учесть расстояние, быть точным, где будет бесполезной суета и торопливость. Он воспитывает в своих учениках мужскую выдержку, хладнокровие и спокойствие, на деле доказывает им, что эмоциональные вспышки, кон­фликты приводят только к проигрышу. В спорте важен конечный результат. С приходом этого педагога уроки физкультуры стали более значимыми для наших детей, вспомните о победах в баскетболе учащихся нашей школы.

Мы все с вами осознаем необходимость комплексного применения различных средств обучения. В последнее время в организацию более качественного учебнопознавательного процесса все активнее внедряются информационные технологии обучения. Однако, чтобы внедрять, нужно ими владеть. Админи­страция школы беспокоится о создании условий для обучения педагогов и решает эту проблему. Уже год в нашей школе есть проектор, но, к сожалению, пока в учебном процессе никто его не применяет. Начинать, наверное, надо с себя, поэтому обязуюсь в скором времени провести урок с использованием информационно­технических средств.

Готовясь к выступлению, думала о каждом педагоге. Старалась подчеркнуть, насколько значима фигура учителя для помощи каждому нашему ученику. Мне хотелось бы сказать немало хорошего о каждом нашем учителе, но, к сожалению, жесткие временные рамки не позволяют этого сделать.

II. Продуктивно-деловая игра «Педагогическая ситуация»

Памятка № 1
(на каждый стол)

Для группового обсуждения мнений и принятия какоголибо решения рекомендуем соблюдать следу­ющие правила:

1. Обязательное участие каждого в работе группы на протяжении всей игры.

2. Откровенность и доброжелательность в общении.

3. «Работаем без погон», то есть все равны в общении без учета заслуг, званий и педагогического стажа.

4. Четко и ясно выражайте свои мысли, стремитесь «сделать себя понятным» себе и другим.

5. Помните, что каждый игрок ответственен за результат работы группы, а группа — за каждого.

Памятка № 2
Памятка группе экспертов по первой игре

1. Заполнить раздел «Заключение экспертной группы» по каждой группе (информационные листы для игры выданы заранее).

2. Отметить наиболее интересные, актуальные и сложные педагогические ситуации.

3. Прокомментировать правильность подбора методов и приемов коррекции данных педагогических ситуаций и ожидаемые результаты.

4. Привести к консенсусу противоположные мнения, предложить итоговый вариант спорных формулировок.

5. Оценить работу оппонентов.

6. Обобщить предлагаемое.

7. Результаты своей работы отобразить наглядно («дерево идей» и пр.), учитывая критерий значимости.

Педагогические ситуации:

1. Класс идет на спектакль. Проведен инструктаж по правилам поведения. Подойдя к проезжей части, останавливаются. Неожиданно один ученик выбегает из строя и бежит в противоположном направлении. На попытки вернуть ученика словесными просьбами тот не реагирует и продолжает двигаться дальше…

2. Урок чтения. Изучают повесть «Слепой музыкант». Один из учащихся содержимое рассказа выразил нецензурной бранью и показал неприличный жест.

3. Класс выполняет практическую работу. Неудача в выполнении задания стала причиной вспышки гнева у девочки. Она кричит, нецензурно выражается, разбрасывает вещи. На контакт не идет. Долго не успокаивается, помощь не принимает, отказывается работать.

4. На уроке ученик отказался работать, сначала он просто сидел, потом стал отвлекать других. На просьбу учителя не мешать классу стал кричать скверные слова.

5. В классе есть ученик, которого не принимают в коллектив. После очередного конфликта дети настаивают на исключении мальчика из класса. Сам школьник понимает, что друзей у него нет, но часто становится инициатором конфликтов.

Некоторые понятия, необходимые при работе с информационной таблицей (cм. внизу).

 

Информационный лист
для продуктивно-деловой игры «Педагогическая ситуация»

№ п/п

Сложная
педагогическая
ситуация

Методы и приемы
коррекции
данной педагогической ситуации

Ожидаемый
результат

Предложения
оппонентов

Заключение
экспертной
группы

 

Информационный лист для проблемно-деятельностной игры
«Анализ деятельности — проблема — путь решения»


п/п

Актуальная
проблема
для коллектива педагогов школы

Пути и средства
разрешения
данной проблемы
(оптимальные меры)

Необходимые
ресурсы

Сроки

Предложения
оппонентов

Заключение
экспертной
группы

1. Сложная педагогическая ситуация, как правило, характеризуется напряженностью, зачастую находящей выражение в различного рода конфликтных проявлениях. Она требует педагогически правильного решения с учетом причин, порождающих противоречия. Сложная педагогическая ситуация не возникает внезапно. Сигналами возможного появления сложной педагогической ситуации могут служить постепенное ухудшение поведения, необоснованная агрессия, растерянность, невнимательность и др.

2. Метод — это способ прямого или опосредованного влияния на личность, способ действия или достижения какой­либо цели.

3. Прием — часть метода, его фрагмент.

4. Коррекция — воздействие с целью исправления недостатков.

Чтобы выбрать тот или иной прием педагогического воздействия, необходимо четко представлять себе, чего вам нужно добиться с его помощью.

Примечание: в ходе работы можно добавить свои понятия, необходимые для эффективной подготовки «домашнего задания».

III. Проблемно-деятельностная игра
«Анализ деятельности — проблема — путь решения»

Памятка № 3
Памятка группе экспертов по второй игре

1. Заполнить раздел «Заключение экспертной группы» по каждой группе.

2. Раскрыть и обобщить состав блока проблем по каждому из двух направлений (обозначаться будут последовательно) после их представления всеми тремя группами, прокомментировать связи между проблемами.

3. Назвать, какие проблемы обозначены и названы впервые, а может быть, очень актуально переформулированы.

4. Определить оптимальные пути решения выделенных вамипроблем исходя из имеющихся ресурсов.

5. Оценить работу оппонентов.

6. Обозначить актуальность проблем по времени: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.

7. Результаты своей работы отобразить наглядно (пирамида, дом и т.п.),учитывая критерий актуальности и времени.

8. Не бояться принимать и учитывать ценные замечания и предложения своих коллег по управлению.

В ходе данного этапа работы на педагогическом совете педагоги работают в группах над педагогическими проблемами, используя информационный лист, памятку № 3.

Педагогические проблемы:

1. Классный руководитель не всегда владеет полной информацией о результатах беседы с учеником на совете профилактики, на консультациях администрации с родителями.

2. Сложности с оформлением документов и характеристик в социальные учреждения города.

3. Отсутствие кабинетной системы в школе. Проблема хранения инвентаря и методических материалов.

4. Дежурство по школе. Проблема: курение учащихся на переменах.

5. Среди учащихся специальной (коррекционной) школы много детей с девиантным поведением.

Комментариик работе с информационным листом (см. внизу):

проблемаэто несоответствие между желаемым и реальным состоянием системы:

средства — это не конкретные мероприятия (беседы, экскурсии, собрания и пр.), а виды деятельности, как педагогов, так и обучающихся, которые используются в процессе реализации того или иного метода.

1. В разделе «Актуальная проблема для коллектива педагогов школы» необходимо обозначить проблемы в двух направлениях (в каждом направлении может быть несколько проблем):

• то, что недоработано или не использовано коллективом и администрацией по теме «Коррекция девиантного поведения в условиях нашего образовательного учреждения»;

• проблемы в системе управления школой, педагогическим коллективом в целом.

2. В разделе «Пути и средства…» рекомендуем обратить внимание на само понятие.

3. В разделе «Необходимые ресурсы» нужно обо­значить:

• неиспользованные ресурсы;

• те, которых у нас нет, но для их создания есть все необходимые условия.

Напоминаем виды ресурсов: материально­технический, кадровый, научнометодический, организационный, информационный, финансовый.

4.Срокиэто только ваше мнение.

5. В раздел «Предложения оппонентов» впишите предложения, поступившие от других групп.

6. Раздел «Заключение экспертной группы» заполняет группа экспертов.

Примечание:в ходе работы можно добавить свои понятия, необходимые для эффективной работы.

Лидия ДРЯГИНА,
заместитель директора
муниципального специального (коррекционного)
образовательного учреждения
для обучающихся, воспитанников
с отклонениями в развитии
специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы VIII вида,
г. Кирово-Чепецк, Кировская область